«Американская мечта» в романе Френсиса Скотта Фицджеральда “Великий Гэтсби”

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 00:50, курсовая работа

Описание работы

Роман « Великий Гэтсби» - роман на все времена. Темы, которые Фицджеральд затрагивает в произведении «Великий Гэтсби» актуальны и сегодня. В наш век деморализации и материализации общества важно сохранять духовное начало, поэтому я считаю очень важным изучить не только роман «Великий Гэтсби», но и его историю создания, и историю создателя, биографию великого писателя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Биография Френсиса Скотта Фицджеральда…………..…….…………...……………………………..…….. 4
Глава 2. История создания романа «Великий Гэтсби» …………………………..………………………………………….…………… 11
Глава 3. «Американская мечта» в романе «Великий Гэтсби»…………………………………………………………………………...16 3.1 Что такое американская мечта? …………………………………....16
3.2 К чему приводят мечты………………………………………………19
3.3.Общество «века джаза»……………………………………………….24
3.4. «Великий» Гэтсби………………………………………………….27
Заключение …………...………….…………………………………………… 30
Список использованных источников и литературы ………………….. ..32
Приложение…………………………………………………………………..…33

Работа содержит 1 файл

готовчик.docx

— 239.11 Кб (Скачать)

    К сожалению, миф расходиться  с историей и это занимает  центральное положение в творчестве  Фицджеральда. Миф и история представляют  собой два противоположных понятия,  как практика и теория, которые  связаны между собой, но представляют  совершенно разные способы познания  мира. Фицджеральд не является  бескорыстным наблюдателем американской жизни, а сам понимал и опробовал на себе всю силу мифа или так называемой «американской мечты», поэтому, вопреки нашим романтическим ожиданиям, он убивает миф, которым является Гэтсби. Мы не станем рассматривать «американскую мечту» во всех ее значениях сразу, а рассмотрим каждую тему, затронутую Фицджеральдом в романе по отдельности. Начнем  с мечты «из грязи в князи» и выходящую из нее философию «иметь всё». Почему же Фицджеральд разрушает видение? Что плохого в богатстве, деньгах? Всё дело в том, что невозможно получить всё на свете. Природа человека устроена так, что чем больше человек получает, тем больше ему нужно. Фицджеральд ясно понимал, что потребности каждого человека не ограничиваются деньгами и положением в обществе, за этим приходит желание иметь большее: семейное счастье, еще большее богатство или в случае с Гэтсби - желание управлять не только настоящим моментом, но и повелевать над прошлым. Фицджеральд рушит мечту, потому что она заходит слишком далеко и дело не в том, что деньги и личное счастье идут по разные стороны дороги, а дело в желании управлять. Это символизирует разговор Гэтсби и Ника о Дэйзи: «

  - Вы слишком много от нее  хотите, - рискнул я заметить. –  Нельзя вернуть прошлое.

  -Нельзя  вернуть прошлое?- недоверчиво воскликнул  он. - Почему нельзя? Можно!;

  -Я  устрою так, что все будет  в точности, как было,- сказал он  и решительно мотнул головой. - Она сама увидит».

  Это была одна из ошибок, ведущих к краху. Следующее представление, которое  рушит Фицджеральд, это создание у « себя дома» маленького мира для избранных. Бьюкенены и дом  Гэтсби - два аристократических дома,  с разным содержанием, но похожими по смыслу. Дом Дэйзи и Тома, представляет собой отдельное суверенное государство, в которое посторонним вход воспрещен. Как легко было разрушить идиллию, которая не была таковой. Том «бегает налево» к жене перекупщика автомобилей, Дэйзи хочет другой жизни, но не может, или не хочет, ее получить, либо не хочет менять привычный уклад жизни. А в дома у Гэтсби нет семьи. Он населен людьми, которых даже сам Гэтсби видит впервые, но это тоже государство со своими правилами: каждого члена «общества» приводит другой, все обязаны веселиться и гулять до утра. И толком никто даже не знает, как выглядит сам правитель государства. Фицджеральд, на мой взгляд, преследует идею «жизни в обществе» и неотделимости человека от внешнего мира, несмотря на то, что каждый остается по-своему «одинок», он должен быть частью общества. Мечта о «своей крепости» рушиться из-за невозможности отделиться от общего «стада», пусть не лучшего, но все же твоего. Еще одна «мечта», тема которой затрагивается в романе - это свобода личности, неограниченные возможности самосовершенствования. Но она рушиться скорее не из-за воли Фицджеральда, а из-за собственной неуместности. Любая свобода ограничивается, и ограничивается даже свободой другой личности. Дэйзи оказывается перед выбором, что фактически, приравнивается к значению свободы. Она может выбрать жизнь «мечты» с Гэтсби и жизнь с Томом, своим мужем и отцом её ребенка. Несмотря на то, что она покидает отель с Гэтсби, это не является ее конечным выбором, так как он слишком сложен для нее. Не только Дэйзи сложно выбрать, но и каждому человеку принятие важных решений дается не просто. Поэтому свобода, изначально ограниченная рамками законов, невозможна еще и с той точки зрения, что ее не существует, а есть лишь ограниченность выбора, который труднее бездействия. Мы обратились к самым важным аспектам и смыслам «американской мечты» и можно много разглагольствовать насчет краха, или невозможности существования свободы, но главное остается, что мечта нераздельна с существованием человека и «зеленый огонек», несмотря ни на какие препятствия, не потухнет в наших сердцах. «Гэтсби верил в земной огонек, свет неимоверного будущего счастья, которое отодвигается с каждым годом. Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда – завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать руки… И в одно прекрасное утро… Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Общество «века джаза»

