Воздействие чрезвычайных ситуаций на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:06, реферат

Описание работы

Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, экологические последствия антропогенного воздействия на биосферу, применение противником в случае военных действий различных видов оружия, создают ситуации, опасные для жизни и здоровья населения. Возникновение любой чрезвычайной ситуации вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов.
Выбор мероприятий, сил и средств защиты зависит от вида, специфики, протекания чрезвычайных ситуаций, характера порождающих факторов и тяжести последствий.

Работа содержит 1 файл

565_Защита в чрезвычайных.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

 

 

Часто при анализе  причин возникновения стихийных  бедствий не учитывают социально-экономические  причины. Но не редко природные явления  оказываются опасными тогда, когда  человек "подставляет" себя, свои средства производства и природные  ресурсы. Стихийные бедствия было бы точнее назвать бедствиями природопользования, вызываемых как природными опасностями, так и малой управляемостью процессами экономического развития.

Возможные причины стихийных  бедствий:

  • применение технологий производства и средств жизнеобеспечения, уязвимых для воздействия природных сил;
  • воздействие человека на среду, приумножающее ее потенциальные опасности;
  • заселение заведомо опасных территорий.

Современная научно-техническая  революция потребовала ресурсного освоения регионов с неблагоприятными природными условиями, вызвала бурное развитие и усложнение сети всевозможных коммуникаций, пересекающих опасные участки. Созданы такие энергетические, химические и биотехнические предприятия, повреждение которых оползнем, лавиной или землетрясением грозит ущербом, несравнимым даже от самых крупных стихийных бедствий доиндустриального прошлого.

В течении всей истории  человечества технологическое и  пространственное развитие производства ведет к усилению риска стихийных  бедствий.

В декабре 1987 г. Генеральная Ассамблея ООН  приняла решение о проведении в 90-х годах "Международного десятилетия по уменьшению опасности стихийных бедствий".

Основополагающим принципом  проведения мероприятий "Международного десятилетия по уменьшению опасности  стихийных бедствий" является то, что каждая страна несет основную ответственность за защиту своего народа, инфраструктуры и другого национального достояния от воздействия стихийных бедствий. Для координации работ десятилетия в ООН утвержден международный орган по уменьшению опасности стихийных бедствий (IDNDR).

Снижение подверженности населения и объектов народного  хозяйства риску стихийных бедствий можно достичь путем размещения населенных пунктов и промышленных объектов вне опасных зон, а в  дальнейшем - путем ограничений в деле освоения опасных регионов и создания потенциально опасных производств.

Известно, что стоимость  градостроительства в горных районах, наиболее подверженных стихийным бедствиям, в среднем в 3 - 4 раза выше, чем  в равнинных регионах. Региональные различия в стоимости мер защиты от природных опасностей еще выше.

   Изменения естественных  причин стихийных бедствий можно  достигнуть путем активного подавления  источников природных опасностей  или ограничения зон их проявления.

Примерами активных воздействий  служат: рассеивание облаков с помощью искусственно распыляемых реагентов для предотвращения градобоя,   профилактический сброс снежных лавин с горных склонов путем обстрелов и др.

Примерами ограничения  зон проявления природных опасностей, а также пассивного воздействия служат различные защитные сооружения - дамбы, каналы - для защиты от наводнений, селей оползней, и лавин. Но для многих стихийных бедствий - землетрясений, вулканических извержений, тайфунов и других активные меры подавления отсутствуют или практически неосуществимы.

Повышение защищенности населения и объектов народного  хозяйства, размещенного в опасных  регионах, может быть достигнуто путем  строительства более прочных  сооружений, особенно таких важных, как жилые здания, энергетические объекты, плотины водохранилищ. Важное значение имеет также повышение уровня информированности населения об опасностях, обучение его действиям при стихийных бедствиях. В некоторых случаях целесообразно проводить профилактическую эвакуацию людей на периоды возникновения опасности.

