Анализ стихотворения Брюсова “Грядущие гунны”

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:25, статья

Описание работы

Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10 августа 1905 г.
В “Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову. Что будет дальше, какой конкретный мир возникнет на развалинах прошлого, как он будет реально построен - все это представлялось Брюсову в весьма абстрактном виде.

Работа содержит 1 файл

Анализ стихотворения Брюсова “Грядущие гунны”.docx

— 19.61 Кб (Скачать)

ГРЯДУЩИЕ ГУННЫ 
 
 
Где вы, грядущие гунны, 
Что тучей нависли над миром! 
Слышу ваш топот чугунный 
По еще не открытым Памирам. 
 
На нас ордой опьянелой 
Рухните с темных становий - 
Оживить одряхлевшее тело 
Волной пылающей крови. 
 
Поставьте, невольники воли, 
Шалаши у дворцов, как бывало, 
Всколосите веселое поле 
На месте тронного зала. 
 

Сложите книги кострами, 
Пляшите в их радостном свете, 
Творите мерзость во храме,- 
Вы во всем неповинны, как дети! 
 
А мы, мудрецы и поэты, 
Хранители тайны и веры, 
Унесем зажженные светы, 
В катакомбы, в пустыни, в пещеры. 
 
И что, под бурей летучей. 
Под этой грозой разрушений, 
Сохранит играющий Случай 
Из наших заветных творений? 
 
Бесследно все сгибнет, быть может, 
Что ведомо было одним нам, 
Но вас, кто меня уничтожит, 
Встречаю приветственным гимном.


Анализ стихотворения Брюсова  “Грядущие гунны”

Стихотворение «Грядущие  гунны» Валерий Брюсов писал почти  целый год и закончил 10 августа 1905 г.

В “Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции  и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный  смысл революции, каким он виделся  Брюсову. Что будет дальше, какой  конкретный мир возникнет на развалинах прошлого, как он будет реально  построен - все это представлялось Брюсову в весьма абстрактном  виде.

В Брюсове в годы первой русской революции поколебалась вера в высшее единство человеческой культуры. Ему пришлось почти физически  ощутить, что он и его современники и сподвижники по литературе стоят  на рубеже двух культур - одной гибнущей, другой нарождающейся и покамест темной и чужой. Это было то ощущение исторического катаклизма, которое продиктовало ему "Грядущих гуннов" - стихи о гибели культуры и о диком обновлении мира. С тех пор это ощущение не покидало Брюсова.

Говоря о "грядущих гуннах", он говорит о тех варварах, нашествие  которых предвидел еще Герцен. Одновременно это звучит и как  предчувствие событий, последовавших  вскоре за этим. Одна из строф начинается так:

Сложите книги кострами,

Пляшите в их радостном  свете,

Творите мерзость во храме,

Вы во всем неповинны, как  дети!

А мы, мудрецы и поэты,

Хранители тайны и веры,

Унесем зажженные светы

В катакомбы, в пустыни, в  пещеры.

Иными словами, он предвидел  духовное подполье, которое должно будет спасти культуру, когда "грядущие гунны" сложат старые "книги кострами".

Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение  Брюсова "Грядущие гунны" великолепно  демонстрирует идеологию серебряного  века.

Где вы, грядущие гунны,

Что тучей нависли над  миром?

Слышу ваш топот чугунный

По еще не открытым Памиром.

И кончается стихотворение  так:

Бесследно исчезнет, быть может,

Что ведомо было одним нам.

Но вас, кто меня уничтожит,

Встречаю приветственным гимном!

Какой самоубийственный гимн, какой сложный человек, восторженно  думали многие читатели того времени. А ведь Брюсов -- человек, хотя и талантливый, совсем несложный, а наоборот, примитивный и даже с примитивной хитростью, что гунны учтут его гимн. И гунны, явившись, действительно учли этот гимн и самого Брюсова пощадили и даже слегка возвеличили его.

 

 

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 (13 н.с.) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье среднего достатка. Позднее он писал: “Я был первым ребенком и явился на свет, когда еще отец и мать переживали сильнейшее влияние идей своего времени. Естественно, они с жаром предались моему воспитанию и притом на самых рациональных основах... Под влиянием своих убеждений родители мои очень низко ставили фантазию и даже все искусства, все художественное”. В автобиографии он дополнял: “С младенчества я видел вокруг себя книги (отец составил себе довольно хорошую библиотеку) и слышал разговоры об “умных вещах”. От сказок, от всякой “чертовщины” меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению... Я ... не читал ни Толстого, ни Тургенева, ни даже Пушкина; изо всех поэтов у нас в доме было сделано исключение только для Некрасова, и мальчиком большинство его стихов я знал наизусть.”