  Одна  из самых значимых проблем в романе «Великий Гэтсби» - это общество.  Фицджеральд подразумевает не один слой, присутствующий на приемах у  Гэтсби, а все общество вообще. Но для начала рассмотрим гостей Джея Гэтсби:

    «Летними вечерами на вилле у моего соседа звучала музыка. Мужские и женские силуэты вились, точно мотыльки, в синеве его сада, среди приглушенных голосов, шампанского и звезд. Днем, в час прилива, мне было видно, как его гости прыгают в воду с вышки, построенной на его причальном плоту, или загорают на раскаленном песке его пляжа, а две его моторки режут водную гладь пролива Лонг-Айленд, и за ними на пенной волне взлетают аквапланы. По субботам и воскресеньям его «роллс-ройс» превращался в рейсовый автобус и с утра до глубокой ночи возил гостей из города или в город, а его многоместный «форд» к приходу каждого поезда торопливо бежал на станцию, точно желтый проворный жук. А в понедельник восьмеро слуг, включая специально нанятого второго садовника, брали тряпки, швабры, молотки и садовые ножницы и трудились весь день, удаляя следы вчерашних разрушений».

    Джаз – это лучшее определение  для людей того времени. Мелодия  может резко сменить ритм, или  вдруг привычный, спокойный ход  музыки нарушит саксофон, так  и люди «времени джаза» мечутся  в поисках себя.

  «Я как-то стал записывать на полях железнодорожного расписания имена гостей, бывавших у Гэтсби в то лето. На расписании стоит штамп «Вводится с 5 июля 1922 года», оно давно устарело, и бумага потерлась на сгибах. Но выцветшие записи еще можно разобрать и по ним легче, чем по моим банальным суждениям, представить себе то общество, которое пользовалось гостеприимством Гэтсби, любезно платя хозяину тем, что ровным счетом ничего о нем не знало» - «мрачная свалка». Список имен включает в себя людей, имена которых можно было встретить на страницах светских хроник, киножурналов. Фицджеральд с удивительной точностью воссоздает атмосферу вульгарного американского общества. Если все эти люди знамениты или достигли положения в обществе, почему же они тогда не поступают культурно? Вместо благодарности - неизвестность. Вот чем платит высшее общество Гэтсби за его гостеприимность. Зачем они приходят? Просто ради веселья. И касается это не только гостей Гэтсби, но и среднего класса тоже, да и не только среднего класса, а общества в целом. В послевоенный период, как я уже писала в биографии Фицджеральда, все общество было деморализовано, недаром его называют «потерянным поколением». Виной всему не только стиль жизни «наспех», минутные удовольствия и прочее. Главная цель в жизни каждого человека должна быть не материальная, как это происходило тогда, да и сейчас мы от этого не ушли. Человек создан для того, чтобы обогащать свою душу, высшая цель человека – душа. Это было заложено в высших моральных устоях общества. Фицджеральд видел упадок нравов, характеризующийся уходом человека от истинного предназначения, и поиск больших средств к существованию. Это приводит к краху общества в целом. Каждый человек становиться сам за себя: он может получить деньги, любовь, счастье независимо от состояния души, но то что этот человек породит будет пустотой.

  «Одна из желтых девиц сидела за роялем, а рядом стояла рослая молодая особа с рыжими волосами, дива из знаменитого эстрадного ансамбля, и пела. Она выпила много шампанского, и на втором куплете исполняемой песенки жизнь вдруг показалась ей невыносимо печальной — поэтому она не только пела, но еще и плакала навзрыд. Каждую музыкальную паузу она заполняла короткими судорожными всхлипываниями, после чего дрожащим сопрано выводила следующую фразу. Слезы лились у нее из глаз — впрочем, не без препятствий: повиснув на густо накрашенных ресницах, они приобретали чернильный оттенок и дальше стекали по щекам в виде медлительных черных ручейков. Какой-то шутник высказал предположение, что она поет по нотам, написанным у нее на лице; услышав это, она всплеснула руками, повалилась в кресло и тут же уснула мертвецки пьяным сном».

