Государственное управление охраны труда в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:38, реферат

Описание работы

Охрана труда – это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Охрана труда выявляет и изучает возможные причины производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и разрабатывает систему мероприятий и требований с целью устранения этих причин и создания, безопасных и благоприятных для человека условий труда.

Содержание

Введение………………………………………………………

Глава 1. Система управления охраны труда…………
1.1 Планирование работы по охране труда………….
Глава 2. Задачи и функции отдела охраны труда в Украине…
Глава 3. Органы государственного управления охраны труда, их компетенция и полномочии………………………………………
3.1 Компетенция кабинета министров Украины в области охраны труда…………………………………………….
3.2 Полномочия министерств и др.центральных органов гос. исполнительной власти в области охраны труда………
3.3 Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым и местных государственных администраций в области охраны труда
3.4 Полномочие органов местного самоуправления в области охраны труда.
Заключение ………………………
Приложение……………………………
Список использованной литературы…………………….

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 100.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Украины

Крымский экономический институт

Киевского экономического университета им. Вадима Гетьмана

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по предмету: «БЖД»

на тему «Государственное управление охраны труда в Украине» 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Подготовила

       студентка группы КР-32

                                                                           Эреджепова Л.Ш.

 

Проверил преподаватель:

                                                                          Кучеренко А.Р.

 

 

Симферополь 2011 г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………

 

Глава 1. Система управления охраны труда…………

1.1             Планирование работы по охране труда………….

Глава 2. Задачи и функции отдела охраны труда в Украине…

Глава 3. Органы государственного управления охраны труда, их компетенция и полномочии………………………………………

            3.1 Компетенция кабинета министров Украины в области охраны труда…………………………………………….

            3.2 Полномочия министерств и др.центральных органов гос. исполнительной власти в области охраны труда………

             3.3   Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым и местных государственных администраций в области охраны труда

             3.4 Полномочие органов местного самоуправления в области охраны труда.

Заключение ………………………

Приложение……………………………

Список использованной литературы…………………….

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В 1992 г. Украина приняла Закон "Об охране труда”.
Этот закон определил приоритетные направления реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, провозгласил основные принципы государственной политики в отрасли охраны труда.

Охрана труда – это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.                       Охрана  труда  выявляет  и  изучает  возможные  причины  производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий,  взрывов,  пожаров и разрабатывает систему мероприятий и требований  с  целью  устранения  этих причин и создания, безопасных и благоприятных для человека условий труда.                                                                              Сложность  стоящих  перед  охраной  труда  задач  требует   использования             достижений и выводов многих научных дисциплин, прямо или косвенно  связанных с задачами создания здоровых и безопасных условий труда.         Так как главным объектом охраны труда является человек в процессе труда,  то при   разработке   требований   производственной   санитарии    используются результаты исследований ряда медицинских и биологических дисциплин. Успех в решении  проблем  охраны  труда  в  большой  степени  зависит  от качества подготовки специалистов в этой  области,  от  их  умения  принимать правильные  решения   в   сложных   и   изменчивых   условиях   современного производства.

 

 

 

 

Государственное управление охраной труда в Украине осуществляют:

- Кабинет Министров;

- Государственный департамент промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора;

- Министерства и другие центральные органы исполнительной власти;

- Местная государственная администрация, местные советы народных депутатов.

Кабинет Министров:

- обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда;

- представляет на утверждение общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды;

- координирует и проводит надзор за работой министерств, других центральных органов исполнительной власти по созданию безопасных и здоровых условий труда;

- утверждает единую систему статистической отчетности по охране труда.

Для разработки и реализации целостной системы государственного управления охраной труда при Кабинете Министров Украины создан Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, возглавляемый вице-премьер министром Украины. Национальный совет организует надзор за выполнением законодательных актов и решений правительства, разработку национальной программы, усовершенствование законодательных актов, координирует и организует проверку деятельности центральных и местных органов, участвует в международном сотрудничестве

1.      Система управления охраны труда

На основании разработок профессора Г.Г. Гогиташвили в современных условиях возникает три центра управления охраной труда: государственное (не административное); управление со стороны руководства предприятия; управление со стороны работников предприятия (рис. 1.1).

