Государственная система управления охраной труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование государственной системы управления охраной труда в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть общие понятия и определения в области охраны труда.
2. Провести анализ структуры системы государственного управления охраной труда.

Содержание

Введение……………………………………………………...………………………3
Глава 1. Общие теоретические вопросы охраны труда
1.1 Понятия и определения в области охраны труда …….…………….5
1.2 Основные законодательные акты по охране труда………….…….…7
Глава 2. Структура системы государственного управления охраны труда
2.1 Межотраслевая подсистема……...…………………………………...14
2.2 Функциональная подсистема……….......……………………………17
2.3 Отраслевая подсистема…………………..……………………….…..18
Глава 3. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда
3.1 Стандарты в области охраны труда……………………………….…21
3.2 Меры пресечения нарушений в области охраны труда………….…22
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………...…………30
Приложения………………………………………………………………………....33

Работа содержит 1 файл

первый курс.doc

— 380.00 Кб (Скачать)


 

 

___________________________________________________________

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

на тему: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2009

 



 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………...………………………3

Глава 1. Общие теоретические вопросы охраны труда

1.1       Понятия и определения в области охраны труда   …….…………….5

1.2       Основные законодательные акты по охране труда………….…….…7

Глава 2. Структура системы государственного управления охраны труда

2.1             Межотраслевая подсистема……...…………………………………...14

2.2             Функциональная подсистема……….......……………………………17

2.3             Отраслевая подсистема…………………..……………………….…..18

Глава 3. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда

3.1     Стандарты в области охраны труда……………………………….…21

3.2     Меры пресечения нарушений в области охраны труда………….…22

Заключение………………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………...…………30

Приложения………………………………………………………………………....33

 

 

 

 



3

 

Введение

 

Развитие охраны труда в России как важнейшего института, входящего, прежде всего, в предмет трудового права, позволит создать базу для всего комплекса мер по созданию условий максимальной защищенности работников, которые бы соответствовали, а в дальнейшем, может быть, и превышали требования международных норм. Соблюдение права работника на охрану труда невозможно без наличия четко работающей системы государственного управления охраной труда.

Подтверждение такому подходу можно найти в позиции Правительства Российской Федерации, отраженной в пояснительной записке к проекту «Положения о государственной системе управления охраной труда в Российской Федерации». В проекте отмечается, что в связи с возникновением организаций различных форм собственности, разнообразных организационно-правовых форм, демонтажем доминирующей ранее отраслевой системы управления организациями, в том числе и в вопросах охраны труда, усилением роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, назрела настоятельная необходимость создания на основе новой редакции Федерального Закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» стройной системы государственного управления охраной труда, предусматривающей участие в работе по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний социальных партнеров: работодателей, профсоюзов, а также всех уровней управления: федерального, субъектов Российской Федерации, отраслевого, муниципального и непосредственно организаций».

Целью курсовой работы является исследование государственной системы управления охраной труда в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть общие понятия и определения в области охраны труда.

2. Провести анализ структуры системы государственного управления охраной труда.

3. Раскрыть сущность и функции государственных органов, занятых в области охраны труда.

4. Провести анализ стандартов в области охраны труда.

5. Выявить меры пресечения и наказания за правонарушения в области охраны труда.

Объект исследования – охрана труда.

Предмет исследования – государственная система управления охраной труда.

Методы исследования – анализ, синтез, классификация, группировка.

Структура и логика работы. Так как целью курсовой работы является исследование государственной системы управления охраной труда, то сначала нужно обратиться к собственно самой охране труда. Что это такое, чем занимается и какие вопросы решает? Поэтому нужно рассмотреть основные понятия и определения в этой области. Так же уместным будет исследовать законодательную сторону этого вопроса. Далее следует перейти непосредственно к структуре государственного управления в области охраны труда. Анализ уровней и связей между органами и другими субъектами в системе управления охраной труда. Отсюда стоит определить стандарты выполнения этой деятельности и, соответственно, контроль над соблюдением установленных правил.

