Аварии на водном транспорте

Дата добавления: 13 Декабря 2011 в 17:45
Автор: s***********@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (76.43 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Реферат по БЖД.docx

  —  80.74 Кб

                 Министерство образования Российской Федерации                           

                                     Балашовский филиал

Саратовского  государственного университета им. Н. Г. Чернышевского 
 
 
 
 
 
 

                                        РЕФЕРАТ

                                  Тема:

              «Аварии на водном транспорте»

                           По дисциплине:

           «Безопасность жизнедеятельности» 
 

                                                                                                            Выполнила студентка _221___ группы

                                                                                                            ФИО: Брункова А. А._______________

                                                                                                            Проверила: _______________________

              

                                               Балашов

                                                 2011г.

                                          План

  1. Введение
  2. Понятие аварии на водном транспорте
  3. Правила поведения на водном транспорте
  4. Причины возникновения аварий на водном транспорте.
  5. Классификация аварий на водном транспорте
  6. Виды аварий на водном транспорте
  7. Правила поведения при аварии на водном транспорте
  8. Заключение
  9. Цель написания реферата

    Список  литературы 

  Введение

Водный транспорт  определяется исключительной экономичностью перевозок морем самой широкой  номенклатуры грузов. На морские перевозки  приходится свыше 60% всего мирового грузооборота, так как основную часть  экспортно-импортных грузов в межконтинентальной торговле можно перевезти только морем. Воды Мирового океана бороздят около 60 тыс. крупнотоннажных судов  и свыше 20 млн. мелких судов (туристских и прогулочных катеров, парусных яхт, ботов и др.). Ежесуточно в  морях и океанах находится 30 тыс. судов, численность экипажей которых  превышают 1 млн. человек. При таких  масштабах использования водных транспортных средств сложно избежать возникновения различных ЧС. Совершенствование и создание новых систем управления кораблями. навигационного оборудования и средств связи позволяют не превышать примерно стабильное количество ежегодных аварий и катастроф на водном транспорте. По данным лондонского классификационного общества - Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнут 300-400 судов, аварию терпит свыше 8 тыс. судов (общим тоннажем более 600 тыс. т). В кораблекрушениях ежегодно погибает порядка 200 тыс. человек. Почти каждый третий корабль возвращается в порт после длительного рейса с поломками или повреждениями оборудования, механизмов или корпуса. В России в 1995 г. только с рыболовными судами произошли 118 ЧС, из них 4 кораблекрушения, 3 крупных аварии, 87 аварийных происшествий. Крупнейшей российской катастрофой с большим количеством жертв стал взрыв и гибель в Севастополе в 1916 году линкора «Императрица Мария». Подобная катастрофа произошла в Севастополе и в 1955 году, когда (предположительно от взрыва оставшейся со времен Великой Отечественной войны мины) опрокинулся и затонул линкор «Новороссийск», что привело к гибели 608 человек. В 1983 году на р. Волге в районе г. Ульяновска столкнулся с опорой моста речной теплоход «Суворов». При этом 175 человек погибли. В 1986 году в районе Новороссийска столкнулся с сухогрузом и затонул, унеся с собой более 300 жизней, пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов».

Понятие аварии на водном транспорте

Авария  на морских (речных) судах — опасное происшествие на судах, приведшее к гибели людей, причинению вреда здоровью, уничтожению и повреждению транспортных средств или ущербу окружающей природной среде. 

Правила поведения на водном транспорте

Пассажиру на судне  рекомендуется:

• ознакомиться с судовыми инструкциями и памятками;

• изучить и  запомнить все пути выхода от каюты  до верхней палубы и спасательных средств;

• выяснить, где  находятся запасные выходы, где хранятся индивидуальные средства спасения, и научиться пользоваться ими;

• запомнить  знаки и сигналы тревожного оповещения.

Пассажиру запрещается:

• избегать судовых  учебных тревог;

• перекладывать  индивидуальные средства спасения и  использовать их не по назначению;

• отключать  громкоговорящую судовую трансляцию. 

Причины возникновения аварий на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки делятся на допущенные при проектировании, строительстве судов и их эксплуатации. Подавляющее число ЧС возникает в последнем случае. Использование новейшего навигационного и радиолокационного оборудования на судах не приводит к уменьшению числа столкновений между ними. Это объясняется ростом количества кораблей торгового, рыболовного, пассажирского и военного флотов, увеличением их скорости, тоннажа и габаритов, уплотнением графиков движения.

Основными причинами  аварийности на водном транспорте являются:

• техническая  непригодность судов к эксплуатации на море или возникающие в них механические поломки;

• нарушение  правил технической эксплуатации судов  и оборудования;

• судоводительские ошибки;

• нарушения  правил пожарной безопасности и требований нормативных документов

по безопасности перевозок грузов. 

