Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Одной из основных задач государства и общества является создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей его территории как в мирное, так и в военное время. Во многих государствах мира пришли к выводу, что для решения данной проблемы и успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика.

Работа содержит 1 файл

бжд в чс.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях 

1) Нормативная документация в области безопасности в чрезвычайных ситуациях (ГОСТы, СНиП, санитарные нормы и др.) 

      Одной из основных задач государства и  общества является создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей его территории как в мирное, так и в военное время. Во многих государствах мира пришли к выводу, что для решения данной проблемы и успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика.

    В конституции РФ в целом ряде федеральных  законов определены основные права  и обязанности граждан России в области безопасности жизнедеятельности  основные направления и задачи всех органов управления страны по защите населения и образовательных учреждений (ОУ) от чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное и военное время.

    Одним из приоритетных направлений в решении  проблем безопасности жизнедеятельности является обучение населения безопасному поведению  в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Человек является основой и созидания, и обеспечения безопасности.

    Для подтверждения этого рассмотрим наиболее характерные положения  из Конституции РФ и ряде федеральных  законов, определяющих права и обязанности граждан в обеспечении безопасности личности, общества и государства. 

      В Российской Федерации об этом свидетельствует  основные положения Конституции Российской Федерации, в которых она закрепила:

      - права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу;

      - обязанность государства осуществлять защиту населения и материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.  

        Развитие этих конституционных  положений нашли отражение в  целом ряде федеральных законов,  законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах соответствующих федеральных органов исполнительной власти.  

      Конституция Российской Федерации  от 2 декабря 1993 года с изменением от 25.03.2004 – является основополагающим нормативным правовым актом Российской Федерации.

    Ст.2. Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека т гражданина – обязанность  государства.

    Ст.42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

    Ст. 59.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

      Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной службой. 

      Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ в редакции от 02.07.2005 N 80-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 02.07.2005 N 82-ФЗ и Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ в редакции от 28.12.2004 N 187-ФЗ) устанавливают административную и уголовную ответственность за несоблюдения правил противопожарной безопасности и за заведомо ложный вызов специализированных служб.  

      Например, в статье 19.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб устанавливается административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.  

      Водный  кодекс Российской Федерации от 18 октября 1995 года в редакции от 29.12.2004 с изменениями, внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 N 186-ФЗ - является основным нормативным правовым актом водного законодательства Российской Федерации, и реализуется на основе принципа устойчивого развития, то есть сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды.

Закон РФ «О безопасности»  от 05.03.1992 г. №2446

    Ст.1. Понятие безопасности и ее объекты.

    Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

    Жизненно  важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно  обеспечивает сосуществование и  возможности прогрессивного развития личности прогрессивного развития личности, общества и государства.

    К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

    Ст.4. Обеспечение безопасности.

    Безопасность  достигается проведением единой государственной политики в области  обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

    Ст. 5. Принципы обеспечения  безопасности.

    Основными принципами обеспечения безопасности являются:

    - законность;

    - соблюдение баланса жизненно  важных интересов личности, общества  и государства;

    - взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности. 

      Федеральный закон "О гражданской  обороне" от 12 февраля 1998 № 28-ФЗ "О гражданской  обороне" в редакции от 22.08.2004 определяет:

    • задачи и правовые основы их осуществления;
    • правовое регулирование в области гражданской обороны;
    • принципы организации и ведения гражданской обороны;
    • полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;
    • права и обязанности граждан в области гражданской обороны;
    • руководство гражданской обороны;
    • силы гражданской обороны.

    В Федеральном законе дано понятие  гражданской обороны. 

      Федеральный закон «О защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ в редакции от 22.08.2004, определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и дает некоторые понятия. 

      Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ в редакции от 01.04.2005 N 27-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом  от 27.12.2000 N 150-ФЗ и определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 № 82-О - является основным нормативным правовым актом в области обеспечении пожарной безопасности и дает некоторые понятия.  

      Федеральные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах представляют, во-первых, систему официальных взглядов на оборонное строительство и обеспечение безопасности государства, а также систему мер политического, экономического, социального и иного характера, реализуемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами по совершенствованию подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

      Во-вторых, определяют общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулируют в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

      В-третьих, регулируют отношения в области  использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан  на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных  условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод  в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем в Российской Федерации регулируется водным законодательством основой, которого является Водный кодекс Российской Федерации;

      В-четвертых, устанавливают административную и  уголовную ответственность за несоблюдение правил противопожарной безопасности.  

      Организационные основы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера  

      В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. №68-ФЗ в редакции от 22.08.2004 в апреле 1992г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства Российской Федерации была образована Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995г в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.  

Основными задачами, решаемыми РСЧС, являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Информация о работе Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях