Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:28, реферат
Общим объектом террористических посягательств являются международная безопасность, внутренняя и внешняя безопасность и пр., то есть такие объекты, которые имеют социально-политический (нематериальный) характер и защищаются законодательными актами высшего уровня (например, международными договорами, конституцией, конституционными законами), а также общими мероприятиями государства и его органов по снижению политической и социально-экономической конфликтности. Выбор стратегий защиты. Признаки, присущие именно данному элементу системы мер по борьбе с терроризмом. Комплекс мер органов исполнительной власти и мер самозащиты объектов.
ЗАЩИТА ОБЪЕКТОВ
КАК ЭЛЕМЕНТ
Хотя структурирование
терроризма как общественного явления
на два основных блока – субъект
террористической деятельности и объект
террористических устремлений –
не вызывает особых споров в академических
кругах, выделение защиты объектов террористических
устремлений (ОТУ) как элемента системы
мер по борьбе с терроризмом до сих пор
сталкивается с недопониманием и даже
с явным сопротивлением как ученых, так
и оперативных сотрудников правоохранительных
органов, непосредственно занимающихся
борьбой с терроризмом.
Данная ситуация
объясняется рядом причин, имеющих
как объективный, так и субъективный
характер. К причинам объективного
характера следует отнести
При рассмотрении
как понятия “объект
Общим объектом
террористических посягательств являются
международная безопасность, внутренняя
и внешняя безопасность и пр., то
есть такие объекты, которые имеют социально-политический
(нематериальный) характер и защищаются
законодательными актами высшего уровня
(например, международными договорами,
конституцией, конституционными законами),
а также общими мероприятиями государства
и его органов по снижению политической
и социально-экономической конфликтности.
К конкретным
объектам террористического воздействия
отнесены жизнь, здоровье, свобода людей,
существование и нормальное функционирование
различных материальных объектов. Фактически
это материальные объекты, на которые
оказывается непосредственное насильственное
(физическое) террористическое воздействие
или же которым угрожают таким воздействием.
От террористических посягательств такого
сорта и их угроз эти объекты защищаются
законодательными актами, имеющими характер
уложений о наказаниях (в первую очередь,
уголовным и уголовно-процессуальным
кодексами). Защита этих объектов реализуется
преимущественно в рамках деятельности
правоохранительных и правоприменительных
органов.
Содержание
понятия “защита ОТУ” определяется,
главным образом, диапазоном предусматриваемых
стратегий защиты объектов. При широкой
трактовке понятия “защита ОТУ”
выбор стратегий защиты не ограничен
и может варьировать от преимущественно
защитных до преимущественно наступательных
(по принципу “лучшая защита – это нападение”)
стратегий через промежуточные стратегии,
включающие их различные сочетания. При
узкой трактовке понятия защитные меры
рассматриваются именно как защитные
(оборонительные, организованные в режиме
“ожидания”).
В целях
структурирования и четкого разграничения
различных элементов системы
антитеррористической деятельности, а
также исходя из потребностей научного
исследования вопроса, представляется
предпочтительным рассмотреть как
понятие “объект террористических устремлений”,
так и понятие “защита ОТУ” в узком смысле.
При таком рассмотрении появляется возможность
выделить и описать признаки, присущие
именно данному элементу системы мер по
борьбе с терроризмом. Такой подход в большей
степени соответствует задачам и практическим
функциям правоохранительных органов,
позволяет избежать политизации вопроса
и, кроме того, будучи предельно предметным,
в максимальной степени приближен к восприятию
проблемы рядовыми гражданами, что позволяет
рассчитывать на их понимание и содействие.
В этом случае
под “защитой ОТУ” подразумевается
вид деятельности органов безопасности
и других заинтересованных структур,
для которого характерны следующие
особенности: реализация ограждения защищаемого
объекта по отношению к неопределенному
кругу лиц и организаций (включая превентивные
меры по затруднению доступа потенциальных
террористов к средствам совершения террористических
акций); ограждение объекта защиты мерами,
силами и средствами, которые максимально
снижают уязвимость объекта к рискам террористического
воздействия и функционируют в режиме
“ожидания” (т.е. в штатном режиме пассивны
и активируются при совершении террористической
акции или при ее угрозе).
