Чрезвычайные Ситуации в России за последние 5 лет. Уроки и выводы

Дата добавления: 12 Декабря 2012 в 20:30
Автор: z********@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (56.21 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Рефеат по ОБЖ.docx

  —  59.04 Кб

 

 
Работы первой группы, разведка в зоне ЧС, являются видом обеспечения действий сил и средств РСЧС, заключающимся в сборе и передаче органам повседневного управления и силам достоверных данных об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, необходимых для эффективного проведения неотложных работ и организации жизнеобеспечения населения. 
 
Выделяют следующие виды разведки: 

    • биологическую;
    • инженерную;
    • медицинскую;
    • радиационную;
    • санитарно-эпидемиологическую;
    • химическую.

 
Работы второй и третьей групп проводятся в кратчайшие сроки. Они имеют следующие цели: 

    • спасение людей и оказание помощи пострадавшим;
    • локализация зон аварий, катастроф и стихийных бедствий;
    • локализация и ограничительные меры в зонах биолого-социальных и экологических ЧС;
    • устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ;
    • восстановление системы управления в зоне ЧС;
    • создание условий для последующего проведения восстановительных работ.

 
Содержание конкретных мероприятий  этих групп зависит от видов ЧС и их масштабов. 
 
Работы четвертой группы, ликвидации ЧС, проводятся после полного окончания действий источников ЧС. Они проводятся в целях обеспечения функционирования поврежденных объектов по предназначению обеспечения нормальной жизнедеятельности населения и персонала объектов. 
 
Различают три вида восстановления: краткосрочное, временное и капитальное. Краткосрочное восстановление объектов производят для того, чтобы обеспечить их эксплуатацию на короткий срок или разовое использование. Временное восстановление поврежденного объекта производится для того, чтобы обеспечить его эксплуатацию на более длительный срок. При этом может производиться частичное восстановление поврежденных сооружений и замена оборудования. Капитальное восстановлениеобъектов выполняют для обеспечения их нормальной постоянной эксплуатации. Эту работу ведут специализированные строительные организации. 
 
6. Уроки и выводы.

Россия постоянно живёт  в условиях чрезвычайных ситуаций, когда на определённой территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни  или здоровья, наносится ущерб  имуществу населения, экономике  и окружающей природной среде. Не успели ещё забыться трагические  события на Саяно-Шушенской ГЭС  и шахте «Распадской», не утихли ещё переживания по страшным пожарам  минувшего лета, как страну настигла новая беда – энергетический коллапс, оставивший сотни тысяч россиян  без света накануне Нового года. 

 

Начиная с 26 декабря, из-за снегопада, массового обледенения проводов и падения деревьев на ЛЭП в  центральной России было обесточено около 4,4 тыс. населённых пунктов, в  которых проживает 900 тыс. человек. Значительная часть их них встретила без  света Новый год, еще несколько  тысяч оставались без электричества  вплоть до Рождества. Энергетический коллапс  затронул крупнейший аэропорт страны «Домодедово». Из-за обледенения оборвались провода и отключились подстанции, снабжающие его электричеством. 

 

Почему в Голландии, где  «ледяные дожди» - привычное явление, не случаются энергетические кризисы, не наносится ущерб жизни людей? Почему в Германии, которую нынешней зимой буквально затопило, люди не понесли большого урона. Потому, что  в Голландии и Германии эффективно осуществляется государственное управление, которое обеспечивает надёжную систему  предупреждения и компетентных действий в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Причиной эффективности государственного управления является ответственность  чиновников всех уровней - от центра и  регионов до местного самоуправления. Их ответственность во многом обеспечивается открытостью и прозрачностью  деятельности власти. 

 

Главная причина чрезвычайных ситуаций в России - безответственность и, как следствие, неэффективность  государственного управления, которое  неудовлетворительно осуществляет профилактику чрезвычайных ситуаций, некомпетентно организовывает ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Как результат, государственное  управление не способно организовать надёжную систему предупреждения и  результативных действий в чрезвычайных ситуациях. Их причиной является также  безответственность и жадность бизнеса.  

 

Поскольку российская правящая элита не извлекает необходимых  уроков из чрезвычайных ситуаций и  не создаёт необходимых условий  для ответственности в государственно-властных и экономических отношениях, постольку  чрезвычайные ситуации в России превращаются в закономерные последствия –  необходимые, существенные и повторяющиеся  связи между драматическими явлениями  природы и общества. Вот почему за аварией в августе 2009 года на Саяно-Шушенской  ГЭС в апреле 2010 года последовал взрыв на шахте «Распадская», а  в июле-августе пожары в средней  полосе России. Как закономерность в конце декабря - начале января 2011 года в Московской, Тверской, Нижегородской и Смоленской областях последовал энергетический коллапс. 

