Деятельность системы органов обеспечения безопасности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:32, реферат

Описание работы

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Работа содержит 1 файл

Деятельность системы органов обеспечения безопасности в Российской Федерации.docx

— 18.68 Кб (Скачать)

     Деятельность  системы органов обеспечения  безопасности в Российской Федерации.

     Органы  обеспечения безопасности в Российской Федерации

     Для непосредственного выполнения функций  по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе  исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные  органы обеспечения безопасности.

     Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса  жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность  личности, общества и государства  по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.

     Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РФ, Закон РФ„О безопасности“  от 5 марта 1992 года N 2446-1, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области  безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в  составе РФ и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и  соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

     В обеспечении безопасности участвуют  в той или иной степени все  органы государственной власти: Президент  РФ, Федеральное Собрание, Правительство  РФ, ведущие федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти - в первую очередь Федеральная  служба безопасности (ФСБ) и Служба внешней разведки.

     При обеспечении безопасности не допускается  ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных  законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют  право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения  даются в письменной форме в установленные  законодательством сроки. Должностные  лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению  безопасности, несут ответственность  в соответствии с законодательством.

     Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении  безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

     Основными функциями системы безопасности являются: выявление и прогнозирование  внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных  и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание  в готовности сил и средств  обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения  безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

     Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации.

     Силы  обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

     Органы  федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства.

     Органы  федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят: Федеральная  служба безопасности Российской Федерации; управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации  по отдельным регионам и субъектам  Российской Федерации (территориальные  органы безопасности); управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах  Российской Федерации, войсках и  иных воинских формированиях, а также  в их органах управления (органы безопасности в войсках).

     Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

     Правовую  основу деятельности органов федеральной  службы безопасности составляют Конституция  Российской Федерации, Федеральный  закон „О федеральной службы безопасности“ “ от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ,  другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

     Деятельность  органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью и террористической деятельностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности.

     Структура и организация деятельности Федеральной  службы безопасности Российской Федерации определяются Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации. 

     Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным  органом исполнительной власти, в  пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области  обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны государственной  границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической  зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно  реализующим основные направления  деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

     Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью  ФСБ России, утверждает Положение  о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структуру  органов федеральной службы безопасности.

     Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и  распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России в части, касающейся взаимодействия ФСБ России с федеральными органами исполнительной власти.

     Деятельность  ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, централизации  управления органами федеральной службы безопасности и пограничными войсками, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности  государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных  споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных  государств, конспирации, сочетания  гласных и негласных методов  и средств деятельности.

     При взаимодействии органов внутренних дел с органами безопасности и  пограничной службы Министерство внутренних дел Российской Федерации:

     - участвует в осуществлении мероприятий  по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране государственной границы  Российской Федерации, обеспечению  безопасности Российской Федерации,  безопасности представительств  иностранных государств на территории  Российской Федерации.

     - оказывает содействие органам  и войскам Федеральной пограничной  службы Российской Федерации  в проведении мероприятий по  защите Государственной границы,  борьбе с нелегальной деятельностью  через нее, розыске лиц, нарушивших  режим Государственной границы,  в выяснении и проверке обстоятельств правонарушений граждан, задержанных в административном или уголовно - процессуальном порядке;

     - информирует органы и войска  Федеральной пограничной службы  РФ о состоянии правопорядка  в приграничных районах Российской  Федерации, выявленных противоправных  действиях, преступных группах  и лицах, имеющих противоправные  устремления в отношении Государственной  границы и органов и войск  Федеральной пограничной службы  Российской Федерации; 

     -  обеспечивает участие внутренних  войск Министерства внутренних  дел РФ защите Государственной  границы в случаях и порядке,  предусмотренных  Законом "О Государственной границе Российской Федерации";

     - обеспечивает участие органов  внутренних дел в контроле за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска через госграницу;

     - обеспечивает по представлениям  органов и войск Федеральной  пограничной службы Российской  Федерации временное ограничение  или воспрещение доступа граждан  на отдельные участки местности  или объекты вблизи Государственной  границы во время проведения  пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений  на территорию РФ или воспрепятствовании  незаконным массовым пересечениям  Государственной границы; 

     - обеспечивает общественный порядок  при проведении на Государственной  границе и в пограничных районах  Российской Федерации массовых  мероприятий федерального или  международного характера; 

     - обеспечивает правопорядок в  приграничных районах при возникновении  чрезвычайных ситуаций, введении  режима чрезвычайного положения; 

     - участвует в правовом воспитании  населения приграничных районов  Российской Федерации, профилактике  совместно с органами и войсками  Федеральной пограничной службы  Российской Федерации правонарушений  на Государственной границе и  в пунктах пропуска через нее. 

     - выделяет пограничным войскам  федеральной службы безопасности  сил и средств для участия в пограничных поисках и операциях в порядке, определяемом совместными решениями министра внутренних дел Российской Федерации и Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

     Органы  внутренних дел и органы федеральной  службы безопасности в соответствии с законодательством РФ совместно  и во взаимодействии осуществляют оперативно - розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию  террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного  оборота оружия и наркотических  средств, контрабанды и других преступлений,  а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц  и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ.

     Библиографический список литературы

  1. Конституция РФ.
  2. Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 года N 2446-1 (в ред. Федерального закона  от 07.03.2005 N 15-ФЗ ).
  3. Федеральный закон „О федеральной службы безопасности“ от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ).
  4. Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 (в ред. Указа Президента РФ от 31.08.2005 N 1007). 
  5. Махинин В. И. Основы управления в органах безопасности.  — М., 2001.
  6. Сумин А. А. Комментарий к Федеральному закону „ Об органах федеральной службы безопасности“.  — М., 2001.

Информация о работе Деятельность системы органов обеспечения безопасности в Российской Федерации