Рынок земельных участков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Для понимания процессов, происходящих в сельском хозяйстве страны, влияющих на стабильность всей экономики, повышение благосостояния населения, необходимо владеть теоретическими основами таких понятий как рынок земли, арендная плата, включающая ренту, плата за землю.
Целью избранной мной темы курсовой работы является рассмотрение земли как важнейшего фактора производства, особенности рынка земли, развития теорий и сущности ренты, рентных отношений, платы за землю.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

Пятнадцатилетие     независимости    Казахстана это период преобразования и развития земельных отношений и проведения земельной реформы. Земельные преобразования в республике привели к созданию нового земельного строя, основанного на различных формах собственности. Созданы условия для равноправного развития всех форм хозяйствования на земле. Формируется рынок земельной недвижимости (в т.ч. земель сельскохозяйственного назначения) - начал действовать первичный и вторичный рынок, осуществляется платное землепользование.

    Сегодня земельный строй характеризуется  созданием современной системы землепользования, законодательным закреплением прав собственности на землю и реальным обеспечением этих прав, развитием земельного рынка.

    Важнейшее направление земельной реформы - создание и формирование новой системы земельной собственности и землепользования, новых форм хозяйствования на земле.

    Реализовалось это направление путем передачи части земель в ведение населенных пунктов для сельскохозяйственного использования, создания специального земельного фонда, предоставления земель гражданам для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства, организации других негосударственных хозяйствующих субъектов в аграрном секторе.

    Многие  граждане Казахстана реализовали свое конституционное право на землю и получили земельные участки в собственность, а в аграрном секторе - в землепользование через условную земельную долю.

    В результате реформирования и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий за негосударственными формами хозяйствования закреплено около 97% земель сельскохозяйственного назначения. Площадь земель, закрепленных за государственными сельскохозяйственными предприятиями, за период реформы сократилась с 201,2 до 2,3 млн.га.

    На  сегодня в Республике Казахстан  имеется около 3 млн.собственников  земельных участков и землепользователей. Изготовлены и выданы акты на право собственности и право землепользования 2,9 млн.граждан, в том числе 186,1 тыс.фермерским хозяйствам. Практически завершен процесс реформирования сельскохозяйственных предприятий.

    В результате реформирования колхозов, приватизации и разгосударствления сельскохозяйственных предприятий создано: 1,3 тыс. сельскохозяйственных кооперативов, 5,3 тыс.хозяйственных товариществ и акционерных обществ, 6,5 тыс.других негосударственных предприятий.

    На 1 января 2007 года количество крестьянских (фермерских) хозяйств составило 195,2 тыс. За ними закреплено 39,9 млн.га или 47% земель сельскохозяйственного назначения.

    Создана и развивается автоматизированная информационная система  земельного кадастра, формирующая государственный информационный ресурс о земле.

    В июне 2003 года принят Земельный кодекс Республики Казахстан, который законодательно закрепил право частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения и установил нормы регулирования земельных правоотношений в условиях различных форм собственности на землю.

    Принятие Земельного кодекса РК и нормативных правовых актов в развитие кодекса позволяет осуществлять реализацию заложенных в них норм на практике, решать главные проблемы использования и охраны земельных ресурсов страны, в частности - повысить эффективность использования огромного потенциала земельных ресурсов Казахстана, путем преобразования земельных отношений и внедрения механизмов экономического стимулирования их осуществления.

    Несмотря  на достигнутые определенные успехи в проведении земельной реформы, становлении и совершенствовании земельных отношений и земельного законодательства имелись отдельные упущения, трудности и недоработки.

    В основном они проявились в сфере  непосредственного осуществления  мероприятий земельной реформы, перераспределения земель, введения частной собственности на землю и развития земельного рынка.

    В сельском хозяйстве зачастую возникали  трения и конфликты между обладателями земельных долей и различными объединениями и кооперативами. А в последнее время часто возникали противоречия между владельцами частных квартир, домов и земельных участков с соответствующими строительными фирмами или их посредниками при отводе земель, а также при принудительном отчуждении находящихся в частной собственности земельных участков для государственных нужд.

    Много еще нарушений земельного законодательства встречается при оформлении документов на земельные участки.

    Общественностью и оппонентами в различных  СМИ поднимались вопросы о трудностях или волоките при практическом решении вопросов перераспределения земель и рынка земли. Особенно много нареканий поступало в связи с отводами земель для государственных надобностей, использования земель общего пользования, пригородных земель, мест отдыха и др.

    Такие проблемы зачастую возникали из-за неоперативности отдельных служб руководства акиматов различных уровней, а также в результате неэффективной деятельности определенных посредников по использованию земель и земельному рынку.

    Практическое  применение норм Земельного кодекса  и других законодательных актов Республики Казахстан показывает, что их отдельные нормы и положения требуют уточнения и корректировки, либо принятия новых норм регулирования земельных отношений.

    Практика  подтвердила, что при освоении новой  системы земельных отношений могут быть выявлены нормативно-правовые недоработки, методически недостаточно обоснованные расчеты, неучтенные факторы и условия. В результате может потребоваться внесение поправок, дополнений, уточнений, разъяснений, не искажающих принципиальную сеть основного законодательного решения и не отклоняющихся от него.

    Шестого июля текущего года Главой государства  был подписан Закон Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в Земельный кодекс Республики Казахстан».

