Чрезвычайные ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Безопасность жизнедеятельности - область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.

Содержание

Введение
1. Цель и задачи, структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
1.1 Определение и классификация Чрезвычайных Ситуаций
1.2 РСЧС: структура, цели и задачи
2. Психические состояния в чрезвычайных ситуациях
2.1 Классификация психических заболеваний
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

БЖД.docx

— 34.64 Кб (Скачать)

· обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных  и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации;

· идентификация негативных воздействий среды обитания (распознавание  и количественная оценка, сбор, обработка, обмен и выдача информации в области  ЗНиТ от ЧС);

· подготовка населения к  действиям в чрезвычайной ситуации;

· прогнозирование и оценка социально-экономических последствий  чрезвычайной ситуации;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации;

· осуществление государственной  экспертизы, надзора и контроля в  области ЗНиТ от ЧС;

· осуществление мероприятий  по социальной защите населения, пострадавшего  от ЧС, проведение гуманитарных акций;

· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в  их ликвидации;

Международное сотрудничество в области  ЗНиТ от ЧС.;

· ликвидация отрицательных  последствий воздействия опасных  и вредных факторов;

· создание комфортного состояния  среды обитания человека.

Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам. В режиме повседневной деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке осуществляются следующие мероприятия:

· наблюдение и контроль за состоянием ОПС (окружающая природная  среда), обстановкой на ПОО (потенциально опасный объект) и на прилегающих  к ним территориях;

· планирование и выполнение целевых и научно-технических  программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению  безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также  по ПУФ ОЭ (повышение устойчивости функционирования объектов экономики) и отраслей экономики в чрезвычайной ситуации;

· совершенствование органов  управления РСЧС, сил и средств  к действиям при чрезвычайной ситуации, организация обучения населения  способам защиты и действиям при  ЧС;

· создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий  чрезвычайной ситуации;

· осуществление целевых  видов страхования.

В режиме повышенной готовности при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения  чрезвычайной ситуации осуществляются следующие мероприятия:

· принятие на себя КЧС (комиссия по чрезвычайным ситуациям) непосредственного  руководства функционированием  подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных  групп для выявления причин ухудшения  обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложения  по ее нормализации;

· -усиление дежурно-диспетчерской  службы;

· усиление наблюдения и  контроля за состоянием ОПС, обстановкой  на ПОО и прилегающих к ним  территориях, прогнозирование возможности  возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

· принятие мер по защите населения и ОПС, обеспечения  устойчивости функционирования ОЭ;

· приведение в состояние  готовности сил и средств, уточнение  планов их действий и выдвижение в  предполагаемый район чрезвычайной ситуации.

В режиме ЧС при возникновении и  во время ликвидации последствий:

· выдвижение оперативных  групп в район чрезвычайной ситуации;

· определение границ зоны чрезвычайной ситуации;

· организация защиты населения;

· организация работ по ПУФ ОЭ и отраслей экономики, обеспечение  жизнедеятельности пострадавшего  населения;

· осуществление непрерывного контроля за состоянием ОПС в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой  на аварийных объектах и прилегающих  территориях.

Структура РСЧС.

Пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный  и объектовый. Две подсистемы: территориальная (звенья, соответствующие административно-территориальному делению субъектов Федерации; предназначена  для предупреждения и ликвидации ЧС данных субъектов) и функциональная (организационные структуры, создаваемые  федеральными органами исполнительной власти для выполнения работ по ЗНиТ от ЧС в сфере их деятельности и  порученных им отраслей экономики). На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы и постоянно действующие органы управления. Повседневной деятельностью руководят органы повседневного управления (стационарные пункты управления - центры управления в кризисных ситуациях (ЦУ КС); подвижные пункты управления; оперативно-дежурные службы органов управления ГО ЧС всех уровней; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций).

Важнейшей составной частью РСЧС является автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС), оснащенная программно-техническими средствами, позволяющими обеспечить обмен информацией в интересах сбора, хранения как оперативных, так и статистических данных о чрезвычайных ситуациях. Целью развития АИУС является интеграция всех информационных ресурсов РСЧС, повышение оперативности, полноты, достоверности и устойчивости информационного обеспечения процессов управления РСЧС.

Важнейшей составной частью РСЧС являются силы и средства, которые подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают в себя органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния  ОПС, ПОО, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.