Напротив, меры
по выявлению, предупреждению и пресечению
деятельности субъектов террористических
устремлений характеризуются следующим
образом: действия в отношении относительно
четко установленного круга лиц и организаций,
являющихся членами террористических
организаций или, возможно, причастных
к ним (в т. ч. изъятие у потенциальных террористов
средств совершения террористических
акций); активные действия, выполняемые
постоянно, имеющие характер поиска (в
частности, розыска) и направленные на
выявление, предупреждение и пресечение
намерений организаторов и исполнителей
террористических акций).
Следует признать,
что данный подход является в определенной
степени условным, поскольку комплекс
мер по защите ОТУ включает в себя режимно-проверочную
и оперативно-розыскную работу среди персонала
объекта и в его окружении.
Терроризм
может анализироваться с
Для развития
заявленного выше прагматичного
подхода к структурированию антитеррористической
деятельности, на наш взгляд, плодотворным
является рассмотрение терроризма, распространенное
в западной террорологии, в виде особой
разновидности социального конфликта.
Для выработки конкретных мер защиты объектов
должны быть реконструированы и обобщены
типовые схемы планирования и реализации
террористических акций, и на их основе
распределены обязанности правоохранительных
органов по выявлению и пресечению террористических
акций на различных этапах.
Имеющийся
опыт показывает, что систему защиты
объектов террористических устремлений
целесообразно структурировать
в виде комплекса мер органов
исполнительной власти и мер самозащиты
объектов.
Самозащита
объектов предполагает повышение бдительности
персонала объектов потенциальных
террористических устремлений и
рядовых граждан, осознание ими
характера террористических угроз,
а также реализацию ряда установленных
защитных мер подразделениями ведомственной
и вневедомственной охраны, службами безопасности
объектов, негосударственными охранными
и детективными структурами и пр. При этом,
учитывая беспрецедентный размах террористической
деятельности, правомерен вопрос о расширении
полномочий и возможностей субъектов
борьбы с терроризмом, а также о повышении
активности граждан. Соответствующие
тенденции уже прослеживаются на практике.
В частности, постановлением Правительства
РФ подразделениям ведомственной охраны
разрешено использование боевого оружия,
находящегося на вооружении силовых и
правоохранительных органов (под контролем
органов внутренних дел). Есть и другие
примеры. Так, московские УФСБ и ГУВД подготовили
и массовым тиражом издали и распространили
инструкции, в которых разъясняется порядок
действий сотрудников подразделений безопасности
и граждан в условиях угрозы террористических
акций различных типов (например, при обнаружении
взрывных устройств; при получении почтовых
отправлений, подозреваемых на наличие
взрывчатых веществ, и пр.).
Правоохранительные органы должны внести вклад в совершенствование системы защиты объектов террористических устремлений, используя как свои традиционные методы, так и возможности, проистекающие из их статуса как органов исполнительной власти. В последнем случае подразделения правоохранительных органов должны реализовать предоставленные им контрольно-надзорные функции и участвовать в разработке и осуществлении комплекса мер, направленных на совершенствование защиты объектов террористических устремлений. В качестве таких мер, в первую очередь, следует предусмотреть: разработку показателей и критериев важности объектов террористических устремлений с точки зрения государственной и общественной безопасности и проведение категорирования объектов в пределах выделенных типов; изучение практики обеспечения безопасности и устойчивости объектов террористических устремлений приоритетных категорий к умышленным физическим воздействиям, а также к воздействиям через компьютерные сети путем соответствующей паспортизации объектов; определение типа и характера угроз диверсионно-террористических устремлений и доведение их до структур, ответственных за организацию и создание систем защиты объектов; разработку практических рекомендаций по мерам защиты объектов террористических устремлений (в т.ч. техническим, финансовым, охранным, режимным) в соответствии с их типом и категорией; изучение технической и технологической устойчивости потенциально опасных производственных объектов к диверсионно-террористическим акциям, распространение процедуры декларирования безопасности опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений и выдачи лицензии на вид деятельности на вопросы физической защиты объектов; периодический вневедомственный контроль эффективности систем защиты объектов (в том числе путем проведения учений по отражению диверсионно-террористических угроз), разработку рекомендаций по внутреннему контролю состояния систем защиты объектов; подготовку предложений по взаимодействию органов безопасности и органов внутренних дел с системами защиты объектов в штатных и чрезвычайных ситуациях, участие в разработке и утверждение планов взаимодействия по отражению диверсионно-террористических угроз.
Информация о работе Защита объектов, как элемент антитеррористической деятельности.