Безопасная жизнедеятельность ребенка в условиях современной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность безопасности ребенка в условиях современной семьи.
Объект исследования: безопасная жизнедеятельность ребенка в быту.
Предмет исследования: методика ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: осознанное усвоение основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, если:
1.эта работа будет вестись целенаправленно,
2.создать специальные условия воспитания,
3.учитывать психологические закономерности развития ребенка,
4.использовать разнообразные методы и приемы воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………...3 ГЛАВА 1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности ребенка как часть многоаспектного явления социального развития
История вопроса в разное время - анализ психолого-педагогической литературы………………………………………………………………….....6
Понятие об опасностях, безопасности жизнедеятельности и опыте безопасного поведения………………………………………………………..7
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей
2.1. Профилактические меры безопасности………………………...……..…...17
2.2. Обеспечение безопасности ребенка дома………………………..…….….20
2.3. Анализ пожаров с детской гибелью по Ошмянскому району за последние шесть лет……………………………………… ………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………...…..35
Список использованной литературы……………………………………..…….37
Приложения

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 100.02 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение  образования «Белорусский  государственный  педагогический университет имени  Максима Танка» 

ФАКУЛЬТЕТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 
 

Кафедра педагогики высшей школы и современных

воспитательных  технологий 
 
 

Курсовая  работа 
 

БЕЗОПАСНАЯ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила:студентка 3-курса

                309 гр. заочной формы обучения

                Болзан  Инна Валентиновна

                Руководитель – кандидат

                педагогических  наук, доцент

                Дронь Михаил Иванович 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Минск 2011

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………...3 ГЛАВА 1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности ребенка как часть многоаспектного явления социального развития

    1. История вопроса в разное время - анализ психолого-педагогической литературы………………………………………………………………….....6
    2. Понятие об опасностях, безопасности жизнедеятельности и опыте безопасного поведения………………………………………………………..7

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей

2.1. Профилактические  меры безопасности………………………...……..…...17

2.2. Обеспечение  безопасности ребенка дома………………………..…….….20

2.3. Анализ пожаров с детской гибелью по Ошмянскому району за последние шесть лет……………………………………… ………………………………...30

Заключение…………………………………………………………………...…..35

Список использованной литературы……………………………………..…….37

Приложения 
Введение
 

     Одним из традиционно устойчивых заблуждений, господствовавших в педагогике до середины XVIII в., было сравнение ребенка с «маленьким взрослым». Хотя представители гуманистического направления указывали на ошибочность такого положения. Так, например, Иоанн Златоуст (347—407) писал, что высшее искусство воспитания состоит в том, чтобы вначале спуститься до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его. Чтобы понять ребенка, надо его знать. Это была действительно гениальная мысль.

     В конце XVIII в. ребенка рассматривали как взрослого человека, только маленького роста. Таковыми можно видеть их и на рисунках, и в скульптурах того времени.

     «Я  не сомневаюсь, — писал Пирогов  в статье «Быть и казаться», —  что у ребенка есть свой мир, отличный от нашего... он живет в собственном  мире, созданном его духом, и действует, следуя законам этого мира. И если дети не имеют ни силы, ни способов нарушать законов нашей жизни, то и мы не имеем права безнаказанно и произвольно  ниспровергать столь же определенные законы мира детей». А «мы, взрослые, нарушаем беспрестанно гармонию детского мира. Мы, насильственно врываясь в  него, переносим ребенка на каждом шагу к себе, в наш свет. Мы спешим внушить ему наши сведения, наши понятия, наши взгляды, приобретенные  вековыми усилиями уже взрослого  человека. Мы от души восхищаемся нашими успехами, полагая, что ребенок нас  понимает, а сами не хотим понимать, что он понимает нас по-своему». В  работе с детьми важно «не переносить ребенка из его сферы в нашу, а самим переселиться в их духовный мир».

     Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это  время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства  во многом определяет взрослую жизнь  человека. В начале пути рядом с  беззащитным и доверчивым малышом  находятся самые главные люди в его жизни - это родители. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

     Об  актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье своего ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Анализируя понятие  «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка  может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой  становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения  неизбежно связано с целым  рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих  детей, порой сами не замечают, как  часто они повторяют слова: «не  трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем  долгих и не всегда понятных детям  наставлений. Все это дает обратный результат.

     Главная цель по воспитанию безопасного поведения - дать ребенку основные понятия  опасных для жизни ситуаций и  особенностей поведения в них. Безопасность-это  не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Для меня как матери эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила  мне основанием для выбора данной темы.

Цель  курсовой работы – раскрыть сущность безопасности ребенка в условиях современной семьи.

Объект  исследования: безопасная жизнедеятельность  ребенка в быту.

Предмет исследования: методика ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности. 

