Атмосферный воздух как объект правовой охраны

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:21, доклад

Описание работы

Атмосферный воздух представляет собой элемент окружающей природной среды, жизненно важный для биологических организмов, включая людей, который служит защитой от космических излучений, поддерживает определенный тепловой баланс на планете, определяет климат и т. д. Наряду с экологическими функциями атмосферный воздух выполняет важнейшие экономические функции, так как выступает незаменимым элементом производственных процессов, энергетической, транспортной и другой деятельности человека.

Работа содержит 1 файл

Атмосферный воздух как объект правовой охраны.docx

— 36.54 Кб (Скачать)

Законодательством установлено, что при размещении, проектировании, строительстве и  вводе в эксплуатацию новых и  реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании технологических процессов и оборудования должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ.

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не удовлетворяющих  требованиям по охране атмосферного воздуха. Предприятия и организации, деятельность которых оказывает отрицательное воздействие на атмосферу, должны быть оснащены сооружениями и оборудованием для очистки выбросов в атмосферу, а также средствами контроля за их количеством и составом (п. 7 ст. 16 Закона об охране атмосферного воздуха).

Помимо обязанностей предприятий и других производственных объектов по выполнению рассмотренных  выше экологических требований указанные  источники загрязнения должны осуществлять организационно-хозяйственные, технические  и иные меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, обеспечить бесперебойную  эффективную работу и поддержание  в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки  выбросов и контроля за ними, а также  постоянный учет количества и состава  загрязняющих веществ, выбрасываемых  в атмосферу.

Определение мест и проекты строительства предприятий и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, согласовываются с органами по контролю за охраной атмосферного воздуха.

При проектировании предприятий и других объектов, при  создании и совершенствовании технологических  процессов и оборудования должны также предусматриваться меры, обеспечивающие минимально необходимое потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.

В целях борьбы с производственными и иными шумами проводятся мероприятия по внедрению малошумных технологических процессов; улучшению конструкций транспортных средств и их эксплуатации, а также содержания железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог, уличных покрытий; размещению аэродромов и аэропортов, промышленных и других сооружений, являющихся источниками шума, на необходимом расстоянии от населенных пунктов и районов жилой застройки; улучшению планировки и застройки городов и других населенных пунктов; организационные меры по предупреждению и снижению бытовых шумов. В частности, граждане обязаны соблюдать требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в квартирах, во дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Экологические требования при размещении и развитии городов.

Законодательство  содержит специальные нормы об охране атмосферного воздуха в городах и других населенных пунктах.

При планировании размещения и развития городов и других населенных пунктов должны учитываться состояние атмосферного воздуха, прогноз его изменения и задачи охраны атмосферного воздуха от вредных воздействий.

Проектирование, застройка, реконструкция городов  и других населенных пунктов проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими и другими нормами и правилами по охране атмосферного воздуха. В частности, в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций, оказывающих вредное воздействие на атмосферу (п. 1-3 ст. 16 Закона об охране атмосферного воздуха).

Органы местного самоуправления должны принимать меры к улучшению благоустройства и озеленения территории населенных пунктов.

Основными направлениями  деятельности в этой области являются соблюдение норм о функциональном зонировании территории города и жилой застройки, устройстве санитарно-защитных зон вокруг производственных объектов, рациональной организации транспортных потоков, создании пригородных и зеленых зон вокруг городов, а также парков, скверов, садов и других озелененных территорий общего пользования.

Законодательство  предусматривает также необходимость  соблюдения требований по охране атмосферного воздуха и в других случаях возможного вредного воздействия на него:

- при внедрении  новых техники, технологий, оборудования, материалов, веществ и другой продукции;

- при хранении, обезвреживании, сжигании отходов  производства и потребления;

- при осуществлении  действий, направленных на изменение  состояния атмосферного воздуха  и атмосферных явлений (ст. 15, 18 Закона об охране атмосферного  воздуха).

Учитывая актуальность экологических проблем, связанных  с изменением климата в результате антропогенных выбросов, и в целях выполнения обязательств по реализации Конвенции ООН об изменении климата и предотвращения отрицательных последствий изменения климата для здоровья населения и экономики страны в Российской Федерации принята Федеральная целевая программа «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий»*.

________

* См. Постановление Правительства РФ от 19 октября 1996 № 1242 «О Федеральной целевой программе «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий».    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Плата за загрязнение атмосферного воздуха.
 