Система управления охраной труда (СУОТ) - это совокупность органов управления предприятием, которые на основании комплекса нормативной документации проводят целеустремленную, планомерную деятельность по осуществлению заданий и функций управления с целью обеспечения здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда. Создание СУОТ осуществляется путем последовательного определения цели и объекта управления, заданий и мероприятий по охране труда, функций и методов управления, построения организационной структуры управления, составления нормативно-методической документации. Главная цель управления охраной труда - создание здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда, улучшение производственного быта, предотвращение травматизма и профзаболеваний.

В упрощенном виде любую систему управления можно подразделить на две подсистемы: управляющую и управляемую (рис. 1.2).  В свою очередь, в системах управления выделяют объект, которым управляют, и орган, осуществляющий это управление. Последний, на основании полученной информации (внешней или внутренней о состоянии объекта управления) вырабатывает управляющую информацию, то есть принимает решение. Часто (особенно на больших и средних предприятиях) на основании принятого решения некий исполнительный орган осуществляет управляющее воздействие на объект управления. Во многих случаях управляющий и исполнительный органы объединяют одним понятием - субъект управления.

Субъектом управления в СУОТ на предприятии в целом является руководитель (главный инженер), а в цехах, на производственных участках и в службах - руководители соответствующих структурных подразделений и служб. Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их своевременной реализацией осуществляет служба охраны труда предприятия, которая подчинена непосредственно руководителю предприятия (главному инженеру). Субъект управления анализирует информацию о состоянии охраны труда в структурных подразделениях предприятия и принимает решения, направленные на приведение фактических показателей охраны труда в соответствие с нормативными. Объектом управления в СУОТ является деятельность структурных подразделений и служб предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, произ­водственных участках, цехах и предприятия в целом.

Охрана труда базируется на законодательных, директивных и нормативно-технических документах. При управлении охраной труда не должны приниматься решения и осуществляться мероприятия, которые противоречат действующему законодательству, государственным нормативным актам об охране труда, стандартам безопасности труда, правилам и нормам охраны труда.

1.1  Планирование работы по охране труда.

Функция планирования, в основе которой лежит прогностический анализ, имеет решающее значение в системе управления охраной труда. Планирование работы по охране труда подразделяют на перспективное, текущее и оперативное.

Перспективное планирование содержит наиболее важные, трудоемкие и долгосрочные по срокам выполнения мероприятия по охране труда, выполнение которых, как правило, требует совместной работы нескольких подразделений предприятия. Возможность выполнения мероприятий перспективного плана должна быть подтверждена обоснованным расчетом необходимого материально-технического обеспечения и финансовых расходов с указанием источников финансирования. Основной формой перспективного планирования работы по охране труда является разработка комплексного плана предприятия по улучшению состояния охраны труда.

Текущее планирование осуществляется в течение календарного года при разработке соответствующих мероприятий в разделе ,,Охрана труда" Коллективного договора.

Оперативное планирование работы по охране труда осуществляется по итогам контроля состояния охраны труда в структурных подразделениях и на предприятии и целом. Оперативные меры по устранению обнаруженных недостатков указываются непосредственно в приказе собственника предприятия, который издается по итогам контроля, или в плане мероприятий, как дополнение к приказу.

Функция СУОТ по организации и координации работ предусматривает формирование органов управления охраной труда на всех уровнях управления и всех стадиях производственного процесса, определение обязанностей, прав, ответственности и порядка взаимодействия лиц, которые принимают участие в процессе управления, а также принятие и реализацию управленческих решений.

1.2  Контроль за состоянием охраны труда.