Детство и юношеские годы Брюсова  не отмечены чем-либо особенным. Гимназия, которую он окончил в 1893 году, все  более глубокое увлечение чтением, литературой. Потом историко-филологический факультет Московского университета. Десяти-пятнадцатилетним подростком он пробует свои силы в прозе, пытается переводить античных и новых авторов. “Страсть... моя к литературе все возрастала, - вспоминал он позже. - Беспрестанно начинал я новые произведения. Я писал стихи, так много, что скоро исписал толстую тетрадь Poesie, подаренную мне. Я перепробовал все формы - сонеты, тетрацины, октавы, триолеты, рондо, все размеры. Я писал драмы, рассказы, романы... Каждый день увлекал меня все дальше. На пути в гимназию я обдумывал новые произведения, вечером, вместо того чтобы учить уроки, я писал.. У меня набирались громадные пакеты исписанной бумаги”. Все более ясным становилось желание Брюсова целиком посвятить себя литературному творчеству.

В конце 1892 молодой Брюсов знакомится с поэзией французского символизма - Верлена, Рэмбо, Маларме, - оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество. В 1894 - 95 он составляет небольшие сборники “Русские символисты”, большая часть которых была написана самим Брюсовым. Некоторые из этих стихов говорили о таланте автора.

В 1895 издает книгу “Шедевры”, в 1897 - книгу “Это - я” о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. В 1899, окончив университет, полностью  отдается литературной деятельности. В течение двух лет работал  секретарем редакции журнала “Русский архив”. После организации издательства “Скорпион”, которое стало выпускать  “новую литературу” (произведения модернистов), Брюсов принимает активное участие  в организации альманахов и журнала  “Весы” (1904 - 09), лучшего журнала  русского символизма.

В 1900 вышла книга “Третья стража”, после которой Брюсов получил  признание как большой поэт. В 1903 публикует книгу “Граду и миру”, в 1906 - “Венок”, свои лучшие поэтические  книги.

В последующие годы поэзия Брюсова  становится более камерной, появляются новые черты его лирики: интимность, задушевность, простота в выражении мыслей и чувств (сборник “Все напевы”, 1909; книга “Зеркало теней”, 1912).

В годы первой мировой войны отправившись на фронт от одной из самых распространенных газет “Русские ведомости”, Брюсов публикует большое число корреспонденций и статей, посвященных военным вопросам. Лжепатриотический угар быстро проходит, война все больше предстает Брюсову в своем отвратительном обличии. У него возникают острокритические стихи (“Орел двуглавый”, “Многое можно продать..” и др.), которые , естественно, остаются тогда ненапечатанными. Как свидетельствует вдова писателя И.М Брюсова, в мае 1915 года он “окончательно возвратился глубоко разочарованный войной, не имея уже ни малейшего желания видеть поле сражения”.

Отчаявшись найти темы реальные, волнующие, почувствовать и передать всю полноту жизни, он все больше погружается в бездну “творения  стихов”. Он ищет особо изысканные рифмы, создает стихи самой диковинной и редкостной формы. Он создает старофранцузские баллады, пишет стихи, где все слова начинаются на одну букву, пытается возродить формальные приемы поэтов александрийской эпохи. Он достигает исключительной технической изощренности. Многие современники вспоминают, как их ошеломлял импровизационный талант Брюсова, умевшего мгновенно написать классический сонет. В этот период он создает два “венка сонетов”. Выпускает несколько позже сборник “Опыты”, где стремится представить самые разнообразные и сложные способы рифмовки и стихотворные размеры.

К этим годам относится и один из самых грандиозных его поэтических  замыслов - “Сны человечества”. Он возник у Брюсова еще в 1909 году, но окончательно оформился в 1913. Брюсов намеревался  представить, как он сам писал, “душу  человечества, насколько она выражалась в его лирике. Это не должны быть ни переводы, ни подражания, но ряд стихотворений, написанных в тех формах, какие  себе создали последовательно века, чтобы выразить свои заветные мечты”. Даже по первоначальным планам “Сны человечества”  должны были составить не меньше четырех  томов, около трех тысяч стихотворений. Со свойственным ему максимализмом  Брюсов намеревался представить  все формы, которые прошла лирика у всех народов и во все времена. Это издание должно было охватить все эпохи от песен первобытных  племен до европейского декаданса и  неореализма. Этому исполинскому замыслу  не суждено было завершиться.

Тогда же Брюсов выполняет одно из крупнейших и известнейших своих  переводческих предприятий - подготовку обширной антологии армянской поэзии. По совету М.Горького, к нему в 1915 году обратились представители Московского  армянского комитета с просьбой взять  на себя организацию и редактирование сборника переводов армянской поэзии, охватывающего более чем полуторатысячелетнюю ее историю. В 1916 году вышел сборник “Поэзия Армении”, большая часть переводов в котором была выполнена им. По сути дела, это было первое знакомство русского писателя с историей армянской поэзии от народных песен до современности. Роль Брюсова в пропаганде армянской культуры не ограничилась этим. Он выпустил также обширный труд “Летопись исторических судеб армянского народа”, был автором ряда статей, посвященных деятелям армянской культуры. Все это принесло Брюсову высокое признание. В 1923 году ему было присвоено почетное звание народного поэта Армении.

 


Информация о работе Анализ стихотворения Брюсова “Грядущие гунны”