Гипотеза  исследования: осознанное усвоение основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, если:

     1.эта  работа будет вестись целенаправленно,

     2.создать  специальные условия воспитания,

     3.учитывать  психологические закономерности  развития ребенка,

     4.использовать  разнообразные методы и приемы  воспитания.

     Задачи  курсовой работы следующие:

         1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

     2.Выявить  возможности  ребёнка  в  овладении основ безопасности  жизнедеятельности.

     3.Организовать  специальные условия, способствующие  формированию основ безопасности.

     4.Определить  методы ознакомления детей с  основами безопасности жизнедеятельности.

    1. Рассмотреть понятие безопасности ребенка на улице и дома.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования :

     -изучение  и анализ психолого-педагогической  литературы

     -индивидуальные  беседы с ребенком

     -чтение  художественной литературы с  последующим разбором

     -педагогические  ситуации

     -ситуативные  задачи

 

ГЛАВА 1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности ребенка как часть многоаспектного явления социального развития

 
    1. История вопроса в разное время – анализ психолого-   педагогической литературы
 

     Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм, правил человеческого  общества и утверждение себя как  социального субъекта. Неоднородность социального окружения определяет специфику социокультурного пространства, при помощи которого человек приобщается  к культурным общечеловеческим, национальным, региональным и другим ценностям. Вопросам ознакомления ребенка с социальной действительностью посвящены труды  Е.И. Радиной, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, В.И. Логиновой, Н.В. Мельниковой. В их исследованиях в основном освещены вопросы формирования определенных знаний о социальной действительности.

     Анализ  отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет  выделить и различные подходы  к проблеме приобщения ребенка к  социальному миру. Так, предметами изучения становятся вопросы «социальной компетентности» ребенка (Т.Н. Антонова, Е.А. Арнаутова, Г.Г. Зубова, Н.А. Разганова и др.), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), формирования у ребенка «картины мира» (Л.Ф. Купецкова, Э.М. Куликовская), роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.И. Бабаева и др.)

     Социальное  развитие личности является средством  и результатом социализации. Социализация может быть представлена в качестве процесса освоения и реализации растущим человеком социального содержания; во-вторых, она рассматривается как реальное содержание взросления человека, в котором осуществляется становление значимого в индивидуальности субъекта активного творческого социального действия (Л.В. Коломийченко). В первом случае ребенок в большей мере выступает объектом усвоения и приобретения социального опыта, во втором – субъектом собственной творческой деятельности.

     Как уже отмечалось, социальное развитие – многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам  безопасности жизнедеятельности. В  этом плане актуальны задачи, связанные  не только с сообщением знаний о  безопасности жизнедеятельности и  выработке умений адаптироваться в  различных ситуациях, но и формированием  осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в  обществе ценностей. Социальное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных  навыков. Оно характеризуется уровнем  освоения детьми различных норм и  правил поведения. По мере освоения таких  правил и норм дети начинают регулировать свое поведение. Внутреннее эмоциональное  отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его  практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в  процессе его чувственно-предметной деятельности. 

    1. Понятие об опасностях, безопасности жизнедеятельности  и опыте безопасного  поведения.

    Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, для её изучения потому что необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую.

    Сегодня, чтобы понять смысл  опасностей, угрожающих человеку, выработать  механизмы их преодоления, купирования,  нужно сосредоточить внимание  на знаниях, традициях, идеалах,  которые призваны уберечь социум  от гибели (Н.А. Андреев, Ю.Н.  Мотин, С.А. Проскурин).

     В современной науке опасностями  принято называть явления, процессы  или объекты, способные в определенных  условиях наносить ущерб здоровью  человека непосредственно или  косвенно.

    Причинить вред жизни и здоровью  людей могут различные домашние  предметы, электрический ток, пламя,  раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия,  различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые  насекомые и растения, солнечные  лучи, низкая температура воздуха,  погружение в воду, люди и многое  другое.

    Существует несколько подходов  к классификации источников опасности.  Большинство ученых условно делят  их на 3 группы (Е.Я. Гаткин, Е.В.  Нисковская, В.Г. Пономарев, О.Н.  Русак и др.):

1) природные, 

2) техногенные, 

3) социальные.

    С момента своего появления  на земле человек столкнулся  с природными опасностями: пониженная  и повышенная температура воздуха,  атмосферные осадки, солнечная радиация, молнии, встречи с дикими животными,  ядовитые насекомые и растения, стихийные явления природы (землетрясения,  наводнения, ураганы и др.) и т.п.  Некоторые исследователи здесь  же выделяют экологические опасности,  т.е. нарушающие экосистему: загрязнения  атмосферы, воды, почвы, истребление  лесов и т.п. 

Информация о работе Безопасная жизнедеятельность ребенка в условиях современной семьи