Антропогенные опасности и защита от них

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении своей коммуникативности, непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….....2
1. Теоретическая часть:
1.1 Психофизиологическая деятельность человека. Психологические причины совершения ошибок и создания опасных ситуаций………………...4
1.2 Профессиональная подготовка, инструктаж, обучение операторов технических систем правилам безопасности и экологичности…………….....5
1.3 Анализ чрезвычайных антропогенных ситуаций……………………….…6
1.4 Критерии оценки деятельности оператора, стимулирование безопасности деятельности……………………………………………………………………...7
1.5 Формы ответственности руководителя объекта…………………………...9
2. Аналитическая часть ………………………………………………………….9
3. Предложения и мероприятия по улучшению среды, ожидаемый эффект от реализации предложенных мер………………………………………………….9
4. Список литературы …………………………………………………………11

Работа содержит 1 файл

rabota.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

                                                     Содержание 

Введение  ……………………………………………………………………….....2

1. Теоретическая часть:

1.1 Психофизиологическая деятельность  человека. Психологические причины совершения ошибок и создания опасных ситуаций………………...4

1.2 Профессиональная подготовка, инструктаж, обучение операторов технических систем правилам безопасности и экологичности…………….....5

1.3 Анализ чрезвычайных антропогенных ситуаций……………………….…6

1.4 Критерии оценки деятельности оператора, стимулирование безопасности деятельности……………………………………………………………………...7

1.5 Формы ответственности руководителя объекта…………………………...9

2. Аналитическая часть ………………………………………………………….9

3. Предложения и мероприятия по улучшению среды, ожидаемый эффект от реализации предложенных мер………………………………………………….9

4. Список литературы …………………………………………………………11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          Введение

Отрицательное воздействие на окружающую среду  оказывают промышленные предприятия, автотранспорт, испытания ядерного оружия, чрезмерное применение минеральных удобрений и пестицидов и др.

Интенсивные темпы  деградации окружающей среды создают  реальную угрозу существованию самого человека. По линии ООН и ЮНЕСКО создана глобальная система мониторинга, основными задачами которого являются определение степени антропогенного воздействия на окружающую среду, прогноз её состояния в будущем и др.

Выбросы промышленных предприятий энергетических систем и транспорта в атмосферу, водоемы  и недра достигли таких размеров, что в ряде районов земного шара уровни загрязнения значительно превышают допустимые санитарные нормы. Это приводит, особенно среди городского населения, к увеличению количества людей, заболевающих хроническим бронхитом, астмой, аллергией, ишемией, раком.

Неблагоприятное влияние на жизнедеятельность человека оказывает шум, вибрация, инфразвук, а также воздействия электромагнитных полей и различных излучений.

  В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.

  Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства

     Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек – среда обитания». В процессе эволюционного развития мира, составляющие этой системы ,непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком, естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.

     На  начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой, которая состоит  в основном го биосферы, а также  включает в себя недрах Земли, галактику и безграничный Космос.

     Биосфера  – природная область распространения  жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний  слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

     В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении своей коммуникативности, непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

     Техносфера  – регион биосферы в прошлом, преобразованный  людьми с помощью прямого или  косвенного воздействия технических  средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям 

 

1. Теоретическая часть

1.1 Психофизиологическая деятельность человека

Теоретические исследования в психофизиологии  профессиональной деятельности направлены на выяснение духовных, психических  и физических механизмов обеспечения эффективной деятельности. Полученные знания призваны стать естественнонаучной основой для наилучшего управления персоналом и его деятельностью. Это управление включает в себя следующие направления:

1. Планирование  людских ресурсов для комплектования штатов и персонала.

2. Профессиональная  ориентация и консультация лиц,  осуществляющих выбор профессии.

3. Профессиональный  отбор кандидатов на обучение  профессиям.

4. Формирование  режимов обучения и контроль (сопровождение)  за обучением.

5. Организация индивидуальной и коллективной профессиональной деятельности, режимов труда и отдыха.

6. Обеспечение  физической, психической и социальной  адаптации к профессиональной  деятельности.

7. Нормирование  условий профессиональной деятельности.

8. Повышение профессионального потенциала кадров.

9. Управление  карьерой (продвижением по службе).

Этим  направлениям соответствуют направления  теоретических исследований психофизиологии  профессиональной деятельности.

Прикладная  психофизиология профессиональной деятельности, действуя тоже по всем этим направлениям, использует полученные теоретические знания для предсказания результатов профессиональной деятельности персонала, для обоснования методов оптимизации управления человеком своей профессиональной деятельностью и для обоснования методов внешнего управления профессиональной деятельностью.

  Психологические причины совершения ошибок и создания опасных ситуаций.

     В каждом действии человека психологи  выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действий в целом. Человек нарушает правила, инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

     Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:

     Нарушение мотивационной части  действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

     Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

     Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т. д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

     Эта классификация представляет реальную возможность в соответствии с  каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть — пропаганда и воспитание; ориентировочная — обучение, отработка навыков; исполнительная — профотбор, медицинское обследование.

     Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных  с человеческим фактором, можно расположить  по следующим уровням:

  • уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма);
  • уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и материальные заботы и т. д.);
  • уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных рисках и последствиях от них, изъяны в стратегии организации безопасного труда в отрасли или регионе и т. д.).

     Причины нарушения правил безопасности по сути своей направлены на одну цель: искать ближайшие допустимые и наиболее легкие пути удовлетворения вызвавших их потребностей.

      1.2 Профессиональная подготовка, инструктаж, обучение операторов технических систем правилам безопасности и экологичности.

Успешность деят-ти оператора оценивается по его  точности, быстродействию и надежности. Точность опред-ся по ошибками и погрешностям, быстродействие - по скорости выполнения раб. операций, надежность - по вероятности обеспечения требуемого качества деят-ти за заданное время работы. Осн. содержание работы оператора - прием и переработка инф-ции, принятие реш. и его реализация. Недостаток или избыток инф-ции, дефицит времени, сложность принимаемого реш., степень ответ-ти за него - это требует опред. уровня эмоц-ой устойчивости, значит. скорости интеллект. процессов, выс. точности выполнения слож. действий. Этот перечень качеств оператора необходим для успешной деят-ти и мало сказывается на ее без-сти и профилактике производ-го травматизма. Процесс обучения д/н включать: 1. объяснение и уяснение материала; 2. отработку и овладение материалом; 3. контроль исходного, промежуточного и конечного уровней обучения. Организация процесса обучения предполагает: выбор форм и методов обучения, разработку средств обучения или их выбор из имеющихся, планирование последовательности и длительности всей сист. занятий.

Перспективным средством подготовки операторов являются тренажеры, которые позволяют моделировать практически все рабочие ситуации и в т.ч. аварийные. Поступившие на предприятие руководители и -специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда (ОТ) или лицо, на которое приказом рук-ля предприятия возложены эти обязанности. Инструктаж включает ознакомление: 1. с состоянием условий и ОТ, производств. травматизмом и профес-ми заболеваниями на пред-ии; 2. с законодат. и др. норматив. правов. актами по ОТ, коллектив. договором на предприятии; 3. со своими должностными обязанностями по обеспечении ОТ; 4. с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивид. и коллектив. защиты и др.

               1.3 Анализ чрезвычайных антропогенных ситуаций.

     Антропогенные факторы — совокупность факторов окружающей среды, обусловленных случайной или преднамеренной деятельностью человека за период его существования.

     В нормативных документах дается следующее  определение: чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери. ЧС, как правило, именуется по лежащему в ее основе чрезвычайному событию.

Информация о работе Антропогенные опасности и защита от них