Ядерное оружие и его поражающие факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:53, реферат

Описание работы

Строение электронной оболочки было достаточно изучено к концу XIX века, но знаний о строении атомного ядра было очень мало, и к тому же, они были противоречивы.
В 1896 году было открыто явление, получившее название радиоактивности (от латинского слова "радиус" - луч). Это открытие сыграло важную роль в дальнейшем излучении строения атомных ядер. Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри установили, что, кроме урана, еще торий, полоний и химические соединения урана с торием обладает таким же излучением, что и уран.
Продолжая исследования, они выделили в 1898 году из урановой руды вещество в несколько миллионов раз более активное, чем уран, и назвали его радием, что значит лучистый. Вещества, обладающие излучением подобно урану или радию, получили название радиоактивных, а само явление стали называть радиоактивностью.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. История создания и развития ядерного оружия………………....4
2. Атомное оружие - оружие массового поражения
2.1 Ядерное оружие…………………………………………………..7
2.2 Виды ядерных зарядов…………………………………………...9
2.3 Мощность ядерных боеприпасов………………………………..11
2.4 Поражающие факторы ядерного взрыва
2.4.1 Ударная волна…………………………………………………...13
2.4.2 Световое излучение……………………………………………..16
2.4.3 Проникающая радиация………………………………………...18
2.4.4 Радиоактивное заражение……………………………………….19
2.4.5 Электромагнитный импульс…………………………………….21
2.5 Виды ядерных взрывов……………………………………………22
Заключение……………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

ОБЖ1.docx

— 44.66 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                            стр.

Введение………………………………………………………………3

1. История создания и  развития ядерного оружия………………....4

2. Атомное оружие - оружие  массового поражения

2.1 Ядерное оружие…………………………………………………..7

2.2 Виды ядерных зарядов…………………………………………...9

2.3 Мощность ядерных боеприпасов………………………………..11

2.4 Поражающие факторы ядерного взрыва

2.4.1 Ударная волна…………………………………………………...13

2.4.2 Световое излучение……………………………………………..16

2.4.3 Проникающая радиация………………………………………...18

2.4.4 Радиоактивное заражение……………………………………….19

2.4.5 Электромагнитный импульс…………………………………….21

2.5 Виды ядерных взрывов……………………………………………22

Заключение……………………………………………………………..24

Список литературы…………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Строение электронной  оболочки было достаточно изучено к  концу XIX века, но знаний о строении атомного ядра было очень мало, и  к тому же, они были противоречивы.

В 1896 году было открыто явление, получившее название радиоактивности (от латинского слова "радиус" - луч). Это открытие сыграло важную роль в дальнейшем излучении строения атомных ядер. Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри установили, что, кроме урана, еще торий, полоний и химические соединения урана с торием обладает таким же излучением, что и уран.

Продолжая исследования, они  выделили в 1898 году из урановой руды вещество в несколько миллионов раз  более активное, чем уран, и назвали  его радием, что значит лучистый. Вещества, обладающие излучением подобно  урану или радию, получили название радиоактивных, а само явление стали называть радиоактивностью.

В XX веке наука сделала  радикальный шаг в изучении радиоактивности  и применении радиоактивных свойств  материалов.

В настоящее время 5 стран  имеют в своём вооружение ядерное  оружие: США, Россия, Великобритания, Франция, Китай и в ближайшие годы этот список пополниться.

Сейчас трудно оценить  роль ядерного оружия. С одной стороны, это мощное средство устрашения, с  другой - самый эффективный инструмент укрепления мира и предотвращения военного конфликтами между державами.

Задачи, стоящие перед  современным человечеством - не допустить  гонку ядерного вооружения ведь научные  знания могут служить и гуманным, благородным целям.

Я считаю выбранную мной тему наиболее актуальной в современном  мире, именно поэтому я выбрал ее для более подробного изучения.

 

1. История создания  и развития ядерного оружия

В 1905 Альберт Эйнштейн издал  свою специальную теорию относительности. Согласно этой теории, соотношение  между массой и энергией выражено уравнением , которое значит, что данная масса (m) связана с количеством энергии (E) равной этой массе, умноженной на квадрат скорости света (c). Очень малое количество вещества эквивалентно к большому количеству энергии. Например, 1 кг вещества, преобразованного в энергию был бы эквивалентен энергии, выпущенной, при взрыве 22 мегатонн тротила.

В 1938 г, в результате экспериментов  немецким химикам Отто Хана и Фритца Страссманна, удается разбить атом урана на две приблизительно равных части при помощи бомбардировки урана нейтронами. Британский физик Роберт Фриш, объяснил как при делении ядра атома выделяется энергия.