    Данным  законом внесен ряд изменений  и дополнений, уточняющих отдельные положения Кодекса, в частности уточнены исключительные случаи, при которых допускается изъятие земель для государственных нужд от собственников земельных участков и землепользователей, в соответствии с постановлением Конституционного совета Республики Казахстан от 28 мая 2007 года № (статья 84).

    Принятые  дополнения и изменения направлены на совершенствование земельного законодательства, защиту прав собственников земельных участков и землепользователей, упорядочение механизма реализации прав граждан на землю, устранение предпосылок для возникновения коррупционных правонарушений и мошеннических действий в сфере земельных отношений, предотвращение спекулятивных операций с земельными участками.

    Разумеется, что совершенствование земельного законодательства практически должно осуществляться постоянно. Это связано с динамичным развитием земельных отношений и необходимостью вовлечения потенциала земельных ресурсов в рыночный оборот.

    Противоречие  при отводе земельных участков для  государственных нужд и других целей возникает из-за суммы компенсации. Земельное законодательство предусматривает определение цены за выкупаемый земельный участок с учетом его рыночной стоимости, которая определяется в соответствии с законодательством РК об оценочной деятельности.

    По  вопросу сроков оформления документов на земельные участки Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» были разграничены полномочия между исполнительными органами, уполномоченными органами и республиканскими государственными специализированными предприятиями, ведущих государственный земельный кадастр.

    Однако, на сегодняшний день не установлен четкий порядок и механизм взаимодействия этих органов и не определены конкретные сроки прохождения документов в вышеназванных инстанциях.

    Для обеспечения эффективного использования  потенциала земельных ресурсов страны предстоит выполнить работы по оценке и инвентаризации земель, разработке региональных схем организации и планирования сельских территорий, проектов земельно-хозяйственного устройства территории сельских населенных пунктов, развитию и ведению государственного земельного кадастра и его автоматизированной информационной системы.

    В первую очередь необходимы Законы «О государственном земельном кадастре», «О рыночном обороте земель», в которых требуется законодательно закрепить ряд положений по совершенствованию оптимизации оборота земель, ведения государственного земельного кадастра и повышения роли земельных активов в современных рыночных условиях.

    В них должны найти отражение:

    -   определение земли как недвижимости, а здании и сооружении - ее 
принадлежностями;

    -      создание Единого государственного реестра земельных участков и 
тесно связанных с ними объектов недвижимого имущества (зданий, 
сооружений  и др.),  как составляющих Единого реестра комплексной 
недвижимости;

    -      включение земли в состав основных средств, системы национальных

    счетов, как основного фонда (капитального актива);

    -статус, в частности организационно-правовая форма предприятий ведущих земельный кадастр.

    Наряду  с этим необходимо законодательно уточнить и расширить функциональную деятельность этих предприятий за счет передачи некоторых функций от уполномоченных и местных исполнительных органов. Например, проведение экспертизы областных, городских, районных программ, проектов, схем, затрагивающих вопросы использования и охраны земель, так как у уполномоченных органов нет соответствующих специалистов; составление баланса земель области, районов (городов областного значения) и выдача справок о наличии или отсутствии земельных участков, в виду того, что вся необходимая информация формируется и находится в базе данных ГЗК; для упрощения сложной процедуры существующей практики оформления и государственной кадастровой регистрации документов и обеспечение клиентов гарантией утверждение правоудостоверяющих документов передать специализированным предприятиям.

    Важнейшими  вопросами (проблемами), которые должны решаться в сфере управления земельными ресурсами, в свете стоящих перед республикой задач, в первую очередь, являются:

    -выявление  потенциала земельных ресурсов  посредством инвентаризации, кадастровой оценки и привлечения в активный рыночный оборот земель запаса;

    -     развитие   сети   особо   охраняемых   природных   территорий   и 
экологических коридоров;

    -    либерализация продажи земель сельскохозяйственного назначения в 
частную собственность.

    Приоритетными направлениями деятельности в области  управления земельными ресурсами является стимулирование процесса капитализации земель для вовлечения их в рыночный оборот, с осуществлением следующих мероприятий:

    -        на основе  инвентаризации  и зонирования земель определить 
потенциал и инвестиционную привлекательность земель запаса и вовлечь их 
в активный рыночный оборот;

    -   обеспечить сервисные услуги собственникам земельных участков и 
землепользователям;

    -   организовать мониторинг и сформировать единую информационную 
службу земельного рынка.

    Период  независимости Казахстана - это период преобразования и развития земельных отношений и проведения земельной реформы. Все это потребовало подготовки большого числа проектов законодательных актов, создания нормативных инструктивных указаний, а также проведения значительных объемов научных, земельно-оценочных, кадастровых и землеустроительных работ. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов относятся к числу важнейших государственных проблем. Отсюда вытекает место и роль государства в управлении земельными ресурсами, эти положения лежат и в основе задач органов государственной власти, акиматов и маслихатов всех уровней, а также землеустроительной службы Республики Казахстан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    Рассмотренные в рамках данной работы вопросы рынка  земельных ресурсов и земельной  ренты позволяют сделать следующие выводы: 
1. Ограниченность земли как экономического ресурса приводит и к ограниченности ее предложения на рынке. На уровень цен на землю влияет спрос на нее (как сельскохозяйственный, так и несельскохозяйственный). 
2. Главной особенностью экономических отношений, связанных с использованием земли как невоспроизводимого, ограниченного природного фактора, является существование земельной ренты.

Информация о работе Рынок земельных участков