Силы и средства ликвидации ЧС состоят:

· из военизированных и  невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных  формирований федеральных органов  исполнительной власти и организаций  РФ;

· учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава России;

· формирований службы защиты животных и растений Минсельхоза  России;

· военизированных противоградовых  служб Росгидромета;

· бассейновых аварийно-спасательных специализированных управлений Минтранса  России;

· подразделений Государственной  пожарной службы;

· соединений и частей войск  ГО РФ;

· подразделений поисково-спасательной службы МЧС России;

· соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты инженерных войск Минобороны России;

· военизированных горно-спасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минэнерго России;

· подразделений органов  внутренних войск и муниципальной  милиции;

· специализированных отрядов  Минатома России;

· восстановительных и  пожарных поездов МПС России;

· Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России;

· территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных и  аварийно-восстановительных формирований;

· отрядов и специалистов добровольных общественных объединений.

Координирующими органами РСЧС являются межведомственные и ведомственные  комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, региональные центры аналогичного назначения, комиссии по ЧС органов  исполнительной власти субъектов РФ, комиссии по ЧС органов местного самоуправления и объектные комиссии по ЧС. Единая система предупреждения и ликвидации ЧС на федеральном уровне объединяет силы постоянной готовности следующих  ведомств: Министерства Чрезвычайных Ситуаций, Минатома, Министерства Внутренних Дел, Минсельхозпрода, Минтопэнерго, Министерства транспорта, МПС, Министерства Здравоохранения, Росгидромета, Рослесхоза России и  ряда других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Психические состояния в чрезвычайных ситуациях

 

2.1 Классификация психических  заболеваний

В последнее десятилетие необходимость  оказания психиатрической и медико-психологической  помощи пострадавшим во время стихийный  бедствий, катастроф, военных действий, а также микросоциальных конфликтов явилась объективной основой  развития учения о реактивных состояниях и социогениях. Результатом этого  стало введение в различные классификации  психических заболеваний диагностических  и синдромальных оценок, по существу, не применявшихся до середины XX столетия. К их числу относятся:

· Посттравматические стрессовые расстройства

· Социально-стрессовые расстройства

· Радиационная фобия

· Боевое утомление

· Синдромы: -"вьетнамский" -"афганский" - "чеченский" и др.

А также предболезненные невротические  проявления, реакции на острый стресс, расстройства адаптации, стресс боевой обстановки и ряд других. Являются ли перечисленные расстройства "новыми" болезнями нашего столетия? Ответы на этот вопрос в существующей литературе неоднозначны. С нашей точки зрения, речь идет лишь о расстановке акцентов психопатологических нарушений  у больших групп людей, в первую очередь порожденных издержками современной цивилизации и социальными  конфликтами. Эти нарушения в  феноменологическом плане описывали  и раньше, однако их специально не обобщали и не выделяли. Происходило это  главным образом потому, что общество не было готово воспринять социальные причины, ухудшающие психическое здоровье, и осознать необходимость соответствующих  профилактических и реабилитационных мероприятий.

Рис. 1. Основные факторы, влияющие на формирование психопатологических  проявлений невротического уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в  жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был  и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности  в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д. Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства. Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему "человек - среда обитания".

Также выяснили, что взаимодействие человека со средой обитания может быть негативным и позитивным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации. Результаты негативного воздействия потоков на человека зависят в основном от интенсивности и продолжительности воздействия этих потоков, а также от способности человека воспринимать потоки воздействия

Таким образом, достижение приемлемого  уровня безопасности в системе "человек - среда обитания" неразрывно связано  с необходимостью глубокого анализа  причин роста численности и уровня действующих в техносфере опасностей; изучение причин принудительной потери здоровья и гибели людей; разработки и широкого применения превентивных защитных мер на производстве, в  быту и в регионах техносферы. Важную роль в сохранении здоровья и жизни  людей в настоящем и будущем  призвана играть информационная деятельность государства в области прогнозирования  опасностей среды обитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. "Безопасность жизнедеятельности". Учебник для вузов/ Под общ.  ред. С.В. Белова, 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1999 г..

2. Лучшие рефераты. Безопасность  жизнедеятельности. Серия "Банк  рефератов". - Ростов н/д: Феникс. 2003 г..

3. Гринин А.С., Новиков  В.Н. "Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие" - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 г..

4. Мастрюков Б.С. "Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студ. высш. учеб. заведений"/ - М.: Издательский центр "Академия", 2003

5. Закон РФ "Об охране  окружающей природной среды" (постатейный  комментарий). М.: 1995 г..

6. Хван Т.А., Хван П.А. "Безопасность жизнедеятельности". Серия "Учебники и учебные пособия". Ростов н/Д. Феникс, 2000 г..

 


Информация о работе Чрезвычайные ситуации