В начале 1939 года французский  физик Жолио-Кюри сделал вывод, что возможна цепная реакция, которая приведет к взрыву чудовищной разрушительной силы и что уран может стать источником энергии, как обычное взрывное вещество.

Это заключение стало толчком  для разработок по созданию ядерного оружия. Европа была накануне Второй мировой войны, и потенциальное обладание таким мощным оружием подталкивало на быстрейшее его создание, но тормозом стала проблема наличия большого количества урановой руды для широкомасштабных исследований.

Над созданием атомного оружия трудились физики Германии, Англии, США, Японии, понимая, что без достаточного количества урановой руды невозможно вести работы. США в сентябре 1940 года закупили большое количество требуемой  руды по подставным документам у Бельгии, что и позволило им вести работы над созданием ядерного оружия полным ходом.

Перед началом Второй мировой войны Альберт Эйнштейн написал письмо президенту США Франклину Рузвельту. В нем якобы говорилось о попытках нацистской Германии очистить Уран-235, что может привести их к созданию атомной бомбы. Сейчас стало известно, что германские учёные были очень далеки от проведения цепной реакции. В их планы входило изготовление "грязной", сильно радиоактивной бомбы.

Как бы то ни было, правительством Соединённых Штатов было принято  решение - в кратчайшие сроки создать  атомную бомбу. Этот проект вошел  историю как "Manhattan Project". Следующие шесть лет, с 1939 по 1945, на проект Манхэттен было потрачено более двух биллионов долларов. В Oak Ridge, штат Теннеси, был построен огромный завод по очистке урана. Был предложен способ очистки в котором газовая центрифуга отделяла легкий Уран-235 от более тяжелого Урана-238.

На территории Соединенных  Штатов, в пустынных просторах  штата Нью-Мексико, в 1942 году был  создан американский ядерный центр. Над проектом работало множество  учёных, главным же был Роберт Оппенгеймер. Под его началом были собраны  лучшие умы того времени не только США и Англии, но практически всей Западной Европы. Над созданием ядерного оружия трудился огромный коллектив, включая 12 лауреатов Нобелевской премии. Работа в лаборатория, не прекращалась ни на минуту.

В Европе тем временем шла Вторая мировая война, и Германия проводила массовые бомбардировки городов Англии, что подвергало опасности английский атомный проект “Tub Alloys”, и Англия добровольно передала США свои разработки и ведущих ученых проекта, что позволило США занять ведущее положение в развитии ядерной физики (создания ядерного оружия).

16 июля 1945 года, яркая вспышка  озарила небо над плато в  горах Джемеза на севере от Нью-Мехико. Характерное облако радиоактивной пыли, напоминающее гриб, поднялось на 30 тысяч футов. Все что осталось на месте взрыва - фрагменты зеленого радиоактивного стекла, в которое превратился песок. Так было положено начало атомной эре.

К лету 1945 года американцам  удалось собрать две атомные  бомбы, получившие названия "Малыш" и "Толстяк". Первая бомба весила 2722 кг и была снаряжена обогащенным  Ураном-235. "Толстяк" с зарядом  из Плутония-239 мощностью более 20 кт имела массу 3175 кг.

Утром 6 августа 1945 г. над  Хиросимой была сброшена бомба "Малыш".9 августа еще одна бомба была сброшена над городом Нагасаки. Общие людские  потери и масштабы разрушений от этих бомбардировок характеризуются  следующими цифрами: мгновенно погибло  от теплового излучения (температура  около 5000 градусов С) и ударной волны - 300 тысяч человек, еще 200 тысяч получили ранение, ожоги, облучились. На площади 12 кв.км были полностью разрушены все строения. Эти бомбардировки потрясли весь мир.

Считается, что эти 2 события  положили начало гонке ядерных вооружений.

Но уже 1946 году в СССР были открыты и сразу же стали разрабатываться крупные месторождения урана более высокого качества. В районе г. Семипалатинска был построен испытательный полигон. А 29 августа 1949 года на этом полигоне было подорвано первое советское ядерное устройство под кодовым названием "РДС-1". Событие, происшедшее на Семипалатинском полигоне, известило мир о создании в СССР ядерного оружия, что положило конец американскому монополизму на владение новым для человечества оружием.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Атомное оружие  - оружие массового поражения

2.1 Ядерное оружие

Ядерное или атомное оружие - оружие взрывного действия, основанное на использовании ядерной энергии, освобождающейся при цепной ядерной реакции деления тяжёлых ядер или термоядерной реакции синтеза лёгких ядер. Относится к оружию массового поражения (ОМП) наряду с биологическим и химическим.

Ядерный взрыв - это процесс  мгновенного выделения большого количества внутриядерной энергии  в ограниченном объеме.

