Защита земельных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:14, дипломная работа

Описание работы

С конца ХХ века в Российской Федерации была объявлена земельная реформа, одним из главных результатов которой является установление прав граждан на землю, и обеспечение государством гарантий по их защите. Конституцией Российской Федерации 1993 года впервые установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности1.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….....4

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
§1. Понятие форм и способов защиты земельных прав граждан и юридических лиц …………………………………..…………………………….8
§2. Права граждан и юридических лиц на земельные участки…………...…..16

Глава II. Отдельные способы защиты земельных прав граждан и юридических лиц
§1. Признание права собственности на землю………………………….……..36
§2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения………………………………………………………………….…….44
§3. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления…….….51
§4. Возмещение убытков…………………………………………..……………59
§5. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд…………..………………………65

Заключение…………………………………………………………………76
Список использованных источников…………………………..78

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 144.61 Кб (Скачать)

Самовольное занятие земельного участка определяется в ст. 7.1 КоАП РФ в качестве правонарушения, которое  помимо самовольного занятия земельного участка признает также незаконным использование земельного участка  без оформленных в установленном  порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление  хозяйственной деятельности. Признание  границ земельного участка осуществляется путем подписания смежными землепользователями  Акта согласования границ земельного участка. Как правило, если собственник  земельного участка готовит документацию для постановки участка на кадастровый  учет, он основывается на установленных  границах смежных участков. Если же границы смежных участков не установлены (если участки не прошли кадастровый  учет или границы участков должны быть уточнены при межевании), устанавливаемые  границы согласуются со смежными землепользователями индивидуально  либо путем публикации публичного извещения  в муниципальных СМИ. Нарушение  признанных границ квалифицируется  как самовольное занятие земельного участка. В рамках гражданского процесса самовольное занятие земельного участка может быть пресечено  также путем подачи виндикационного  иска. Собственник или лицо, право  которого нарушено самовольным занятием земельного участка, вправе обратится  в суд с требованием о возврате земельного участка из чужого незаконного  владения (ст. 301 ГК РФ). Удовлетворение виндикационного иска приводит к  восстановлению положения, существовавшего  до нарушения права (возврату земельного участка)79.

Правила пресечения действий, нарушающих право на земельный участок  или создающих угрозу его нарушения, установлены в п. 2 ст. 60 Кодекса.

Действия, нарушающие права  на землю граждан и юридических  лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

1) признания недействительными  в судебном порядке в соответствии  со ст. 61 Кодекса не соответствующих  законодательству актов исполнительных  органов государственной власти  или актов органов местного  самоуправления;

2) приостановления исполнения  не соответствующих законодательству  актов исполнительных органов  государственной власти или актов  органов местного самоуправления;

3) приостановления промышленного,  гражданско-жилищного и другого  строительства, разработки месторождений  полезных ископаемых и торфа,  эксплуатации объектов, проведения  агрохимических, лесомелиоративных,  геолого-разведочных, поисковых,  геодезических и иных работ  в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность  причинения вреда в будущем может  явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд  вправе обязать ответчика помимо возмещения вреда приостановить  или прекратить соответствующую  деятельность.

В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что нарушение требований в области  охраны окружающей среды влечет приостановление  размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей.

Кроме отдельных правовых норм в ряде федеральных законов, регулирующих пресечение нарушения  прав граждан или юридических  лиц, в ЗК РФ предписано, что порядок  приостановления работ, нарушающих права на землю граждан и юридических  лиц или создающих угрозу их нарушения, должен быть установлен Правительством РФ.

К числу мер, направленных на пресечение действий, нарушающих права  на землю граждан и юридических  лиц или создающих угрозу их нарушения, относится восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Возможные меры по восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, перечислены в п. 2 ст. 62 и п. п. 2 и 3 ст. 76 ЗК РФ.

Так, на основании решения  суда лицо, виновное в нарушении  прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев  и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, например восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных  участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных  зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств80;

4) восстановления положения,  существовавшего до нарушения  права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих  угрозу его нарушения.

В п. 2 ст. 60 Кодекса перечень способов пресечения действий, нарушающих права на землю, сформулирован как  исчерпывающий.

Признание недействительными  актов органов исполнительной власти и актов органов местного самоуправления, нарушающих права на землю, осуществляется в соответствии с гражданским  законодательством с учетом положений  ст. 61 Кодекса.

Так, возможность приостановления  исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной  власти или актов органов местного самоуправления предусмотрена в  Законе РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и  решений, нарушающих права и свободы  граждан"81.