 

 



3

 

Глава 1. Общие теоретические вопросы охраны труда

 

2.4 Понятия и определения в области охраны труда

Безопасность - это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. [4]

Функциями охраны труда являются исследования санитарии и гигиены труда, проведение мероприятий по снижению влияния вред­ных факторов на организм работников в процессе труда. Основным методом охраны труда является использование тех­ники безопасности, то есть комплекса средств и мероприятий, внедряемых в производство с целью создания здоровых и безопасных условий труда. Техника безопасности содержит требования, выполнение которых должно обеспечить необходимый уровень безопасности предприятия в целом, отдельных его помещений, оборудования и других элементов производственной инфраструктуры. При этом решаются две основные задачи: создание машин и инструментов, при работе с которыми исключена опасность для человека, и разработка специальных средств защиты, обеспечи­вающих безопасность человека в процессе труда, а также проводится обучение работающих безопасным приемам труда и использования средств защиты, создаются условия для безопасной работы. [32]

Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Основная цель улучшения условий труда — достижение соци­ального эффекта, т.е. обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.

Улучшение условий труда дает и экономические результаты: рост прибыли (в связи с повышением производительности труда); со­кращение затрат, связанных с компенсациями за работу с вредными и тяжелыми условиями труда; уменьшение потерь, связанных с трав­матизмом, профессиональной заболеваемостью; уменьшением текуче­сти кадров и т.д. Основным документом в нормативно-технической документации является нормативный акт «Система стандартов безопасности труда».

Стандарты ССБТ устанавливают общие требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, общие требо­вания безопасности к производственному оборудованию, производст­венным процессам, средствам защиты работающих и методы оценки безопасности труда.

Межотраслевые правила и нормы являются обязательными для всех предприятий и организаций независимо от их ведомственно­го подчинения.

Отраслевые правила и нормы распространяются только на от­дельные отрасли. На основании законодательства о труде, стандартов, правил, норм, технологической документации и др. разрабатываются инструкции по охране труда: общие, для отдельных профессий, на от­дельные виды работ. [22]

В свою очередь, охрана труда использует достижения в таких областях научных исследований, как "Гигиена труда", "Промышленная санитария", "Эргономика", "Техническая эстетика", "Техника безопасности" и др.

Гигиена труда - это система обеспечения здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические и иные мероприятия.

Промышленной санитарией является комплекс мероприятий, имеющих цель довести до приемлемого уровня риск воздействия на работника неблагоприятных условий производственной среды.

Негативные факторы трудового процесса приводят к снижению трудоспособности и ухудшению качества выпускаемой продукции.

Длительное воздействие неблагоприятных условий труда может привести к нарушению здоровья работающего, развитию профессионального заболевания или инвалидности.

Эргономика - это наука, изучающая человека в условиях производства с целью оптимизации условий труда, орудий труда и т.п., учитывая при этом антропологию, экономию сил и др.

Техническая эстетика - это наука, изучающая производственную среду с целью её гармонизации, улучшения, удобства и красоты. Техническая эстетика является теоретической основой дизайна. [35]

2.5 Основные законодательные акты по охране труда

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопас­ностью и охраной труда формируется многообразной и развитой си­стемой законодательных и нормативных правовых актов, регулиру­ющих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализа­ции законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда, за каждым из элементов и орга­нов которой закреплены свои функции, обязанности и область дея­тельности, ее порядок и процедура.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безо­пасности труда можно подразделить на законодательные акты, нор­мативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной вла­сти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда — это акт, устанавливаю­щий право работников на охрану труда в процессе трудовой деяте­льности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда — это акт, устанавли­вающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, на­правленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Рос­сийской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также поста­новления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

  По общности и действию законодательные и нормативные пра­вовые акты подразделяются на пять уровней (см. рис. 1). [1]

1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, поста­новления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например, Министерством труда и социального развития).

2. Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях эконо­мики без исключения. К ним относятся, например, стандарты сис­темы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разраба­тываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.

3. Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрас­ли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или дру­гими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.

4. Акты субъектов Федерации, действующие только на террито­рии субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда при­менительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются зако­нодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.

5. Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкрет­ном предприятии (приказы, решения, инструкции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1. Уровни законодательных и нормативных правовых актов

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, регио­нальные — единым и межотраслевым, предприятий — отраслевым.

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Феде­рации» определяет основные направления государст­венной политики в области охраны труда, которыми являются:

• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работ­ников;

• принятие и реализация законодательных и нормативных пра­вовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

• государственное управление охраной труда;

• государственный надзор и контроль за соблюдением требова­ний по охране труда;

• содействие общественному контролю в области охраны труда;

• расследование несчастных случаев на производстве, профес­сиональных заболеваний и их анализ;

Информация о работе Государственная система управления охраной труда