 

Загрязнение атмосферного воздуха путем осуществления  выбросов химических веществ и вредных физических воздействий на нее является платным.

Виды и порядок  определения платы и ее размеров регламентируются законодательством**.

Плата предусматривается  за следующие виды вредного воздействия  на атмосферный воздух:

- выброс загрязняющих  веществ от стационарных и  передвижных источников;

- вредные физические  воздействия: шум, вибрацию, электромагнитное, радиационное воздействие и др.

Плата взимается  по каждому ингредиенту загрязняющего  вещества или вида вредного воздействия с учетом степени их опасности для здоровья людей и окружающей природной среды как за «правомерное» загрязнение атмосферного воздуха (в соответствии с нормативами ПДВ), так и за превышение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. В последнем случае установлены повышенные ставки платежей, которые взыскиваются за счет прибыли предприятий и других источников загрязнений. 

________

** См. ст. 28 Закона об охране атмосферного воздуха. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 № 632.  
 
 
 
 
 

      1. Правовая  охрана озонового  слоя.
 

 

Особые меры предусмотрены законодательством  для охраны озонового слоя Земли  от экологически опасных изменений.

В соответствии со ст. 56 Закона об охране окружающей природной  среды охрана озонового слоя обеспечивается:

- организацией  наблюдения, учета и контроля  изменения состояния климата,  озонового слоя под влиянием  хозяйственной деятельности и  иных процессов;

- установлением  и соблюдением нормативов предельно  допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;

- регулированием  производства и использования  в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой;

- применением  мер ответственности за нарушение  указанных требований.

В соответствии с международным соглашением  министерства и ведомства, предприятия, учреждения и организации обязаны сократить и в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой.

Список химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя Земли, утверждается государственными органами по охране окружающей природной среды и сообщается всем министерствам и ведомствам, предприятиям, организациям и учреждениям.

Для обеспечения  выполнения международных обязательств РФ по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, создана Межведомственная комиссия по охране озонового слоя, основными задачами которой являются:

- координация  деятельности федеральных органов  исполнительной власти и организаций по выполнению указанных международных обязательств России;

- организация  и координация работ по выполнению  программы по охране озонового слоя и производству озонобезопасных хладонов;

- разработка  рекомендаций по ограничению  антропогенного воздействия на озоновый слой на основании оценки экологической обстановки;

- организация  мероприятий по совершенствованию  контроля за состоянием озонового слоя*.

________

* Постановление Правительства РФ от 20 мая 1997 № 612 «О межведомственной комиссии по охране озонового слоя».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.
 

 

Действенным средством  обеспечения соблюдения экологических  требований по охране атмосферного воздуха призвана быть административная, уголовная, гражданско-правовая и иная ответственность, предусмотренная за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха (ст. 31, 32 Закона об охране атмосферного воздуха).

Перечни правонарушений в сфере охраны атмосферного воздуха  содержатся в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.

Административная  ответственность в виде предупреждения и штрафа установлена за следующие виды нарушений (ст. 77-84 КоАП РСФСР):

- превышение  нормативов предельно допустимых  выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- превышение  нормативов предельно допустимых  вредных физических воздействий  на атмосферу;

- выброс загрязняющих  веществ в атмосферу или вредное  физическое воздействие на атмосферный  воздух без разрешения компетентных  государственных органов;

- ввод в эксплуатацию  новых и реконструированных предприятий  и сооружений и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха;

- нарушение правил  эксплуатации, а также неиспользование  установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу;

- выпуск в  эксплуатацию автомобилей, самолетов,  судов и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы;

- эксплуатация  гражданами автомототранспортных  и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы;

- нарушение правил  складирования промышленных и  бытовых отходов, несоблюдение  требований по охране атмосферного  воздуха при сжигании указанных  отходов;

- нарушение правил  транспортировки, хранения и применения  средств защиты растений, стимуляторов  их роста, минеральных удобрений  и других препаратов, повлекшее  или могущее повлечь загрязнение  атмосферного воздуха;

- невыполнение  предписаний органов, осуществляющих  государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений правил по охране атмосферного воздуха.

Уголовная ответственность применяется в соответствии со ст. 251 УК РФ за загрязнение атмосферы, то есть нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.

Предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны также возместить вред, причиненный нарушениями законодательства об охране атмосферного воздуха (ст. 32 Закона об охране атмосферного воздуха).

Информация о работе Атмосферный воздух как объект правовой охраны