Классификация аварий на водном транспорте: 
- кораблекрушение - гибель судна или его полное разрушение; 
- авария - повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (пассажирского 12 часов); 
- аварийное происшествие.
 

Виды  аварий на водном транспорте 
Нарушение ППСС ( Правила предупреждения столкновений судов) 
Столкновение с другим судном или объектом 
Стихийное бедствие и плохие погодные условия 
Конструкционные ошибки 
Выход из строя оборудования 
Плохая остойчивость судна 
Возгорание на судне 
Навигационные ошибки 
Человеческий фактор, пренебрежение правилами «хорошей морской практики» 

Нарушение ППСС ( Правила предупреждения столкновений судов)

Наиболее распространенным и тяжелым видом аварий на море является столкновение судов. Такие  аварии нередко сопровождаются человеческими  жертвами, большими убытками, порой  гибелью судна. Правила для расхождения  судов начали применяться давно. Однако только с 1889 г. они приобрели  законную силу международного документа, когда Международная конференция  в Вашингтоне утвердила первые «Правила для предупреждения столкновений судов  в море (ППСС)». В 1948 г. на лондонской Международной конференции по охране человеческой жизни на море ППСС были пересмотрены и дополнены. С 1 сентября 1965 г. действуют ППСС в редакции второй лондонской Международной конференции 1960 г. Кроме изменения и дополнения ряда правил 1948 г. в новые ППСС включено приложение «Рекомендации по использованию радиолокатора для предупреждения столкновений судов в море в условиях ограниченной видимости».  
 
Правила 1960 г. содержат 31 правило, объединенные в шесть частей: А — «Предварительные замечания и определения»; В — «Огни и знаки»; С — «Звуковые сигналы и управление судном при ограниченной видимости»; Д — «Правила маневрирования»; Е — «Звуковые сигналы для судов, находящихся на виду друг у друга»; F — «Разное».

За последние  годы морские державы предприняли  целый ряд мероприятий, направленных на борьбу со столкновениями судов. Так, например, в оживленных местах судоходства  были обставлены буями и вехами фарватеры для движения судов в различных направлениях. Практика показала, что в узкостях с интенсивным движением морского транспорта, где были установлены рекомендованные фарватеры, столкновения отмечались значительно реже. 

Столкновение  с другим судном или  объектом

Столкновение представляет собой соударение с другим судном либо в процессе движения обоих вступивших в физический контакт судов, либо с судном, стоящим на якоре или находящимся на мели. К столкновениям относят и соударение судна с отдельно стоящим в море сооружением - нефтебуровой платформой, вышкой и т.п. (одна из из получивших широкий общественный резонанс аварий этого вида анализируется в повести "Гранд-дама океана").

Столкновение  с подводным препятствием подразумевает соударение судна с затонувшим судном (независимо от того, находится ли оно на дне моря, достигает поверхности воды или плавает в погруженном состоянии), его частями или другими наблюдаемыми на поверхности воды предметами (затопленное дерево, свя, кит, железобетонный массив и т.п.). Такое столкновение рассматривается как авария, если причинен ущерб судну - его наружной обшивке, элементам набора, винторулевому комплексу и т.д.

Особенно  опасны столкновения нефтеналивных  судов, вызывающие взрывы, мощные пожары и разлив десятков тысяч тонн нефти. 
- 15 февраля 1979 г. - в проливе Босфор греческое судно “Евриале” столкнулось с румынским танкером “Индепенденто” с 95 тыс. т нефти на борту. Последовала серия взрывов, нефть хлынула в море, вспыхнул пожар, потушить который удалось только через 28 дней. 
- 23 мая 1988 г. - в Онежском озере произошло столкновение теплохода “Волго-Дон-5074" и танкера “Волгонефть-129” в условиях ограниченной видимости вследствие тумана. Разлившаяся нефть образовала масляное пятно диаметром 3 км. Количество взрывов на танкерах ежегодно колеблется от 13 до 26. Почти на четверти всех судов, потерпевших бедствие, катастрофа возникла в результате пожара или взрыва. 
- Февраль 1945 г. - взрыв торпеды на борту подлодки “Бибер” фактически уничтожил всю немецкую флотилию подлодок, размещавшихся в порту г.Роттердама (Нидерланды). 
- 1955 г. - взрыв торпеды на борту подлодки “Сайдон” в порту г. Портленда (Великобритания) унес 13 человеческих жизней, 7 человек были ранены. 
- 29 октября 1955 г. - в Севастопольской бухте взорвался линкор “Новороссийск”. Завалившись на борт, он перевернулся, а позднее затонул. В трагедии погибло более 600 моряков. Причина взрыва определена не была. 
- 12 ноября 1965 г. - вспыхнул пожар на судне для круизных рейсов “Ярмут Касл”. Через 5 ч после начала пожара корабль затонул. Погибли 85 пассажиров и 2 члена экипажа. 
- 17 мая 1988 г. - пожар на борту советского пассажирского судна “Приамурье” в районе г. Осаки (Япония). Погибли и пропали без вести 12 человек, были ранены 35 человек. 
За последние три года на просторах мирового океана произошло, по некоторым данным, 25 катастроф с танкерами, перевозившими нефть и нефтепродукты. Английский танкер "Бритиш Трент" 3 июня 1993 г столкнулся с панамским сухогрузом. В результате у берегов Бельгии вылилось 24 тыс. нефти. У берегов Объединенных Арабских Эмиратов 31 мая 1994 г. панамский танкер допустил столкновение с другим танкером, став причиной экологической катастрофы - из его резервуаров вылилось около 16 тыс. нефти.

