Безопасность жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 07:14, курс лекций

Описание работы

Работа содержит конспекты лекций по "Безопасности жизнедеятельности".

Содержание

Статья 77 Внутренней службы: 1
Литература: 1
Введение. Цель и задачи дисциплины БЖД, ее содержание. 1
РАЗДЕЛ I. БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2
ТЕМА 1: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2
Лекция 1: Безопасность жизнедеятельности как составная часть национальной безопасности РФ. 2
Лекция 2: Концепция обеспечения безопасности военной службы. 3
ТЕМА 2: ОПАСНОСТИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И МЕРЫ ПО ПОНИЖЕНИЮ УЩЕРБА ОТ НИХ. 5
Лекция 3: Природные опасности и защита от них. 5
Лекция 4: Опасности социальной сферы повседневной жизни военнослужащих и мероприятия по их предупреждению. 6
ТЕМА 3: ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ЛИКВИДАЦИЯ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ. 8
Лекция 5: ЧС техногенного характера. 8
РАЗДЕЛ II. БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВВТ. 10
ТЕМА 4: ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВВТ. 10
Лекция 6: Система обеспечения безопасной эксплуатации ВВТ. 10
Лекция 7: Система подготовки л/с по соблюдению требований безопасности при эксплуатации ВВТ. 11
ТЕМА 5: ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ. 13
Лекция 8: Организация и выполнение работ на ВВТ. 13
ТЕМА 6: СВЧ-ИЗЛУЧЕНИЕ. 15
Лекция 9: ПМБ при эксплуатации источников СВЧ-излучения. 15
ТЕМА 7: ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. 17
Лекция 10: Организация и обеспечение пожарной безопасности в воинских частях. 17
РАЗДЕЛ 3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК. 19
ТЕМА 8: АНАЛИЗ ОПАСНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ. 19
Лекция 11: Действие электрического тока на человека. 19
Лекция 12: Анализ условий безопасности в изолированных электрических сетях. 20
Лекция 13: Анализ условий безопасности в заземленных электрических сетях. 23
Лекция 14: Анализ эффективности применения защитного заземления в электрических сетях. 25
Лекция 15: Классификация и конструктивное исполнение заземляющих устройств. 27
Лекция 16: Анализ эффективности применения зануления в электрических сетях. 28
Лекция 17: Анализ эффективности применения защитного отключения. 29

Работа содержит 1 файл

БЖ лекции.doc

— 786.50 Кб (Скачать)
  1. Гидрометеорологическое:
  • контроль и прогноз погоды;
  • РХБ разведка.
  1. Экологическое:
  • охрана окружающей среды;
  • экологическое обучение;
  • восстановление и воссоединение природоохранных сооружений.

 

Тема 2: Опасности среды обитания и меры по понижению ущерба от них.

Лекция 3: Природные опасности и  защита от них.

Вопросы:

  1. Общая классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС).
  2. Классификация природных ЧС.

 

== Вопрос 1 ==

Общая классификация  чрезвычайных ситуаций (ЧС).

 

Опасность – возможность нанесения вреда (морального, физического и(или) материального) личности, обществу и государству.

Чрезвычайная  ситуация – обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате катастрофы, аварии, стихийного бедствия, которая может повлечь за собой (или повлекла) человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери, а также нарушение условий жизнедеятельности.

ЧС классифицируются по ряду признаков:

 Степень внезапности. Своевременное прогнозирование ЧС и правильность действия позволяют избежать значительных потерь и, порой, предотвратить ЧС.

Скорость распространения  ЧС. Может носить взрывной, быстрораспространяющийся или плавный характер. К первым двум ситуациям относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий и катастроф, стихийных бедствий. К третьей ситуации: загрязнение окружающей среды, наводнения, паводки.

Масштаб распространения: ЧС по своему составу могут носить локальный, объектовый, местный, региональный, национальный и глобальный характер.

Продолжительность действия: кратковременный и затяжной характеры.

Характер ЧС: преднамеренный и непреднамеренный.

Происхождение ЧС:

  • Антропогенные.
  • Природные: а) метеорологические:

- аэродинамические (бури, штормы, ураганы,  смерчи);

- агрометеорологические (крупный  град, сильный ливень, снегопады,  сильная жара…)

б) тектонические: землетрясения, моретрясения (цунами), извержение вулканов.

в) топологические: половодье, паводки, ветровые погоны.

г) космические: метеориты, галактические, космические, солнечное излучения  и излучение поясов Земли.

 

К природным ЧС (опасностям) относятся:

  • Литосферные опасности: землетрясения, оползни, снежные лавины, селевые потоки, обвалы;
  • Атмосферные опасности: ураганы, торнадо (смерчи), пыльные (песчаные) бури, грозы.
  • Гидросферные опасности: наводнения, цунами.

