Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:25, контрольная работа
Психику человека можно сравнить с айсбергом. Лишь малая его часть находится над водой, а основная масса льда скрыта в океане. Так и сознательная часть нашей психики, то есть поступки, которые мы совершаем осознанно, занимает всего 1-5% от общего объема психики. Наша психика имеет одну специфичную особенность: она умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их.
Психику человека можно
сравнить с айсбергом. Лишь малая
его часть находится над водой,
а основная масса льда скрыта в
океане. Так и сознательная часть
нашей психики, то есть поступки, которые
мы совершаем осознанно, занимает всего
1-5% от общего объема психики. Наша психика
имеет одну специфичную особенность:
она умеет вытеснять из сферы
сознания неприятные, беспокоящие нас
переживания, «забывает» их. Каждому
человеку присуща потребность в
самоуважении; в том, чтобы сохранять
собственное мнение о себе. Утрата
самоуважения влечет за собой негативные
последствия, лишает человека способности
четко управлять своим
Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе.
Какие же защитные механизмы имеет наша психика? Рассмотрим их подробнее.
1. Вытеснение. Первым
был открыт механизм
Пример действия
механизма вытеснения можно представить
следующим образом: если я испытываю
чувство стыда за поступок, совершенный
мною по отношению к другому человеку,
но это переживание быстро «испаряется»
из моей памяти, то я начинаю оценивать
себя без учета данного недостойного
поступка. Но другой человек, которого
мое поведение задело, будет хорошо
помнить о том, что я «уже забыла».
И моя самооценка без учета
мнения другого обо мне окажется
неполной. Следовательно, тревожащие,
не очень ясные переживания
2. Рационализация. Когда
необдуманный шаг приводит к
неприятным последствиям, человек
стремится оправдать свой
Рационализация — это механизм психологической защиты, похожий на сладкую оболочку горького лекарства. Объяснения, описания так «обволакивают» травмирующий факт, что он начинает восприниматься как малозначимый или как свидетельствующий о сильных сторонах личности, ценный и справедливый.
Механизм рационализации хорошо описан в известной басне А. Крылова «Лиса и виноград». Механизм обесценивания недоступного, но сильно желаемого предмета, явления описан там очень точно, но если рационализация станет правилом для человека, то противоречия между самоуважением и реальным поведением будут нарастать, что неминуемо приведет к серьезным конфликтам. Поэтому любое событие, к которому вы имеете прямое или косвенное отношение, необходимо оценивать без рационализации мотивов, чтобы ваше участие в событии не умалялось и не преувеличивалось. Это может быть болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.
3. Проекция. Этот
защитный механизм психики
В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты характера. Если мы знаем о своих качествах и принимаем их в себе, то мы лояльно будем относиться к другим людям, имеющим похожие черты. Например, если человек признает, что временами он бывает вспыльчив, то простит такую же вспыльчивость другому. Познать самого себя человеку мешает то обстоятельство, что, обладая какими-то «отрицательными» качествами, особенностями личности, которые ему не нравятся в себе, он не готов их полностью принять. Тогда в его сознании эти качества проецируются на других людей и он обращает свой гнев и неприятие на них. Такое обманчивое ощущение позволяет сохранить самоуважение, а потому не отвергается.
4. Замещение. Это
действие, направленное на какой-либо
объект, на самом деле
5. Отрицание. Если
человек не хочет замечать
реально травмирующих событий,
не хочет слышать беспокоящей
его информации, то у него действует
другая мощная психологическая
защита, которая называется отрицание
(исключение реальности). Она направлена
на то, чтобы не принимать в
качестве реальности события,
которые беспокоят сознание. Отрицание
может находить отражение в
бегстве в фантазии, в воображаемый
мир, где осуществляются все
наши желания, где мы умны, сильны,
красивы и удачливы. Некоторые
остаются в мире мечты наедине
с собой, другие фантазируют
вслух, публично рассказывая о
своих «знаменитых» знакомых
и т. п. При этом главной
целью использования такой «
6. Реактивное образование.
Если мальчик доставляет
Подобное случается не только с детьми. Данный вид психологической защиты представлен и у взрослых, которые тоже иногда демонстрируют противоположные реакции. Механизм изоляции представляет собой отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. Происходит как бы разделение реальности, при котором травмирующие события почти не вызывают эмоциональной реакции. Например, ребенок чувствует себя в семье хорошо, но его сильно наказывают за «плохое» поведение. В результате ребенок «изолирует» события, унижающие его чувство собственного достоинства, продолжает положительно относиться к родителям: может перед ними вести себя «хорошо», но демонстрирует запрещенное поведение перед игрушками: бьет и крушит их.