В соответствии с Законом  РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и  свободы граждан"  каждый гражданин  вправе обратиться с жалобой в  суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных  органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных  лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности  государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию  или объединению, общественному  объединению, должностному лицу, государственному служащему. Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или  по своей инициативе вправе приостановить  исполнение обжалуемого действия или  решения82.

Приостановление исполнения неправомерных актов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления производится соответствующими государственными или муниципальными органами в порядке, установленном законодательством  и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, осуществляется путем применения последствий  устранения такого нарушения. Так, при  виндикации (истребовании имущества  из чужого незаконного владения) после  возврата земельного участка правообладателю  восстанавливается положение, существовавшее до нарушения права, и прекращаются действия лица, самовольно занявшего  земельный участок, связанные с  незаконным владением и пользованием участком83.

 

 

§3. Признание  недействительным  акта  исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

 

 

В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Одним из наиболее актуальных способов защиты земельных прав является признание недействительным акта уполномоченного  органа власти.

Согласно ст.61 ЗК РФ в системной  взаимосвязи со ст. 13 ГК РФ ненормативный  акт исполнительного органа государственной  власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Как отмечено в совместном постановлении Пленума ВС РФ и  Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 года 6/884, основанием признания судом акта органа власти недействительным является одновременное наличие сразу двух перечисленных обстоятельств: несоответствие такого акта закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им земельных прав и интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Таким образом, сама по себе незаконность оспариваемого акта не может служить самостоятельным основанием для признания его недействительным в судебном порядке. Незаконность этого акта должна привести к конкретному правонарушению. КС РФ в своём Определении от 19 апреля 2007 года № 244-О-О85 указал, что признание недействующими указанных актов вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля, является недопустимым86.

Особенность названного способа  защиты земельных прав является то, что он применяется, как правило, в совокупности с иными способами  защиты гражданских прав, предусмотренными ст. 12 ГК РФ, и исключительно в  рамках судебно-процессуальной формы, необходимость использования которой, как указывает Л.А. Обушенко, обусловлена  тем, что «заставить государство  прекратить нарушение можно только воздействием на него через судебные органы – путём предъявления требований об отмене соответствующих актов»87.

От признания недействительным акта органа власти необходимо отличать такой способ защиты земельных прав, как оспаривание решения, действия (бездействия) органа власти, должностного лица или служащего, которые могут  выражаться не только в форме правового  акта, но и в иной форме.

Законом РФ от 27.04.1993 г. "Об обжаловании в суд действий и  решений, нарушающих права и свободы  граждан" установлено, что к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые  могут быть обжалованы в суд, относятся  коллегиальные и единоличные  действия (решения), в том числе  представление официальной информации, в результате которых: нарушены права  и свободы гражданина; созданы  препятствия осуществлению гражданином  его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность  или он незаконно привлечен к  какой-либо ответственности88.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных  органов, предприятий, объединений, должностных  лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой перечисленные  последствия.

Каждый гражданин имеет  право получить, а должностные  лица, государственные служащие обязаны  ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы, если нет установленных  федеральным законом ограничений  на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах (ст. 2)89.

Таким образом, в суд могут  быть обжалованы как акты в широком  смысле (действия и правовые акты), так  и бездействие исполнительных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, если заявитель  полагает, что соответствующий акт  или бездействие не соответствует  требованиям закона и нарушает права  и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области  земельных отношений.

Под действием в праве  понимают юридический факт, который  возникает по воле людей, т.е. является волеизъявлением, влекущий возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. В зависимости от соответствия или несоответствия праву действия подразделяются на правомерные (порождают  правоотношения, субъекты которых наделяются позитивными правами и обязанностями) и неправомерные (являясь правонарушениями, влекут возникновение правоохранительных отношений, т.е. отношений ответственности, возлагающих на виновную сторону  обязанность претерпеть неблагоприятные  последствия).

Правовые акты государственных  органов и органов местного самоуправления могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными).

Нормативный правовой акт - это официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий  определенные правовые последствия, создающий  юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений  путем установления, изменения или  отмены норм права. Нормативные правовые акты классифицируются, в частности, в зависимости от вида субъектов  нормотворчества, определяющего юридическую  силу акта. Различаются, например, конституция  и иные законы, принимаемые высшим представительным органом государственной  власти или в результате референдума, а также подзаконные правовые акты - нормативные правовые акты президента, правительства, министерств, органов  местного самоуправления90.

Информация о работе Защита земельных прав