  Фицджеральд специально использовал стиль отчуждения. Мы видим каждого из присутствующих, каждого из описанных людей, но не ощущаем их как живых, с присущей живому человеку внутренней жизнью. Они  будто из другого мира. Описывая отчуждение людей друг от друга, от своей человеческой сущности, Фицджеральд  показывает свое отстранение от них, от общества «века джаза», от «потерянного поколения».

    Фицджеральда законно признают  идеальным творцом, который смог  передать не только краски, надежды,  мечты, мысли  и ритмы поколения  20х годов Америки, а к тому  же «самую дорогостоящую оргию»  за всю свою историю. Лихорадочный «джазовый век» нашел в Фицджеральде своего летописца и поэта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.4. «Великий» Гэтсби

Джей  Гэтсби, питающий в себе неутолимую веру в «мечту», на протяжении романа поднимается с одного уровня на совершенно другой. Изначально, мы наблюдаем его  как человека-загадку, скрывающего  в себе что-то возвышенное и великое, а в итоге, приходим к развратному  миллионеру-спекулянту. Несмотря на это  мы наблюдаем и личностный рост Гэтсби.  Его цель, представляет своего рода «Священный Грааль», в котором соединятся богатство, власть, жизненная сила, и «его чудо-света» воплощающееся  в хрупкой, красивой, богатенькой  Дэйзи.  Биография Гэтсби складывается таким образом, что ее можно считать  иронической основой для духовного  восхождения. Гэтсби  гангстер-идеалист, который претендует на то, что имеет  в себе такую «силу», чтобы доминировать над пространством и временем, чтобы волей извлекать прошлое, и принести в природу, в мир  благополучие под его творческим надзором. Неясность и расплывчатость заключена в самом характере Гэтсби. В душе Гэтсби разворачивается конфликт двух несовместимых устремлений, двух разнородных начал. Одно из этих начал — «наивность», простота сердца, негаснущий отблеск «зеленого огонька», звезды «неимоверного будущего счастья», в которое Гэтсби верит всей душой. Другое же  — трезвый ум привыкшего к небезопасной, но прибыльной игре воротилы-бутлеггера, который и в счастливейший для себя день, когда Дэйзи переступает порог его дома, раздает по телефону указания филиалам своей «фирмы». На одном полюсе мечтательность, на другом — практицизм и неразборчивость в средствах, без чего не было бы ни особняка, ни миллионов. Широта души и беспринципность, переходящие одно в другое. Фицджеральда привлекают энергия, сила и тревожит пустая растрата сил. Много сомнений вызывает вопрос: чем же велик Гэтсби? Как может быть велик мошенник. Сцена, когда Гэтсби демонстрирует свой великолепный гардероб Дэйзи и Нику, вызывает неприятное ощущение хвастовства. Еще в самом начале произведения образ Гэтсби имеет двойственную натуру, и лишается четкого контура. Ник Каррауэй описывает Гэтсби: «В этом человеке было поистине нечто великолепное, какая-то повышенная чувствительность ко всем посулам жизни… редкостный дар надежды, романтический запал…», при всем этом изначально он говорит, что в нем было также все, что он так искренне презирает» в людях его круга. Гэтсби поистине велик своей непоколебимой верой в мечту. То как Гэтсби самоотверженно отвергает, то, что предлагает ему реальность, открывает нам его как человека великого. Также Гэтсби, несомненно, велик, как поучительный герой, на примерах и ошибках которого мы должны учиться. Гэтсби значителен как художественный символ духовной Америки. Человек-миф, дом которого, наполнен джазовой музыкой, украшен цветами, уникален в дизайнерском исполнении, его библиотека с книгами на любой вкус, дом,  в котором сосредоточена вся светская тусовка, дом который существует как маленькое государство, защищенное от внешнего воздействия. Фицджеральд как бы противопоставляет ему бунгало Ника Каррауэйя,  повествователя истории с ограниченными надеждами, его дом не хранит в себе секретов, а прячет лишь брокерские отсчеты, но, несмотря на это, символы обоих проникают друг в друга. Гэтсби, как бог  на колеснице, являющейся дорогим автомобилем, облаченный в свою розово-золотую амуницию, но он же и Джимми Гетц, сделавший себя сам, в противоположность которому поставлен Ник, который является летописцем произошедшего, вместе с тем он представляет тот самый средний класс, и он же является главной соединительной силой, прошлого и настоящего: с Томом  Бьюкененом учился в университете, Дэйзи, его дальняя родственница, а Гэтсби сосед. Связь Гэтсби и Ника характеризуется не только  их дружескими отношениями, но еще и указывает на значения «американской мечты», как общей, национальной, которая в любом случае затронет каждого. В этом проявляется социальная значимость романа «Великий Гэтсби», изображенные в ней события и характеры, основной конфликт, определяющий действие, имеют прямое и жизненно важное отношение к судьбе всех людей в обществе. «Мой роман — о том, как растрачиваются иллюзии, которые придают миру такую красочность, что, испытав эту магию, человек становится безразличен к понятию об истинном и ложном» - в «Великом Гэтсби» выразился и трагизм «века джаза», и его особая, болезненная красота. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