 

Землетрясение — колебание земной поверхности вследствие внезапных смещений и разрывов в земной коре или манте. Ежегодно фиксируется около миллиона толчков. Из них:

1 — катастрофичный;

10 сильных;

100 разрушительных;

1000 повреждающих разрушений.

Большинство землетрясений сопровождается затухшими вулканами. В XX веке произошло 340 крупных землетрясений. Особенно катастрофичными являлись:

  • Китай — 1976 г. Тянь-Шань. Полное разрушение. 650 000 погибло.
  • Япония — 1923 г. 140 000 чел. погибло.
  • Перу — 1970 г. 70 000 чел. погибло.
  • Ашхабад — 1948 г. 110 000 чел. погибло.
  • Ташкент — 1966 г. 20 000 чел. погибло.
  • Армения — 1988 г. 25 000 чел. погибло.

 

Оползень — скользящее смещение под действием силы тяжести на более низкий уровень масс грунта, частей горных пород, формирующих склоны гор, холмов, речных и морских террас без потери контакта между движущимися и неподвижными грунтами. Начинается вследствие нарушения равновесия.

 

Лавина — снежный обвал массы снега, скользящий с гор склона под влиянием какого-либо воздействия, увлекающий за собой новые массы снега.

 

Селевой поток — временный горный поток смеси воды, обломков горных пород, глинистых частиц, камней, производящий за относительно короткий промежуток времени значительное изменение русла водотока, и формирующий в результате распада селевой смеси специфические отложения.

Причины: землетрясения, обильные снегопады, лавины, интенсивное таяние снега.

 

Обвал — отрыв и катастрофическое падение больших масс пород, их опрокидывание, дробление, скатывание на крутых горных склонах.

 

Лекция 4: Опасности социальной сферы повседневной жизни военнослужащих и мероприятия по их предупреждению.

Вопросы:

  1. Социальная безопасность.
  2. Опасности повседневной жизни военнослужащих.
  3. Работа командира по обеспечению безопасности при повседневной деятельности подразделения.

 

== Вопрос 1 ==

Социальная  безопасность.

 

Социальная  безопасность — безопасность человека в социуме.

 

Объекты социальной безопасности:

  • люди;
  • инфраструктура жизнеобеспечения;
  • система социализации человека.

 

К классу социально-опасных  факторов в военной службе относятся:

  • социальная напряженность в отношении военнослужащих и мирным населением;
  • военные конфликты;
  • экологические проблемы;
  • низкое денежное содержание военнослужащих;
  • ухудшение вещевого и продовольственного имущества;
  • неустроенность военнослужащих после увольнения из ВС.

 

== Вопрос 2 ==

Опасности повседневной жизни военнослужащих.

 

Повседневная деятельность войск включает:

  • боевое дежурство;
  • боевую подготовку;
  • эксплуатацию ВВТ;
  • специальные занятия и работы;
  • несение караульной, гарнизонной и внутренней служб;

 

Виды безопасности:

  • безопасность боевого дежурства;
  • безопасность боевой подготовки и т.д.;
  • безопасность эксплуатации ВВТ.

 

Боевое дежурство является выполнением боевой задачи. Особенностью боевого дежурства является психологические, физические и специфические нагрузки, связанные с особой ответственностью номеров расчета, бытовыми условиями.

Боевая подготовка — основное содержание повседневной деятельности войск. В каждом виде военной службы содержание и формы боевой подготовки имеют свои особенности, определяемые особенностями эксплуатации ВВТ.

Содержание и сущность любого вида безопасности определяется факторами, воздействующими на объект.

Сущность всех видов безопасности состоит в безопасности военнослужащего  и определенной среды, а содержание в проведении мероприятий позволяющих достичь этой безопасности.

 

Под опасными (вредными) факторами — понимаются объекты внешней среды воздействие которой на человека, технику и среду, приводит к ухудшению количества последствий.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Направления обеспечения безопасности военнослужащих:

1) правовое;

2) организационно-техническое;

3) морально-физическое;

4) медицинское и др.

 

Для обеспечения безопасности любого вида деятельности нужны определенные условия безопасности.

Условия безопасности — те обстоятельства, при которых любой вид деятельности (включая военную службу) становится безопасным. Первое условие обеспечения безопасности — изменение самого человека (формирование личности безопасного типа).

 

Общие условия безопасности военной службы:

  1. правопорядок и высокая воинская дисциплина;
  2. сохранность оружия и военной техники;
  3. защищенность военнослужащих, гражданского населения, природы от опасных факторов деятельности войск;
  4. санитарно-эпидемиологическое благополучие войск.

