Безопасность человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:00, контрольная работа

Описание работы

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, образуя систему «человек - среда обитания».
Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3
1. Понятие безопасности, её системы, принципы и методы обеспечения безопасности………………………………………………………………...…….5
2. Характеристика человека как элемента системы «человек - среда обитания»…………………………………………………………………...…..…8
Заключение…………………………………………………………………....….13
Библиография………………………………………………………………....….15

Работа содержит 1 файл

БЖД.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Различают безусловные и условные рефлексы.

Безусловный рефлекс - это врожденная реакция, осуществляемая через посредство подкорковых и нижележащих отделов ЦНС. Безусловные рефлексы подразделяются на простые и сложные. К простым рефлексам относятся зрачковый, сухожильный, чихательный и т.д., а к сложным - пищевой, оборонительный, половой, подражательный и прочие рефлексы. Сложные безусловные рефлексы составляют основной фонд жизнедеятельности организма.

Условный рефлекс - это приобретенная реакция человека, которая образуется и осуществляется благодаря деятельности коры больших полушарий мозга. Условный рефлекс имеет свойство приобретения, т.е. является индивидуальной реакцией, отражающей жизненной опыт (условия воспитания, быта, профессиональной деятельности и пр.) обладателя. Кроме того, ему присуще свойство непостоянства. Условный рефлекс очень изменчив, он вырабатывается, сохраняется и возобновляется при наличии определенных условий (правил). Наконец, условный рефлекс обладает свойством сигнальности. В свойстве сигнальности содержится принципиально новый вид поведения: здесь деятельность человеческого организма связана с будущим - событиями, помыслами и целями будущего времени. В каждом условном рефлексе отчетливо видно: реакция возникает на раздражение настоящего времени и направлена на цели будущего. Такие отношения между стимулом и реакцией являются сложными и специфичны для высшей нервной деятельности.

Поддержание жизни, жизнедеятельность являются для организма довольно сложной и тяжелой задачей. Внешняя окружающая и внутренняя среды порождают большое количество различных раздражений, действующих на организм человека. Эта информация подвергается многоступенчатой переработке на различных уровнях периферической и центральной нервной системы. Информация, поступающая в организм человека, например, во время трудовой деятельности, чрезвычайно разнообразна. Однако в самом организме на нейрофизиологическом уровне она представлена одним и тем же физиологическим процессом - возбуждением. Этот процесс имеет общее значение для всех организмов, которые обладают специфическим свойством - возбудимостью, т.е. способностью приходить в состояние возбуждения под действием раздражителя. Например, когда тот или иной элемент охватывается возбуждением, он тем самым приводится в действие, т.е. выявляет свою специфическую функцию, например, мышца сокращается, железа вырабатывает секрет и т.д. Таким образом, возбуждение является движущей силой в организме человека, позволяющей ему реагировать на важные факторы, в том числе и опасные, вырабатывать и реализовывать защитную реакцию.

Защитные приспособительные реакции имеют три стадии:

- нормальная физиологическая реакция (гомеостаз);

- нормальные адаптационные изменения;

- патофизиологические адаптационные изменения (развитие заболевания).

Человек постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды благодаря гомеостазу - универсальному свойству сохранять и поддерживать стабильность работы различных систем организма в ответ на воздействия, нарушающие эту стабильность.

Гомеостаз - относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма. Например, любые физиологические, физические, химические или эмоциональные воздействия, будь то температура воздуха, изменение атмосферного давления или волнение, радость, печаль, могут быть поводом к выходу организма из состояния динамического равновесия. Автоматически при помощи гуморальных и нервных механизмов регуляции осуществляется саморегуляция физиологических функций, обеспечивающая поддержание жизнедеятельности организма на постоянном уровне. Гуморальная регуляция осуществляется через жидкую внутреннюю среду организма с помощью молекул химических веществ, выделяемых клетками или определенными тканями и органами (гормонов, ферментов и т.д.).

Компенсация изменений факторов среды обитания оказывается возможной благодаря активации систем, ответственных за адаптацию (приспособление). Вмешательство внешних факторов в состояние гомеостаза приводит к адаптивной перестройке организма, в результате которой одна или несколько функциональных систем компенсируют возможные нарушения и восстанавливают равновесие. В безвыходных ситуациях, когда раздражитель чрезмерно силен, эффективная адаптация не формируется и сохраняется нарушение гомеостаза. Вызываемый этими нарушениями стресс достигает чрезмерной интенсивности и длительности, в такой ситуации возможно развитие заболевания.

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно сказать, что жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, образуя систему «человек - среда обитания».
 

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания.

Негативные воздействия в системе «человек - среда обитания» принято называть опасностями.

Опасность - основное понятие БЖД, под которым понимается свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Источником опасности может быть все живое и неживое, а подвергаться опасности также может все живое и неживое. При анализе опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все».

Каждый компонент окружающей нас среды может быть объектом защиты от опасностей. Основное желаемое состояние объектов защиты - безопасное.

Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает о максимально допустимых значений.

Принцип обеспечения безопасности - это идея, мысль, основное положение.

Метод обеспечения безопасности - это путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей.

Принципы и методы обеспечения безопасности относятся к частным, специальным методам в отличие от общих методов, присущих диалектике и логике.

Принципы обеспечения безопасности можно подразделить на ориентирующие, технические, организационные и управленческие.

Из всего вышесказанного следует вывод, что необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности в различных сферах жизни общества является одной из важнейших проблем человечества.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1 Арустамова. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.- Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°».- 2007. - С. 6-11.

2 Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Под ред. д-ра техн. наук, проф. А.И. Сидорова. - М.- КНОРУС.- 2007. - С. 10-22.

3 Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие / А.В. Маринченко ; Изд.-торг. корпорация "Дашков и К" .- Москва.- Дашков и К.- 2006 .- С. 34-38.

4 Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов высших учебных заведений / В.Ю. Микрюков. - Ростов-на-Дону: Феникс.- 2006 .- С.71-73.

5 Безопасность жизнедеятельности: конспект лекций / А. И. Лобачев.- Москва.- Юрайт.- 2006 .- С. 45-47.

6 Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / А.С. Гринин ; В.Н. Новиков ; Под ред. А.С.Гринина.- М. .- ФАИР-ПРЕСС.- 2002 .- С. 56-58.

7 Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Под общ. ред. С.В.Белова .- 3-е изд., испр. и доп. - М.- 2001 .- С. 34-37.

3

 



Информация о работе Безопасность человека