Центр ядерного взрыва - точка, в которой происходит вспышка  или находится центр огненного  шара, а эпицентром - проекцию центра взрыва на земную или водную поверхность.

Ядерное оружие является самым  мощным и опасным видом оружия массового поражения, угрожающим всему  человечеству невиданными разрушениями и уничтожением миллионов людей.

Если взрыв происходит на земле или довольно близко от ее поверхности, то часть энергии  взрыва передается поверхности Земли  в виде сейсмических колебаний. Возникает  явление, которое по своим особенностям напоминает землетрясение. В результате такого взрыва образуются сейсмические волны, которые через толщу земли  распространяется на весьма большие  расстояния. Разрушительное действие волны ограничивается радиусом в  несколько сот метров.

В результате чрезвычайно  высокой температуры взрыва возникает  яркая вспышка света, интенсивность  которой в сотни раз превосходит интенсивность солнечных лучей, падающих на Землю. При вспышке выделяется огромное количество тепла и света. Световое излучение вызывает самовозгорание воспламеняющихся материалов и ожоги кожи у людей в радиусе многих километров.

При ядерном взрыве возникает  радиация. Она продолжается около  минуты и обладает настолько высокой  проникающей способностью, что для  защиты от нее на близких расстояниях требуются мощные и надежные укрытия.

По данным дважды лауреата Нобелевской премии Лайнуса Полинга, еще в 1964 г. общие запасы ядерных боеприпасов составляли 320 миллионов тонн тротилового эквивалента, то есть около 100 тонн тротила на каждого человека земного шара. С тех пор эти запасы, вероятно, еще более возросли.

Причём данные по США и  России на 2002-2009 г. г. включают только боеприпасы на развёрнутых стратегических носителях; оба государства располагают также значительным количеством тактического ядерного оружия, которое трудно поддаётся оценке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Виды ядерных  зарядов

Все ядерные боеприпасы могут  быть разделены на категории:

1. Атомные  заряды

Действие атомного оружия основывается на реакции деления  тяжелых ядер (уран-235, плутоний-239 и, в отдельных случаях, уран-233).

Уран - очень тяжёлый, серебристо-белый  глянцеватый металл. В чистом виде он немного мягче стали, ковкий, гибкий, обладает небольшими парамагнитными свойствами. Уран-235 используют в ядерном оружии потому, что в отличие от наиболее распространённого изотопа урана-238, в нём возможна самоподдерживающаяся цепная ядерная реакция.

Плутоний - очень тяжелый  серебристый металл, блестящий подобно  никелю, когда только что очищен. Это крайне электроотрицательный, химически активный элемент. Вследствие своей радиоактивности, плутоний теплый на ощупь. Чистый изотоп плутония-239 гораздо горячее тела человека. Плутоний-239 также называют "оружейным плутонием", т.к. он предназначен для создания ядерного оружия и содержание изотопа 239Pu должно быть не менее 93,5 %.

Атомы плутония образуются в результате цепи атомных реакций, начинающихся с захвата нейтрона атомом урана-238. Чтобы получать плутоний в достаточном количестве, нужны  сильнейшие нейтронные потоки. Такие как раз создаются в атомных реакторах. В принципе, любой реактор является источником нейтронов, но для промышленного производства плутония естественно использовать специально разработанных для этого.

Цепная реакция деления  развивается не в любом количестве делящегося вещества, а лишь только в определенной для каждого вещества массе. Наименьшее количество делящегося вещества, в котором возможна саморазвивающаяся  цепная ядерная реакция, называют критической  массой. Уменьшение критической массы  будет наблюдаться при увеличении плотности вещества.

Делящееся вещество в атомном  заряде находится в подкритическом состоянии. По принципу его перевода в надкритическое состояние атомные заряды делятся на пушечные и имплозивного типа.

В зарядах пушечного типа две и более частей делящегося вещества, масса каждой из которых меньше критической, быстро соединяются друг с другом в надкритическую массу в результате взрыва обычного взрывчатого вещества (выстреливания одной части в другую). При создании зарядов по такой схеме трудно обеспечить высокую надкритичность, вследствие чего его коэффициент полезного действия невелик. Достоинством схемы пушечного типа является возможность создания зарядов малого диаметра и высокой стойкости к действию механических нагрузок, что позволяет использовать их в артиллерийских снарядах и минах.

В зарядах имплозивного типа делящееся вещество, имеющее при  нормальной плотности массу меньше критической, переводится в надкритическое состояние повышением его плотности в результате обжатия с помощью взрыва обычного взрывчатого вещества. В таких зарядах предоставляется возможность получить высокую надкритичность и, следовательно, высокий коэффициент полезного использования делящегося вещества.

Информация о работе Ядерное оружие и его поражающие факторы