Управление природными и техногенными чрезвычайными ситуациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:09, контрольная работа

Описание работы

Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Содержание

Введение.
1. Техногенные чрезвычайные ситуации.
2. Природные чрезвычайные ситуации.
3. Классификация чрезвычайных ситуаций.
4. Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 32.21 Кб (Скачать)

ПЛАН.

Введение.

  1. Техногенные чрезвычайные ситуации.
  2. Природные чрезвычайные ситуации.
  3. Классификация чрезвычайных ситуаций.
  4. Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Заключение.

Список использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

     Природный и техногенный риск являются факторами, определяющими качество жизни в регионах страны. Степень природного и техногенного риска, которому подвергается человек, зависит от трех факторов: вероятности возникновения ЧС, ее масштабов и уровня защищенности, обеспечиваемого аварийно-спасательными службами. Проблема снижения совокупного регионального риска, особенности работы в условиях ЧС порождают большое количество задач фундаментального и прикладного характера. В первую очередь, это задачи создания эффективной системы планирования и оперативного управления комплексами мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

     Основные особенности функционирования систем управления в условиях ЧС состоят в том, что чрезвычайная ситуация развивается неожиданно, внезапно. Когда она возникает, перед системой управления встают задачи, не свойственные стационарному режиму работы организации. В целях обеспечения безопасности в каждом цивилизованном государстве создаются органы, предназначенные для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера, а в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий - и для решения задач по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера. Целью данной работы является изучить управление чрезвычайными ситуациями в РФ.

Техногенные чрезвычайные ситуации.

     Техногенная чрезвычайная ситуация или авария - это экстремальное событие техногенного происхождения или являющееся следствием случайных или преднамеренных внешних воздействий, приведшее к выходу из строя, повреждению и (или) разрушению технических устройств, транспортных средств, зданий, сооружений и (или) к человеческим жертвам.

     Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют транспортные аварии, взрывы и пожары, радиационные аварии, аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ и др. Нарастание риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в России обусловлено тем, что в наиболее ответственных отраслях потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 50–70%, иногда достигая предаварийного уровня. В техногенной безопасности есть и другие общие черты неблагополучия: снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий промышленности, производственной и технологической дисциплины; распространены технологическая отсталость производства и низкие темпы внедрения безопасных технологий. Показатели риска возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах в России превышают показатели   приемлемых     рисков,   достигнутых   в   мировой   практике.

     Техногенные чрезвычайные ситуации классифицируются по типам аварий, которые являются источниками основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера, и частично характеризуют также сферу и особенности проявления этих опасных событий.  
 

    Природные чрезвычайные ситуации.

     Природная чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной ЧС, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

     Чтобы подчеркнуть степень опасности природного явления или процесса, пользуются таким понятием, как стихийное бедствие. Стихийное бедствие – это разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

     Источниками природных ЧС являются процессы и явления, происходящие в неживой природе. Составляющая опасного природного явления или процесса может быть поражающим фактором.

     К источникам природных ЧС относятся: землетрясения, оползни, эрозия почв, наводнения, половодья, паводки, низкие и высокие уровни грунтовых вод, бури, ураганы, смерчи, шквалы, сильный снегопад, гроза, крупный град, сильная метель, сильный гололед, сильный мороз, сильная жара, заморозки, приводящие к гибели сельскохозяйственной продукции не менее, чем на 1/3 территории административного района; засуха, суховей, сильный туман, природные пожары (лесные, полевые, торфяные и др.); падения на Землю космических тел, опасные космические излучения и др.; нарушение условий распространения радиоволн и др.  

    Классификация чрезвычайных ситуаций.

     Для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них, в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", разработана следующая классификация чрезвычайных ситуаций, утвержденная постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 г. №1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера": Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

     К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

     К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района. 

     К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

     К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

     К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн., минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы двух субъектов Российской Федерации.

     К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

     К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Войска гражданской обороны Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.  
 
 
 
 

    Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     Для прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в нашей стране в 1995 г. создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение   вопросов    по    защите   населения   и   территорий    от     ЧС.

     РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень РСЧС имеет координирующие и постоянно действующие органы управления, силы и средства, резервы материальных и финансовых ресурсов, системы связи.

Органы  повседневного управления единой системы 

-  центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

-    центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

- центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

-     единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

-     дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Координационные органы единой системы 

На федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

На региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

На муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

На объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации.

     МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.    Структура:

Департаменты: Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны; гражданской защиты; территориальной политики; инвестиций и капитального строительства; надзорной деятельности; тыла и вооружения; организационно-мобилизационный; финансово-экономический; международной деятельности; администра-тивный; кадровой политики.

Управления: научно-техническое; государственной инспекции по маломерным судам; преодоления последствий радиационных аварий и катастроф; медико-психологического обеспечения; авиации и авиационно-спасательных технологий; федеральной поддержки территорий; информации; защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ; контрольно-ревизионное; правовое.

Национальный  центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России создан в соответствии с приказом МЧС России от 27.09.2006 г. № 545. НЦУКС является органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и предназначен для обеспечения деятельности МЧС России по управлению в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также координации в установленном порядке деятельности федеральных органов исполнительной власти в рамках РСЧС.

Информация о работе Управление природными и техногенными чрезвычайными ситуациями