 

Условия безопасности военнослужащих при исполнении обязанностей военной  службы:

  1. социальная защищенность военнослужащих;
  2. обеспеченность войск финансовыми и материальными средствами;
  3. реализация установленных льгот и гарантий;
  4. удовлетворительное морально-психологического состояние личного состава;
  5. сохранение и укрепление здоровья военнослужащих;
  6. травмобезопасность видов деятельности военнослужащих;
  7. пожарная безопасность;
  8. предупреждение актов терроризма.

 

В отношении местного населения основным условием безопасности является:

  1. взаимодействие органов военного управления с органами государственной власти с целью предупреждения противоправных действий;
  2. создание нормальных отношений между военнослужащими и населением;
  3. размещение опасных военных объектов вне пределов населенных пунктов;
  4. безопасность труда гражданского персонала.

 

Основными условиями  экологической безопасности военной  службы являются:

  1. соблюдение требований природоохранного законодательства военнослужащих;
  2. проведение мероприятий по их экологическому обучению и воспитанию;
  3. обеспечение экологической безопасности при эксплуатации ВВТ;
  4. своевременное выявление и восстановление нанесенного ущерба окружающей природной среде.

 

== Вопрос 3 ==

Работа  командира по обеспечению безопасности при повседневной деятельности подразделения.

 

Управление безопасностью военной  службы представляет собой целенаправленную деятельность воинских должностных лиц по выявлению угроз и созданию условий для достижения эффективного обеспечения БВС.

 

Работа командира  при расследовании травматизма  личного состава:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3: Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий.

Лекция 5: ЧС техногенного характера.

Вопросы:

  1. Основные поражающие факторы ЧС.
  2. Техногенные ЧС и их расследование.

 

== Вопрос 1 ==

Основные  поражающие факторы ЧС.

 

Для возникновения и развития ЧС необходимы определенные условия, а  именно существование источников опасных факторов (предприятия производства, где используются высокое давление, химические, биологические, взрывчатые вещества)

 

В развитии ЧС любого вида можно выделить 4 стадии:

  1. накопление факторов риска (от часов до лет);
  2. инициирование ЧС (толчок, пусковой механизм ЧС);
  3. процесс самой ЧС (высвобождение факторов риска);
  4. затухание ЧС (локализация поражающих факторов и ликвидация их последствий).

 

Основные поражающие факторы ЧС:

  • воздушная взрывная волна (оказывает динамическое воздействие);

Взрывная волна  — область резкого сжатия среды, которая в виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью. В зависимости от того в какой среде воздействует: воздушной, гидродинамической, сейсмовзрывной.

  • температурный фактор (воздействие повышения и понижения температур, возникающих в отдельных экстремальных ситуаций);
  • ионизирующее излучение (при авариях на АЭС и других радиационно-опасных объектах);
  • сильнодействующие ядовитые вещества: хлор, аммиак, сероводород (применяются в народном хозяйстве);
  • аэрогидродинамический (наводнение, тайфуны, оползни, ураганы). Основа — природа;
  • психоэмоциональное воздействие (связано с человеком, т.е., с людьми, находящимися в эмоциональном состоянии);
  • нарушение бактериальной среды бактериальными объектами (нарушение санитарно-эпидемиологических правил, гепатит).

 

== Вопрос 2 ==

Техногенные ЧС и их расследование.

 

  1. транспортные:
  • автомобильные;
  • железнодорожные;
  • авиационные;
  • водные
  • трубопроводные.

                                            

  1. производственные
  • опасные явления с высвобождением механической энергии (взрывы, разрушения конструкций и т.п.);
  • опасные явления с высвобождением термической энергии (пожары);
  • опасные явления с высвобождением химической энергии (выброс СДЯВ при производственной переработке);
  • опасные явления с высвобождением радиационной энергии (утечка радиации с радиационных объектов);
  • утечка с бактериальных объектов.

 

  1. специфические:
  • инфекционные заболевания (единичные и групповые случаи);
  • эпидемии людей и животных;
  • болезни растений.

 

  1. социально-опасные 
  • военные конфликты;
  • терроризм;
  • общественные беспорядки;
  • наркомания;
  • алкоголизм.

 

С целью предупреждения ЧС при их возникновении обеспечение безопасности населения, уменьшение ущерба народному хозяйству и ликвидации последствий правительством РФ постановлением к 1113 от 05.11.93г. была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

 

Главная задача РСЧС — обеспечение безопасного проживания населения и защита его от поражающих факторов.

 

Задачи РСЧС:

Информация о работе Безопасность жизнедеятельности