***
Все вышеперечисленные психологические защиты не способствуют личностному развитию человека. Только одну психологическую защиту можно назвать успешной. Это сублимация — психологическая защита, которая заключается в направлении энергии сексуально-агрессивного характера к другим целям: творчество, наука, искусство, развитие интеллекта, спорт, профессиональная деятельность, коллекционирование. Эта защита считается конструктивной, так как имеет положительные результаты и дает человеку чувство удовлетворенности.
Когда включаются защитные механизмы?
Причины, вызывающие
необходимость «включения»
Психологи считают, что наиболее травмирующей для человека является угроза его «Я», а именно — неудовлетворение потребностей «Я» в самоутверждении, сохранении собственной ценности и чувстве идентичности, тождества, то есть во внутренней согласованности, а также ощущение потери контроля над собой и окружающими.
Потребности нашего «Я», как и все остальные наши потребности, нуждаются, помимо всего прочего, в так называемой поддерживающей информации, которая способствует сохранению и укреплению представлений о собственном «Я», его взаимоотношениях с миром, другими людьми. Если эти потребности не удовлетворяются, это воспринимается как угроза для «Я», возникает сильное эмоционально-мотивационное напряжение — сопротивление, и «Я», защищаясь, прибегает к действию защитных механизмов.
Сопротивление возникает потому, что наши проблемы пусть искаженно, с помощью защитных механизмов, но все же удовлетворяют потребности нашего «Я». В различных исследованиях неоднократно было показано, что для человека важно сохранение даже не столько благополучного, сколько привычного, устойчивого представления о себе. Это очень ярко демонстрирует так называемый «дискомфорт успеха». Суть его в том, что человек, привыкший к неуспеху, добившись успеха, победы, стремится свести это к минимуму, обесценить. Потребность в сохранении привычного, устойчивого представления о себе побеждает в борьбе потребность в успехе.
Сопротивление находит отражение в различных формах поведения:
в стремлении выйти из ситуации (просто уйти из комнаты, не прийти куда-либо и пр.);
в желании изменить тему разговора или особенно горячо отстаивать свою правоту;
в нежелании разговаривать на какие-то темы, смотреть определенные сцены в театре, кино;
во внезапном кашле, чихании, зевоте, неожиданно проснувшемся аппетите;
в ситуации цейтнота — в отвлечении от выполнения основной задачи, неминуемо приводящем к опозданию, несвоевременному ее решению;
в совершенно непонятно откуда взявшемся ощущении усталости;
в беспричинном смехе, внешне неоправданных слезах;
в приступах ничем не спровоцированных страха и гнева;
в «пробуксовке» мыслей, когда надо думать о чем-то важном, искать выход из сложившегося серьезного положения.
В каждом из этих случаев важным признаком сопротивления является то, что поведение служит дымовой завесой, которая отвлекает от истинной значимости той или иной ситуации.
Взгляд на проблему со стороны сознания
Как бессознательное оказывает влияние на наше сознание, так и сознательное, произвольное желание изменить себя способно оказать воздействие на бессознательное. Безусловно, такие действия требуют определенных усилий, в основе их всегда должны быть воля, позитивное мышление и желание радоваться жизни.
Случается, что человеку трудно осознать собственные проблемы. Он может испытывать дискомфорт, чувствовать неблагополучие, эмоциональную напряженность, но из-за внутреннего сопротивления не может понять причину собственной неудовлетворенности.
Для того чтобы обойти сопротивление, освободиться от внутреннего напряжения, достигнуть состояния расслабления и на его фоне осознать собственные проблемы, можно использовать специальные приемы:
Кричать изо всех сил. Конечно, там, где вас никто не услышит, или при закрытых окнах.
Заняться спортом или быстро пройтись по улице.
Выговориться, поделиться своим страхом, тревогой с человеком, понимающим и поддерживающим вас.
Задаться вопросом: «Что происходит, в чем дело? Что меня раздражает?»
В основе изменения состояния при использовании данных приемов лежит механизм «разрядки» напряжения, в результате чего сопротивление ослабевает, поскольку оно удерживалось как раз за счет напряжения, и причины переживаний становятся более доступными осознанию.
Необходимо учитывать,
что осознание глубинной
Понять, что именно вызывает сопротивление, позволяет также анализ собственных фантазий. Как уже говорилось, зачастую, когда нам что-то не удается или мы огорчены, фантазии, мечты скрашивают наше существование, позволяя, пусть иллюзорно, удовлетворить свои желания и стремления. Этот защитный механизм может быть использован как ключ к внутренним проблемам, достаточно перевести его в область сознания. Верно утверждение: у оптимистов сбываются мечты, а у пессимистов — страхи.