В Кыргызстане размещение населенных пунктов и предприятий  вне особо опасных зон предусмотрено  государственными и ведомственными инструкциями по проектированию. Составляются проекты инженерной защиты новых  сооружений, существующих населенных пунктов, предприятий, дорог и коммуникаций. Разработаны нормы по обязательному обеспечению сейсмостойкости, тепло - и ветрозащищенности зданий в соответствующих условиях. За  выполнением всех этих нормативов осуществляет надзор Государственный комитет по архитектуре и строительству.

Наблюдение за опасными природными процессами и состоянием окружающей среды в Кыргызстане  осуществляют Институт сейсмологии  Национальной академии наук (ИС НАН) и  Агентство по Гидрометеорологии.

Институт сейсмологии  осуществляет работу по сейсмологическому районированию и прогнозированию землетрясений. ИС НАН КР выполняет функции государственной сейсмологической службы и принимает участие в работах по уменьшению ущерба от стихийных бедствий. В Кыргызстане  развернута сеть  из  32 сейсмологических, 10 геофизических, 6 гидрогеохимических и 6 гидрогеодинамических станций,, которые  осуществляют непрерывное наблюдение  за сейсмологической ситуацией. Составлена "Схема долгосрочного  прогноза сильных землетрясений на территории Кыргызстана". На ней выделены локальные площади, где в ближайшие  10 лет могут произойти  сильные землетрясения, и населенные пункты, находящиеся  в зоне  влияния вероятной  эпицентральной  области.

Сеть Государственного агентства по гидрометеорологии  состоит из гидрологических и озерных постов, метеорологических и снеголавинных станций, пунктов наблюдения за загрязнением атмосферы. На всех метеостанциях  ведется непрерывные наблюдения за атмосферными  явлениями, и передают штормовую информацию  в соответствующие инстанции.

Особое место занимает информация о состоянии высокогорных  озер, особенно о таящих угрозу прорыва.

Информация о состоянии  озер передается в адрес Государственной  комиссии по чрезвычайным ситуациям  и гражданской обороне (МЧС и  ГО)  при правительстве КР и местным администрациям, даются рекомендации  о проведении необходимых профилактических и защитных мероприятий.

В обязанности снеголавинных  станций входит обеспечение безопасности  движения автотранспорта на автодорогах  Бишкек-Ош, Кочкор - Минкуш и других путем заблаговременного  оповещения Министерства транспорта и ГАИ МВД  о предполагаемом  сходе  лавин  и принудительном их сбросе.

Составлена  карта  лавинной опасности  всей территории Кыргызстана.  По степени  лавинной опасности территория КР разделена на четыре района. Там, где существует реальная угроза схода лавин, проводятся профилактические работы по их искусственному обрушению, из лавиноопасных зон при необходимости эвакуируется население и выводится техника.

В весенний период большое  внимание уделяется прогнозу стока талых вод, возможности подтопления населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Летом составляются краткосрочные фоновые прогнозы катастрофических дождевых паводков и селевых потоков.

Агентством по гидрометеорологии  составлена карта селеопасных районов Кыргызстана, подразделяющая  территорию на четыре категории. В дополнение к карте составлен "Каталог селеопасных рек Кыргызстана". Контроль за состоянием оползней  осуществляет МЧС и ГО, по данным аэровизуальных и полевых наблюдений на юге КР зафиксировано более 2500 оползней.

Министерство КР по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне  была создана указом Президента КР 4 марта 1996 года. МЧС и ГО КР в соответствии с постановлением Правительства  КР от 26 сентября 1994 года №731 является органом государственного  управления, формирующим и осуществляющим единую государственную политику, касающуюся предупреждения ЧС и действий  при возникновении природных, техногенных и экологических катастроф и бедствий.