«Великий Гэтсби» - произведение всей жизни Фицджеральда и его истинный шедевр. Перечитывая роман «Великий Гэтсби» я каждый раз открываю для себя новое. После публикации он не сразу стал популярным, во многом, потому что он на много лет вперед опередил свое время. Сейчас  мы скорее даже лучше и больше понимаем «Великого Гэтсби» со всеми его смыслами и значениями. В заключение я хотела бы вынести несколько основополагающих идей, присутствующих, на мой взгляд, в творчестве Фицджеральда и волнующих не только мое воображение. Самое главное, что стоит вынести из творчества Фицджеральда - это его своеобразные уроки жизни. И главное это мечты. Но Фицджеральд рушит иллюзии? Несмотря ни на что, Гэтсби продолжал верить в «зеленый огонёк» и Фицджеральд, даже в конце произведения об этом упоминает. Он так же призывает каждого не просто верить и надеяться, но духовно обогащаться за счет, того что имеешь к чему стремиться. Ведь стремиться, и значит жизнь.

Иначе нас ждет нравственный, моральный и душевный упадок. Мы испорчены деньгами, обществом, мы испорчены своей материальностью.  Все о чем мы мечтаем – деньги, либо вещи которые были бы нашими, если бы мы обладали деньгами, слава, и все прилегающие к ней привилегии, любовь, определенного человека. Наши мечты и фантазии материализовались вместе с  внешним миром, и это ведет нас к неизбежной гибели. Роман, заставляет нас задумываться над нашими «американскими мечтами» и анализировать не только поведение и характер Гэтсби, он и самих себя. «Великий Гэтсби» - роман в котором одну из важнейших тем занимает общество, поэтому он бесспорно социальный роман, вместивший в себя и людей и взгляды того времени. Он несет в себе важнейшее поучение жизни. Для меня роман «великий Гэтсби» будет не просто социальным романом об американском обществе в 1920-е годы, не просто романом об американской мечте, не просто одним из любимых произведений. Он у меня, и у каждого должен быть настольной книгой, перечитывая которую мы понимаем наши ошибки и обращаемся к духовным началам нашей души. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  • Засурский Я.Н. «История американской литературы» под ред. проф. Н.И. Самохвалова. Часть II. М.: Просвещение, 1971;
  • Зверев А. «Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Портрет в документах», публицистика. М.: Прогресс, 1984;
  • Петрухина М. «Великий Гэтсби» вступительная статья – М.: Высшая школа, 1984;
  • Старцев А.И. «От Уитмена до Хемингуэя» 2-е издание, дополненное - М.: Советский писатель, 1981;
  • Фицджеральд Ф.С. – «Великий Гэтсби» - М.: Художественная литература, 1990;
  • http://fitzgerald.narod.ru
  • А. Н. Горбунов. Романы Френсиса Скотта Фитцджеральда, глава ««Великий Гэтсби» - зрелость мастерства», http://fitzgerald.narod.ru

Статьи:

    • Т. Г. Голенпольский, В. П. Шестаков. "Американская мечта" в литературе США: "Американская трагедия"
    • Н. Л. Иткина. Роман Ф.С. Фицджеральда "Великий Гэтсби": композиция, герой, образный строй
    • Ю. В. Ковалев. «Американская мечта» в творчестве Ф.-С. Фицджеральда
    • В. М. Толмачев. Композиционное своеобразие «Великого Гэтсби» Ф. С. Фицджеральда
    • Н. Б. Колесникова «Американская трагедия» талантливого интеллигента в США
    • А. Старцев Скотт Фицджеральд и его роман "Великий Гэтсби"
    • А. Старцев. Горькая судьба Фицджеральда

      Приложение

      Обложка первого  оригинального издания «Великий Гэтсби»


Информация о работе «Американская мечта» в романе Френсиса Скотта Фицджеральда “Великий Гэтсби”