 

В чём главный урок? До тех пор пока российской правящей элитой не будет создана ответственная  государственная власть, которая  мотивирована компетентно управлять, а, следовательно, эффективно предупреждать  и действовать в чрезвычайных ситуациях, таковые будут постоянно  угрожать России. До тех пор, пока не будут созданы условия для  равноправной и добросовестной экономической  конкуренции, жадный и безответственный бизнес будет постоянно провоцировать  чрезвычайные ситуации. Все это неизбежно  приведёт к социальному протесту и взрыву. Отсюда, если правящая элита  не создаст условий для ответственности  и, как следствие, компетентности в  государственном управлении и развитии экономики, то её ждут глубокие потрясения - потеря власти, богатств и собственности.

Безответственность в  системе государственно-властных отношений  приводит к отсутствию мотивации  компетентно управлять системой предупреждения и эффективных действий в чрезвычайных ситуациях. Безответственность чиновников во многом обусловлена закрытостью  их деятельности. До сих пор российское общество не имеет информации о решении  задач системы предупреждения и  действий в чрезвычайных ситуациях. Между тем к таким задачам  относятся:

- разработка и реализация  правовых и экономических норм  по обеспечению защиты населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций;

- осуществление целевых  и научно-технических программ, направленных  на предупреждение чрезвычайных  ситуаций и повышение устойчивости  функционирования организаций, а  также объектов социального назначения  в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности  к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных  и выделяемых для предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен  и выдача информации в области  защиты населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций; 
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование и оценка  социально-экономических последствий  чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых  и материальных ресурсов для  ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществление государственной  экспертизы, надзора и контроля  в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций; 
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий  по социальной защите населения,  пострадавшего от чрезвычайных  ситуаций, проведение гуманитарных  акций; 
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации. 

 

Вне всякого сомнения, если бы российское общество знало о том, как выполняются эти задачи, то оно могло бы потребовать от власти ответа за их некомпетентное исполнение. Безответственность исполнительной власти ведёт к отсутствию мотивации  компетентно управлять системой предупреждения и результативных действий в чрезвычайных ситуациях. Главную  роль в исполнительной власти по данной проблеме играет Министерство Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий (МЧС).

 

Заключение 
 
В последние годы в России, так же как и во всем мире, увеличиваются масштабы катастроф и ущерб от связанных с ними чрезвычайных ситуаций. Прямые потери от этих событий составляют сейчас более 100 млрд. руб. в год и с учетом косвенных потерь достигают 3% валового внутреннего продукта страны. 
 
Ситуация осложняется тем, что с увеличением воздействия человека на земную кору, инициируется новый вид опасных природных процессов, получивших название техноприродных. Такие процессы начинаются развиваться на земной поверхности под влиянием техногенного прессинга на Землю. Это наведенная сейсмичность, опускание территорий, подтопление, оползни, карстово-суффозионные явления, различные физические поля. 
 
С каждым годом возрастает угроза, связанная с глобальным изменением климата. Интенсификация роста температуры атмосферного воздуха в последние десятилетия привела уже сейчас к росту осадков в северном полушарии севернее широты 300. Одновременно возросло количество экстремальных осадков. Средняя высота ветровых волн в Мировом океане в северной Атлантике и северной части Тихого океана с 1950 по 2002 гг. увеличивалась на 8 – 14 см за десятилетие. 
 
Увеличение числа природных катастроф в мире связано также с рядом глобальных процессов в социальной и техногенных сферах, которые обуславливают развитие опасных явлений и снижение защищенности людей на Земли. К числу таких процессов относятся рост численности населения и промышленного производства и связанная с этим урбанизация, загрязнение и деградация природной среды. 
 
Помимо объективных существует ряд косвенных причин повышение числа природных катастроф, не связанных с процессами, происходящими в прирдной среде. В России, например, одним из субъективных факторов является ослабление требований и контроля по соблюдению стандартов при строительстве и эксплуатации сооружений, отсутствие государственного контроля безопасности хозяйственных освоения территорий. Нерешенными остались вопросы распределения функций федерального центра, субъектов федерации, муниципалитетов и местных органов по соблюдению требований природной безопасности. 
 
