Безопасность жизнедеятельности и производственная среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:30, реферат

Описание работы

Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.
Производственная среда – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.

Работа содержит 1 файл

Безопасность жизнедеятельности и производственная среда..docx

— 145.94 Кб (Скачать)

                                                                                       КЭЗС- 102 Степаненко Максим

 

ТЕМА: Безопасность жизнедеятельности и производственная среда.

 

Труд и обеспечение его комфортности.

Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при  несоблюдении принятых нормативных  требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.

Производственная среда – это  часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы  и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные  пары, газы, пыль, ионизирующие излучения  и др.), называемые вредными и опасными факторами.

Опасными называются факторы, способные  при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными – факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или  вызывающие профессиональные заболевания  и другие неблагоприятные последствия.

Условия труда зависят также  от производственной обстановки или  характера труда.

Характер и организация труда, взаимоотношения в трудовых коллективах  могут неблагоприятно влиять на работоспособность  или здоровье человека. Они носят  название «производственные (профессиональные) вредности», под которыми понимаются все факторы, способные вызывать снижение работоспособности, появление  острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утратой тру-доспособности или другие отрицательные последствия.

Опасные и вредные факторы подразделяются на:

·  химические, возникающие от токсических веществ, способных вызвать неблагоприятное воздействие на организм;

·  физические, причиной которых могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие и ионизирующие излучения, климатические параметры (температура, влажность и подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, а также фиброгенные пыли;

·  биологические, вызванные патогенными микроорганизмами, микробными препаратами, биологическими пестицидами, сапрофитной спорообразующей микрофлорой (в животноводческих помещениях), микроорганизмами, являющимися продуцентами микробиологических препаратов.

К вредным (или неблагоприятным) факторам относятся также:

·  физические (статические и динамические) перегрузки – подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости;

·  физиологические – недостаточная двигательная активность (гипокинезия);

·  нервно-психические перегрузки – умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов.

Трудовая деятельность человека и  производственная среда постоянно  меняются в процессе интенсивного использования  продуктов научно-технического прогресса  и осуществления широких социально-экономических  преобразований. Вместе с тем, труд остается первым, основным и непременным  условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования  личности.

В соответствии с принятой физиологической  классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают  следующие формы труда.

1.  Формы труда, требующие значительной мышечной энергии.

Этот вид трудовых операций применяется  при отсутствии механизированных средств  и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки.

Развивая мышечную систему и  стимулируя обменные процессы, напряженный  физический труд имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с низкой производительностью  и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

2.  Механизированные формы труда.

При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в  пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.

Механизированные формы труда  изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда  нередко требуют специальных  знаний и навыков.

В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются  мелкие мышцы дистальных отделов  конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необхо-димые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

3.  Формы, связанные с частично автоматизированным производством.

Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который  целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием  автоматизированных линий и управлением  электронной техникой. Характерные  черты этого вида работ – монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная  напряженность.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда – это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих  неполадок. Такое функциональное состояние  «оперативного ожидания» различно по степени утомляемости и зависит  от отношения к работе, срочности  необходимого действия, ответственности  предстоящей работы и т. д.

4.  Групповые формы труда – конвейер.

Особенность этой формы заключается  в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту  с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует  синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При  этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.

5.  Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами.

Человек включен в систему управления как необходимое оперативное  звено – чем менее автоматизирован  процесс управления, тем больше участие  человека. С физиологической точки  зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других –  редких. В первом случае непрерывное  внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или  речедвигательных актах, во втором – работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

6.  Формы интеллектуального (умственного) труда.

Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального  производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы  и др., так и вне его –  ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается  в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и  как следствие этого – мобилизация  памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как  правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма  и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным  производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

В условиях научно-технического прогресса  возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век  во многих профессиях, преимущественно  физического труда, увеличивается  доля умственного компонента, когда  даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.

Умственный труд связан с приемом  и переработкой информации, требует  напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов  мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового  процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

·  Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

·  Управленческий труд – труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, по-вышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

·  Творческий труд – наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.

·  Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

·  Труд учащихся и студентов – это напряжение основных психических функций, таких, как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Успешное осуществление различных  форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете  физиологических основ умственного  и физического труда, проведении необходимых мер по повышению  работоспособности организма, создании комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических  процессов, в который вовлекаются  все органы и системы человеческого  тела. Огромную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме  при выполнении работы. Трудовая деятельность осуществляется благодаря затратам энергии мускулов, нервов, человеческого  мозга.

Источником химической энергии, превращающейся в механическую работу мышц, является аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). Под  влиянием нервных импульсов эта  кислота взаимодействует с сократительной белковой структурой мышцы, причем происходит диссоциация актомиозина на его  компоненты, изменение конфигурации белковых молекул, возникновение электрических  зарядов, ферментативное расщепление  АТФ мио-зином и т. д.

Именно комплекс всех явлений и  ведет к сокращению мышечного  волокна, в процессе которого активно  участвуют ионы солей, в первую очередь  калия, кальция и магния. Во время  расслабления мышцы утратившая фосфор АТФ вновь фосфорилируется за счет фосфокреатинина. Затем начинаются процессы гликолиза и окислительного распада глюкозы, сопровождающегося связыванием фосфорной кислоты, отщепленной от АТФ в процессе сокращения.

Таким образом, энергия, получающаяся при распаде углеводов, используется для выполнения механической работы не непосредственно, а через образование  особых фосфорных соединений, за счет которых восполняется убыль фосфокреатинина и АТФ.

Количество кислорода, расходуемое  на окислительные процессы в мышцах, может отчасти служить критерием  интенсивности выполняемой физической работы. Вместе с тем, кислородная  задолженность свидетельствует об отставании потребления кислорода во время выполнения работы от потребности в нем организма. Величина этой задолженности определяет в известной мере длительность изменений газообмена восстановительного периода, т.е. промежуток времени после окончания работы, в течение которого физиологические функции организма постепенно возвращаются к дорабочему уровню. В процессе физической деятельности изменяются не только мышцы, но и другие органы и системы организма. Например, увеличивается объем легочной вентиляции, обусловливаемый как учащением, так и углублением дыхания, причем у тренированных лиц преобладает углубленное дыхание.

Происходят изменения и сердечно-сосудистой системы, где физическая нагрузка вызывает возрастание минутного объема вследствие учащения сокращений и увеличения ударного объема сердца. Кроме того, мышечная работа вызывает, как правило, известное повышение максимального артериального давления; минимальное же обычно возрастает лишь при сравнительно больших физических усилиях.

Из биохимических изменений  крови обращает на себя внимание динамика сахарной кривой. При работах средней  тяжести уровень сахара в крови  несколько повышается, причем повышенное его содержание сохраняется некоторое  время и в течение восстано-вительного периода.

При значительных энергетических затратах возможна гипогликемическая реакция, свидетельствующая о начинающемся истощении углеводных резервов организма  или о недостаточной их мобилизации.

Информация о работе Безопасность жизнедеятельности и производственная среда