Чтобы предотвратить  столкновение судно должно уменьшить ход или остановиться, застопорив свои движители или дав задний ход. 

Стихийное бедствие и плохие погодные условия 
Суда гибнут в результате воздействия штормов, ураганов, смерчей, цунами, при столкновении со льдами. 
- Май 1986 г.-на р. Мегхна (Бангладеш) перевернулся во время шторма пассажирский паром. При этом погибли 600 человек. 
- 2 сентября 1993 г. - в Южной Атлантике в одиннадцатибальный шторм потерпел крушение теплоход “Полесск" Балтийского морского пароходства. Погибли 29 человек. 
- Классическим примером катастрофы, вызванной столкновением с айсбергом, является гибель в первом же своем рейсе 15 апреля 1912 г. трансантлантического суперлайнера “Титаник". Его плавание прервалось в 360 км от о.Ньюфаундленд. В катастрофе погибло более 1500 человек. спаслось около 500 человек. “Титаник" был, по мнению специалистов, непотопляемым судном, так как состоял из 16 отсеков, отделенных друг от друга водонепроницаемыми переборками. Даже одновременное заполнение водой четырех из них не приводило к гибели корабля. Айсберг при столкновении разрушил 5 отсеков.

Предотвратить аварию в плохие погодные условия  можно лишь единственным способом: нужно быть всегда в курсе погодных изменений. 

Конструкционные ошибки

Ва́за» (также «Ва́са», швед. Vasa) — шведский боевой корабль, спущенный на воду летом 1628 года. Своё название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Ваза.

Будучи одним  из самых крупных и дорогостоящих  боевых кораблей шведского флота, «Ваза» должен был стать его флагманом, однако из-за конструктивных ошибок корабль  опрокинулся и затонул в своём  первом выходе из Стокгольмской гавани 10 августа 1628 года. В 1961 году корабль был поднят, законсервирован, подвергнут реставрации и в настоящее время экспонируется в специально построенном для него музее. «Ваза» — единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века.

Выход из строя оборудования

Причиной значительного  количества катастроф является техническая непригодность судов к их эксплуатации на море или возникающие в них механические поломки. 
- Январь 1981 г. - затонуло индонезийское пассажирское судно-паром “Тампонас-2”. Силовая установка пришла в негодность в результате многолетней эксплуатации. Взрыв и пожар привели к гибели судна и 450 человек.  
- Апрель 1989 г. - в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка ”Комсомолец” . По техническим причинам на судне возник пожар, приведший к его гибели. Число жертв составило 42 человека. 
- Ноябрь 1995 г. - в Норвежском море по причине неудовлетворительного технического состояния затонул российский траулер “Новгородец”. Погибли и пропали без вести 10 человек.

Страницы:12следующая →
Описание работы
Водный транспорт определяется исключительной экономичностью перевозок морем самой широкой номенклатуры грузов. На морские перевозки приходится свыше 60% всего мирового грузооборота, так как основную часть экспортно-импортных грузов в межконтинентальной торговле можно перевезти только морем. Воды Мирового океана бороздят около 60 тыс. крупнотоннажных судов и свыше 20 млн. мелких судов (туристских и прогулочных катеров, парусных яхт, ботов и др.).
Содержание
Введение
Понятие аварии на водном транспорте
Правила поведения на водном транспорте
Причины возникновения аварий на водном транспорте.
Классификация аварий на водном транспорте
Виды аварий на водном транспорте
Правила поведения при аварии на водном транспорте
Заключение
Цель написания реферата

Список литературы