 

Действенное управление охраной труда можно осуществлять только при наличии полной, своевременной достоверной информации о состоянии охраны труда. Получить такую информацию, обнаружить возможные отклонения от норм безопасности, а также проверить выполнение планов и управленческих решений можно только на основании регулярного и объективного контроля. Поэтому контроль состояния охраны труда является наиболее ответственной и трудоемкой функцией процесса управления.

Основными формами контроля за состоянием охраны труды являются: оперативный контроль; контроль, который проводится службой охраны труда предприятия; общественный контроль; административно-общественный трехступенчатый контроль; ведомст-венный контроль высших органов. Необходимо отметить, что кроме контроля, осуществляется надзор за охраной труда со стороны государственных и профсоюзных инспекций.

2.  Задачи и функции отдела охраны труда в Украине

 

К основным функциям управления охраной труда относятся:

 

- прогнозирование и планирование работ, их финансирование,

- организация и координация работ;

- учет показателей состояния условий и безопасности труда;

- анализ и оценка состояния условий и безопасности труда;

- контроль за функционированием СУОТ;

- стимулирование работы по совершенствованию охраны труда.

 

Основные задачи управления охраной труда:

 

- обучение работников безопасным методам труда и пропаганда вопросов охраны труда;

- обеспечение безопасности технологических процессов, производственного оборудования, зданий и сооружений;

- нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

- обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;

- организация лечебно-профилактического обслуживания;

- профессиональный отбор работников отдельных профессий;

- усовершенствование нормативной базы по вопросам охраны труда.

 

 

 

 

 

 

3.  Органы государственного управления охраны труда, их компетенция и полномочии.

В соответствии со ст. 37 закона Украины «Об охране труда» государственное управление охраной труда в Украине осуществляют:

- Кабинет министров Украины;

- Комитет по надзору за охраной труда (в соответствии с административной реформой 2000 г. - Департамент Госнадзор-охрантруда) Министерства труда и социальной политики Украины;

- министерства и другие центральные органы государственной исполнительной власти;

- местная государственная администрация, местные Советы народных депутатов;

- ассоциации, концерны, корпорации и другие объединения предприятий.

Закон содержит нормы прямого действия, которые определяют обязанности, права и полномочия каждого из этих органов.

 

3.1 Компетенция кабинета министров Украины в области охраны труда

- обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда;

- утверждает национальную программу по улучшению состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды;

- определяет функции министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти по созданию безопасных и безвредных условий труда и надзору за охраной труда;

- определяет порядок создания и использования государственного, отраслевых и региональных фондов охраны труда.

 

 

3.2 Полномочия министерств и др.центральных органов гос. исполнительной власти в области охраны труда

- проведение единой научно-технической политики в области охраны труда;

- разработка и реализация комплексных мер по улучшению безопасности, гигиены труда и производственной среды в отрасли;

- осуществление методического руководства деятельностью предприятий отрасли по охране труда;

- заключение с соответствующими отраслевыми профсоюзами соглашения по вопросам улучшения условий и безопасности труда;

- финансирование разработки и пересмотра нормативных актов по охране труда;

- организация в установленном порядке обучения и проверки знаний и норм охраны труда руководящими работниками и специалистами отрасли;

- создание при необходимости профессиональных военизированных аварийно-спасательных формирований, которые действуют в соответствии с типовым положением, утвержденным Госнадзорохрантруда;

- осуществление внутриведомственного контроля за состоянием охраны труда.

Для координации, совершенствования работы по охране труда и контроля за этой работой в центральном аппарате министерств и других центральных органах государственной исполнительной власти создаются службы охраны труда.

 

3.3 Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым и местных государственных администраций в области охраны труда.

 

Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации в границах соответствующих территорий:

* обеспечивают выполнение законов и реализацию государственной политики в области охраны труда;

* формируют с участием представителей профсоюзов, Фонда социального страхования от несчастных случаев и обеспечивают выполнение целевых региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также мероприятий по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов;

Информация о работе Государственное управление охраны труда в Украине