Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Земельное право".

Работа содержит 1 файл

шпоры по земельному праву.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

1.Предмет,  метод, система  ЗП и земельного  законодательства. ЗП - совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общ отношения. возникающие в сфере: использования земель,  охраны земель, охраны прав граждан и организаций на землю; а также в сфере организации управления зем. фондом. Предмет ЗП– отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, и регулируемые нормами ЗП. Под методом права понимают способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участников зем отношений. Сущ-ет два метода зем-правового регулирования: -императивный (императив - требования, приказ, закон) - безусловный принцип поведения. а) установление обязанностей; б) установление запретов. -диспозитивный – определяет права субъекта земельных правоотношений.

Сущ-ет три основных вида диспозитивного метода:

а) рекомендательный – субъекту предоставляется возможность  самому выбирать способ своего поведения  для достижения поставленной цели б) санкционирующий – решение о  реализации своих земельных полномочий субъект зем. правоотношения принимает самостоятельно, но это решение приобретает юр. силу лишь после утверждения его соответствующим компетентным органом. в) делегирующий – предоставление прав и свобод субъектам. Система ЗП состоит из 2-х крупных элементов – Общей и Особенной частей; каждая из них состоит из институтов; институты ЗП состоят из групп земельно-правовых норм; (гипотезы, диспозиции и санкции).  Общая часть:1. Право собственности, вещные и другие права на землю. 2.Правовое регулирование сделок с землей. 3.Государственное регулирование земельных отношений. 4. Правовое обеспечение рационального использования земель. 5.Защита земельных прав граждан и юридических лиц и порядок рассмотрения земельных споров. 6.Земельный процесс. 7.Ответственность за земельные правонарушения. Особенная часть: правовые режимы земель различных категорий. Конституционные основы земельного права

КРФ содержит ряд  статей, как прямо, так и косвенно регулирующих земельные отношения. Преимущественно регулирование земельных отношений относится к области совместного ведения, а за РФ остается право управления фед. собственностью, в том числе земельной, принятие гражд зак-ва

К фед. земельному законодательству относятся также  указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения. ЗК РФ является комплексным кодифицированным ФЗ, регулирующим значительное разнообразие земельных отношений

2.Основные  принципы земельного  права. Принципы отрасли права — это основополагающие начала, которыми руководствуются участники правоотношений.

Статья 1 ЗК.РФ формулирует  основные принципы.

1. Учет значения  земли как основы жизни и  деятельности человека,

2. Приоритет  охраны земли как важнейшего  компонента окружающей среды  и средства производства в  сельском хозяйстве и лесном  хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.  3.Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, 4. Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, 5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.7. Платность использования земли, 8. Деление земель по целевому назначению на категории.9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.10.Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, 11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан,

3.История  развития земельного  права. В 1861 г. крестьяне были освобождены от крепостной зависимости и пополнили круг субъектов землепользования. В соответствии с изданными нормативными актами был реформирован весь круг отношений, связанных с жизнью крестьян, включая имущественные, трудовые, семейные, административные.

В начале XX столетия, начал активно развиваться процесс индивидуализации крестьянского хозяйства, подготовивший почву для проведения Столыпинской реформы 1906—1910 гг. Принятыми в этот период нормативными актами был ликвидирован общинный порядок землевладения и установлена личная собственность крестьян на земельные участки. Практически переход к частной собственности не был осуществлен в полной мере. Наряду с постепенным выделением земель в частную собственность весь период Столыпинских реформ вплоть до 1917 г. сохранялась и общественная собственность крестьян. Оценка этого периода также не однозначна. С одной стороны, приводятся цифры, свидетельствующие о подъеме сельского хозяйства. С другой — этот исторический период связывается с возникновением серьезнейшего кризиса в экономике, повлекшего широкое распространение голода.

В 1922 г. принимается первый Земельный кодекс РСФСР, состоящий из четырех разделов и 222 статей. Земельный кодекс начинался с подтверждения незыблемости принципа об отмене навсегда права частной собственности на землю, а все земли провозглашались собственностью рабоче-крестьянского государства. Объектами регулирования данного нормативного акта стали лишь две категории земель — сельскохозяйственные и земли городов.

30-е  годы — годы борьбы за коллективизацию сельского хозяйства. Колхозное землепользование образовало особый правовой институт.

С конца 60-х гг. в развитии земельного права встает ряд новых проблем. Развитие производительных сил все ощутимее негативно воздействует на состояние земель. Законодательство представлено множеством небольших по объему, слабо взаимосвязанных нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты земельных отношений.

Принятием 25 апреля 1991 г. Земельного кодекса РСФСР сделан первый шаг к кодификации земельного законодательства.

В 2001 г. принят новый Земельный кодекс РФ, призванный создать долгосрочную фундаментальную основу развития земельных отношений в стране.

4.Источники  земельного права  (понятие, виды). Нормативные  правовые акты  Тюменской области.  Источники права - формы закрепления правовых норм .

