Защита населения и территории от ЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:32, курс лекций

Описание работы

Полный курс лекций по защите населения и территории отчрезвычайных ситуаций. 2011год Иваново, ИГТА.

Содержание

Нормативно-правовая основа в области защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера.
Защита населения на химически опасном объекте с выбросом АО веществ.
Возможные аварии на ХО объекте и их характеристики.
Мероприятия и защита населения, проводимая заблаговременно.
Действия населения при оповещении об аварии на ХОО.
Симптомы поражения АХОВ.
Мероприятия по ЗНиТ при возникновении аварий на ХОО.
Ликвидация аварии.
Санитарная обработка
Безопасность на транспорте.
Основы первой помощи в разных ситуациях.

Работа содержит 1 файл

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ОТ ЧС.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

ЗАЩИТА  НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ

  В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ  СИТУАЦИЯХ 

    Курс  лекций

    Рыбин Владимир Эдуардович

    ИГТА

    Иваново 2011 

    Нормативно-правовая основа в области  защиты населения  и территории от ЧС природного и техногенного характера. 

    ФЗ №68 от 24.12.1994 г. «Защита НиТ от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для РФ организационно-правовые основы в области защиты населения на территории РФ, всего земельного, воздушного и водного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

    Статья 14: обязанности организаций в  области защиты населения от ЧС.

    Организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности сил  и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение работников организации способам защиты и действиям в ЧС в составе невоенизированных формирований.

    Статья 15: обязанности граждан РФ.

  1. изучать основные способы защиты НиТ от ЧС
  2. приемы оказания первой помощи
  3. правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты
  4. постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки  в указанных областях.

    Порядок подготовки населения определяется Правительством РФ.

    Подготовка  населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе, в образовательных учреждениях и по месту жительства. Подготовка руководителей и специалистов, а также сил гражданской обороны осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, учреждениях повышения квалификации, на курсах в специальных учебно-методических центрах и по месту работы.

    В исполнении ФЗ №68 Правительством РФ было принято Постановление №738 от 24.06.1995 г. «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС».

    Подготовке  в области защиты от ЧС подлежат: население, занятое в сферах производства и обслуживания; учащиеся образовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

    Подготовка  учащихся образовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессиональных образования осуществляется в учебное время по образовательным программам в области защиты НиТ от ЧС.

    Ежегодно  в целях проверки подготовки населения  в данной области должны проводиться  тренировки, в том числе, и с  учащимися образовательных учреждений.

    Подготовка  населения незанятого в сферах производства и обслуживания осуществляется путем  проведения бесед, лекций, просмотров учебных фильмов, привлечения их к тренировкам и учениям по месту жительства, самостоятельного изучения пособий и памяток, просмотра ТВ передач в области защиты НиТ от ЧС.

    5.11.1995 г. Правительством РФ принято  Постановление №1113, которое утверждает  положение о единой государственной  системе предупреждения и ликвидации  ЧС (РСЧС). Оно определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия отдельных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования единой системы предупреждения и ликвидации ЧС.

    Задачи  РСЧС:

  1. разработка и реализация правовых и экономических норм связанных с обеспечением защиты НиТ от ЧС
  2. осуществление научно-технических программ направленных на предупреждение ЧС и обеспечение установленного функционирования организаций, учреждений и подведомственных им объектов
  3. обеспечение готовности к действию органов управление, сил и средств предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС
  4. сбор, подготовка и передача информации
  5. подготовка населения к действию в ЧС
  6. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС
  7. ликвидация ЧС
  8. осуществление социально-экономической защиты населения, пострадавшего от ЧС
  9. проведение гуманитарных акций

    РСЧС  объединяет органы управления, силы и  средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите НиТ от ЧС.

    РСЧС  состоит их территориальных и  функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

    Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению территориально-функциональной подсистемы, созданных федеральными органами исполнительной власти для организации работ по защите НиТ от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления специально уполномоченные на решение задач в области защиты НиТ от ЧС (отделы по делам ГО и ЧС), органы повседневного управления, силы и средства, резервы материальных и финансовых ресурсов, систем связи, оповещения и материального обеспечения.

    Координирующими органами РСЧС являются:

  1. на федеральном уровне – межведомственная комиссия (КЧС), ведомственная комиссия по ЧС федеральных органов исполнительной власти
  2. на региональном уровне – региональные центры по делам ГО и ЧС
  3. на территориальном уровне – комиссия по ЧС органов исполнительной власти и субъектов РФ
  4. на местном уровне – комиссия по ЧС органов местного самоуправления
  5. на объектовом уровне – объектовые комиссии по ЧС, которые создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы

    Органы  управления по делам ГО и ЧС:

  1. федеральные – министерства РФ по делам ГО и ЧС
  2. региональные – региональные центры по ГО и ЧС
  3. территориальные – органы управления по делам ГО и ЧС
  4. местные – органы управления по делам ГО и ЧС
  5. объектовые – отдела, секторы или специально назначенные лица по делам ГО и ЧС

    Органы  повседневного управления ГО и ЧС: дежурные диспетчерские службы и  специализированные подразделения  федеральных органов исполнительной власти и организации, в компетенцию  которых входит решение задач  в данной области.