МЧС и ГО разрабатывает, организует и осуществляет меры экономического, правового, организационно-хозяйственного, научно-методического характера, направленные на создание условий, способствующих предотвращению, прогнозу, снижению общего уровня аварий и катастроф, защите населения и национального достояния при природном и техногенном воздействии.

Деятельность МЧС  и ГО ведется по следующим направлениям:

  • ликвидация последствий стихийных бедствий;
  • прогнозирование и предотвращение стихийных бедствий;
  • повышение устойчивости  территории, населения и хозяйства к воздействию разрушительных процессов ЧС.

Большое внимание уделяется  финансированию научно-технических  программ, в частности,  программы "Сакто", целью которой является долгосрочное и среднесрочное прогнозирование  землетрясений, оценки сейсмостойкости зданий и сооружений.

Из семи областей КР в настоящее  время четыре имеют законченные  комплексные схемы инженерной защиты территории от опасных природных  явлений. Эти схемы включают: выявление  территорий опасных природных процессов, их паспортизацию, определение зоны воздействия, потенциального ущерба, составление типовых проектов защитных сооружений и плана мероприятий.

Деятельность Комиссии по повышению  устойчивости территории, населения  и хозяйства к воздействию  стихийно-разрушительных процессов заключается в развертывании современной системы связи, оповещения и наблюдения. Проводятся  мероприятия по обучению спасателей  и представителей администраций действиям ЧС.

Риск стихийных бедствий и социально-экономический  ущерб от них возрастают по мере заселения новых территорий, пространственного и технологического усложнения производства. Снижение риска стихийных бедствий возможно, но требует специальных координирующих  многосторонних усилий. Профилактические и защитные меры целесообразно разрабатывать применительно к риску стихийных бедствий и технологических аварий. Эти меры должны начинаться с осознанной  осторожности при принятии решений об освоении новых регионов и технологий, и продолжаться на всех уровнях планирования, проектирования, строительства и эксплуатации объектов народного хозяйства.

По данным страховых фирм Швейцарии  и Германии наблюдается неуклонный рост  среднего числа зарегистрированных крупных стихийных бедствий. Например, с 25 в 1970 году до 80 в 1989  году. Экономический  ущерб за 1960-1970 гг. в среднем составил 4,0 млн. долларов в год, за 1970-1980 гг. около 7,0 млн. долларов, а за 1980-1990 гг. 12 млн. долларов, причем в отдельные годы, например в 1976 году, ущерб составил 25,0 млн. долларов, в 1980 - 24,0 млн. долларов, а в 1990 году - 23,0 млн. долларов. Средняя сумма страховых выплат населению и фирмам, по данным тех же источников, составила за 1960-1970 гг. около 0,5 млн. долларов,  за 1970-1980 гг. около 1,0 млн. долларов, а за 1980-1990 гг. около 3,0 млн. долларов.

Количество жертв природных  стихийных бедствий за 1970-1989 гг. насчитывает  около 1,5 млн. человек, что в 5-6 раз  больше, чем число жертв в те же годы от пожаров, авиакатастроф, дорожно-транспортных аварий, морских катастроф, обрушений, строений и других ЧС.

На территории КР в течение 1992-1996 гг. зарегистрировано 840 ЧС, погибло 292 человека. Катастрофы нанесли за этот период времени значительный ущерб  инфраструктуре населенных пунктов, было  повреждено 44708 жилых домов, 222 зданий школ, 128 объектов здравоохранения.

Специалистами МЧС и ГО за это  время проведено обследование территорий 411 населенных пунктов и даны предписания  на отселение из опасных зон жителей 7916 домов.

В течении года на территории КР происходит около 153 случаев ЧС, т.е. по одной  каждые 3 суток (в среднем),  из них на долю стихийных бедствий приходится около 97%, 2% техногенных катастроф, 1% экологических ЧС.

Средний экономический ущерб от ЧС в КР составляет ежегодно около 17 млн. американских  долларов.


Информация о работе Воздействие чрезвычайных ситуаций на экономику