Различные виды источников права: правовой обычай, нормативный  правовой акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные тексты.

Для России характерно главенствование нормативных актов  в земельном и большинстве  других отраслей права, большее значение приобретают общие принципы, договоры и обычаи, что обусловливается снижением авторитета права и престижа государства.

НПА— основной источник земельного права. Наиболее характерным для России и распространенным способом правового регулирования общественных отношений, в том числе земельных, всегда был письменный нормативный правовой акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правопонимания и правоприменения, довести понятный текст до сведения исполнителей.

В России НПА  имеет определенные преимущества перед  остальными источниками права:•  он является письменным, публикуемым  или оглашаемым иным способом источником права, широко тиражируемым, доводимым различными методами, в том числе при помощи средств массовой информации, до сведения исполнителей;•  призван отражать общий интерес, общую волю, волю большинства или властной элиты, добивающейся с его помощью своих целей; •  принимается представительным или исполнительным органом квалифицированным или простым большинством голосов либо ответственным должностным лицом, являющимся, как правило, представителем власти.

Закон — высшая форма нормативного правового акта  предусмотренные ею федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы РФ и соответствующие им подзаконные акты (к ним относятся акты как гос.органов, так и органов местного самоуправления), а также законы субъектов РФ.

НПА: Закон тюм. области о порядке распоряжения и управления государственными землями тюменской области. Распоряжение Правительства Тюм. области от 5 июля 2005 №338-рп (в ред. от 23.03.2009 №284-рп) «Об утверждении состава совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам»

Постановление Правительства Тюм. области от 26.12.2007 №336-п Об установлении порядка определения  цены при продаже ЗУ.

5.Земельные  правоотношения (понятие,  структура, классификация  правоотношений, основания  возникновения, изменения и прекращения правоотношений). Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами ЗП. Земельное правоотношение состоит из 3-х необходимых элементов: субъектов; объектов; содержания.  Земельные правоотношения могут быть классифицированы

по степени  взаимной обязанности их участников отношениями равноправия (партнерские  отношения) и отношениями подчиненности одной стороны другой - по критерию содержания - на имущественные и неимущественные; - по критерию определенности состава субъектов - на абсолютные и относительные; и т.д. Возникновению, изменению и прекращению земельных правоотношений предшествуют юр. факты — события или действия (бездействия), с которыми право связывает определенные юр. последствия. Эти юр. факты называются основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. Общим основанием возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются наличие правовой нормы и действия граждан, совершаемые по собственном волевому изъявлению в соответствии с данной нормой.  Земельным законодательством предусматриваются и условия, при которых происходит изменение земельных правоотношений, основанием для этого являются решения соответствующих гос. органов. Земельные правоотношения прекращаются при наличии различных случаев и условий, предусмотренных зак-вом.

В обобщенном виде в число оснований прекращения  прав на ЗУ. входят добровольный отказ от ЗУ, отчуждение собственником своего ЗУ, использование земли не по целевому назначению, истечение срока пользования, ликвидация юр. лица, смерть гражданина-землепользователя, нерациональное использование земель, использование земель способами, приводящими к ухудшению их состояния, неуплата земельного налога, изъятие земельного участка для гос. и муниципальных нужд, изъятие ЗУ из земель сельскохозяйственного назначения в гос. или муниципальную собственность в порядке обязательного отчуждения, прекращение трудовых отношений, когда субъектом является служебный земельный надел и некоторые другие.

6. Земельный фонд, категории  земель, порядок перевода  земель из одной  категории в другую.

Земельный фонд Р.Ф. – это вся ее территория, т. е. вся земля (включая водопокрытую) в пределах гос. границ страны. В земельный фонд входят: - земли, освоенные в сельскохозяйственном отношении;

- земли, занятые  лесами, внутренними водоемами, населенными  пунктами, дорогами, промышленными  предприятиями;

- неудобные земли:  пустыни, высокогорья и др.  Соотношение площадей всех этих  земель составляет структуру  земельного фонда. Все земли в РФ. поделены на определенные категории в зависимости от целевого назначения. Это могут быть:

земли с/х назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

земли особо  охраняемых природных территорий и объектов;

земли лесного  фонда;

земли водного  фонда;

земли запаса. Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

1. Перевод земель  из одной категории в другую  осущ-ся в отношении:1) земель, находящихся  в фед. собственности, - Правительством РФ;2) земель, находящихся в собственности субъектов Р.Ф., и земель с/х назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Р.Ф;3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель с/х назначения, - органами местного самоуправления; 4) земель, находящихся в частной собственности :земель с/х назначения - органами исполнительной власти субъектов Р.Ф.; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Р.Ф. о градостроительной деятельности.

Перевод земель иных категорий в земли особо  охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения  в порядке, установленном ЗКРФ и  законодательством Р.Ф. об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"