    Состав  сил и средств РСЧС: силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями наблюдения и контроля состояния окружающей природной среды потенциально-опасных объектов в ликвидации ЧС.

    В состав сил входят: аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в установленном  режиме в течение не менее 3 суток  и находящиеся в состоянии  постоянной готовности. 

    

    28.02.1996 г. Правительством РФ принято Постановление №195 «О создании всероссийской службы медицины катастроф».

    Задачи  службы:

  1. организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ЧС;
  2. обеспечение готовности органов управления, систем связи и оповещения, формирование и учреждение службы в ЧС;
  3. сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера
  4. участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, оказание гуманитарной помощи и обеспечение условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС;
  5. участие в подготовке спасателей и населения к оказанию первой помощи;
  6. прогноз и оценка медико-санитарных последствий от ЧС;
  7. розыск пораженных, извлечение их из-под завалов, из пожаров; вывоз или вынос с местности или объекта заражения радиоактивными или аварийно-химическими опасными веществами, оказание первой помощи и др.
 

    Защита  населения на химически  опасном объекте  с выбросом АО веществ. 

    ХО  – предприятия, производства, использующие или хранящие аварийно-химические опасные вещества и при аварии на которых может произойти массовое поражение людей, растений.

    К таким предприятиям относятся предприятия  химического, нефтехимического, нефтеперерабатывающего характера и родственные им отрасли, предприятия, использующие промышленные холодильники на аммиаке. Водопроводные или очистные сооружения, железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава, склады и базы с запасами ядовитых веществ и нефтепродуктов.

    Группы  аварийно-опасных веществ:

  1. вещества с прямым удушающим действием:
    1. с выраженным прижигающим действием (хлор, фосфор, хлорокись фосфора)
    2. вещества со слабоприжигающим действием (хлорпекрин)
  2. вещества с преимущественно общим ядовитым действием (хлорциан, мышьяковидный водород и др.)
  3. вещества, обладающие удушающим и общеядовитым действием:
    1. с выраженным прижигающим действием (нитрилакрильная кислота)
    2. со слабоприжигающим действием (сернистый ангидрид, сероводород, окислы азота)
  4. нейротропные яды – действуют на генерации, поведение и передачу нервного импульса (сероуглерод)
  5. вещества, обладающие удушающим и нейротропным действием (аммиак)
  6. метаболические яды (окись этилена, хлористый метил)

    Хранение  АХОВ регламентировано СанПиН, СНиП, отраслевыми  документами и осуществляется в  соответствии с их агрегатным состоянием.

    На  производственных площадках и транспортных средствах АХОВ содержат в стандартных емкостях: алюминиевых, железобетонных и стальных оболочках, в которых поддерживаются условия соответственно заданному режиму хранения. Формы и тип емкостных элементов выбираются исходя из свойств АХОВ в масштабах их производства или потребления и условий транспортировки.

    Наземные  резервуары имеют резервные емкости  для перекачки АХОВ в случае разрушения одной из оболочек емкостей. Вокруг группы емкостей создают обвалование из грунта или ограждающую стенку из негорючих антикоррозионных материалов высотой не ниже 1 м. Внутренний объем обвалования рассчитывается на объем всей группы резервуаров. 

    Возможные аварии на ХО объекте  и их характеристики. 

    Характер аварий во многом зависит от способов хранения АХОВ.

    Способы хранения:

  1. в резервуарах под высоким давлением
  2. в изометрических хранилищах – исключительно охлаждаемых емкостях при давлении, близкому к атмосферному.
  3. в закрытых емкостях при температуре окружающей среды.

    Наибольшую  опасность представляют аварии на ХО предприятиях, где хранятся сжиженные газы в сосудах под высоким давлением.

    В случае разрушения емкости с АХОВ под высоким давлением и последующего разлива большого количества в поддон или обваловку, его поступление в атмосферу может осуществляться в течение длительного времени. Процесс испарения в этом случае может быть разделен на три условные фазы:

    I – бурная, почти полное испарение в течение 1-3 минут. Испарение за счет разности упругости насыщенных паров АХОВ и атмосферного воздуха. В это время в атмосферу поступает основное количество паров вещества и образуется первичное облако. Часть вещества переходит в пар за счет изменения теплосодержания жидкости. Учитывается, что за это время испарение количества АХОВ может произойти образование облака с концентрацией АХОВ, значительно превышающей смертельные.

    II – неустойчивое испарение АХОВ за счет тепла подстилающей поверхности поддона, изменения теплосодержания жидкости и притока тепла от окружающего воздуха. Резкое падение интенсивности испарения.

Информация о работе Защита населения и территории от ЧС