Исходя из сказанного следует, что природные и природно-техногенные катастрофы становятся мощным фактором, противодействующим устойчивому, и безопасному развитию земной цивилизации. Это вызывает огромную озабоченность научной общественности, правительства многих стран и международных организаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

    1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)
    2. «Погода: следы ушедшего года» журнал “Экология и жизнь” 3(88)’2009 с56-58
    3. «Природные катаклизмы – 2008: бедствий меньше, жертв и разрушений больше» журнал “Экология и жизнь” 4(89)’2009 с53-55
    4. В.И.Осипов «Почему растет число природных катастроф» журнал «Экология и промышленность России» февраль 2008.
    5. Сайт МЧС России / Раздел статистика http://www.mchs.gov.ru/stats/
    6. Информационно-политический журнал «Политическое образование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительная характеристика чрезвычайных ситуаций, происшедших  на территории Российской Федерации за 1 полугодие 2010/2009 годов

Чрезвычайные ситуации по характеру  и виду источников возникновения

Количество ЧС

Погибло

Пострадало

2010

2009

2010

2009

2010

2009

Техногенные ЧС

87

128

273

216

439

282

Аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов

8

14

0

4

2

1

Аварии грузовых и пассажирских судов

3

9

0

0

2

0

Авиационные катастрофы

14

15

22

30

8

12

ДТП с тяжкими  последствиями*

39

31

165

119

243

180

Аварии на магистральных  трубопроводах и внутрипромысловых  нефтепроводах

5

16

0

2

3

5

Обнаружение (утрата) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ

1

5

0

1

0

5

Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ

1

8

6

4

4

13

Аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ

1

2

0

0

0

0

Аварии с выбросом (угрозой выброса) ОБВ

0

0

0

0

0

0

Внезапное обрушение  производственных зданий, сооружений, пород

1

1

4

2

1

0

Обрушение зданий и  сооружений жилого, соц-бытового и культурного  назначения

0

5

0

10

0

6

Аварии на электроэнергетических  системах

2

5

0

0

0

0

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

5

3

0

0

0

0

Аварии на тепловых сетях в холодное время года

1

2

0

1

0

0

Гидродинамические аварии

0

0

0

0

0

0

Взрывы в зданиях, на коммуникациях, технологическом  оборудовании промышленных и с/х  объектах

4

1

69

2

173

2

Взрывы в зданиях, сооружениях жилого и социально-бытового назначения

2

11

7

41

3

58

Крупные террористические акты

12

0

78

0

293

0

Природные ЧС

46

112

10

5

367

610

Землетрясения**, извержение вулканов

6

6

0

0

0

0

Опасные геологические  явления (оползни, сели, обвалы, осыпи)

0

1

0

0

0

0

Повышение уровня грунтовых  вод

0

0

0

0

0

0

Бури, ураганы, смерчи, шквалы, сильные метели

0

2

0

0

0

64

Сильный дождь, сильный  снегопад, крупный град

1

4

0

0

0

0

Снежные лавины

1

0

10

0

8

0

Заморозки, засуха, суховей, пыльные бури

4

0

0

0

0

0

Морские опасные  гидрологические явления (сильное  волнение, напор льдов, обледенение  судов)

0

1

0

5

0

1

Отрыв прибрежных льдов

11

9

0

0

359

470

Опасные гидрологические  явления

5

2

0

0

0

75

Крупные природные  пожары***

18

87

0

0

0

0

Биолого-социальные ЧС

15

7

0

0

6

0

Инфекционная заболеваемость людей

1

0

0

0

6

0

Инфекционная заболеваемость сельско-хозяйственных животных

12

7

0

0

0

0

Поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями

2

0

0

0

0

0

ИТОГО:

160

247

361

221

1105

892

Описание работы
Научно-тенический и социально-экономический прогресс радикально изменил мир. Вместе с тем он породил новые угрозы для цивилизации, к числу которых в последние годы стали относить и опасные экологические процессы. Спектр развивающихся природных угроз у нас в стране и мире исключительно разнообразен: от разрушительных землятресений до глобального изменения климата и опасности столкновения Земли с крупными космическими телами. В России насчитывается более 30 видов опасных природных явлений, угрожающих человеку и инфраструктуре. Большинство существующих видов опасности характеризуется исключительной сложностью и многофакторностью, поэтому их прогнозирование не всегда дает надежные результаты.
Содержание
Ведение
1. Основные понятия и определения.
2. Классификация чрезвычайных ситуаций.
3. Статистические данные о чрезвычайных происшествих в России.
4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных происшествий.
5. Ликвидация последствий чрезвычайных происшествий.
6. Уроки и выводы.
Заключение.
Список литературы