Роль государственного мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:44, контрольная работа

Описание работы

На всех этапах человеческого развития благосостояние общества зависело и зависит от его умения использовать незаменимый природный ресурс – земельный. В отличие от других факторов производства земля пространственно ограничена, неперемещаема. Земля является основой материальных благ, важнейшим компонентом природной среды; имеет территориальную, качественную и количественную неоднородность, изменчивость свойств.

Работа содержит 1 файл

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ.docx

— 35.46 Кб (Скачать)

РОЛЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА  ЗЕМЕЛЬ В СИСТЕМЕ  УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ 

     На  всех этапах человеческого развития благосостояние общества зависело и  зависит от его умения использовать незаменимый природный ресурс – земельный. В отличие от других факторов производства земля пространственно ограничена, неперемещаема. Земля является основой материальных благ, важнейшим компонентом природной среды; имеет территориальную, качественную и количественную неоднородность, изменчивость свойств.

     Наиболее  полно общественная значимость земли  раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно  связан со свойствами земли. Земля служит главным средством производства и выступает в виде сельскохозяйственных угодий с различным плодородием: естественным и эффективным (экономическим). Как средство труда земля характеризуется  качеством почв и продуктивностью  растений, как предмет труда –  технико-технологическими и пространственными  свойствами. От правильного использования  почв зависит функционирование всех отраслей народного хозяйства, благосостояние общества.

     Постоянно нарастает потребность в землях для несельскохозяйственных целей. Лучшие земли освоены практически  полностью или отчуждены под  населенные пункты, промышленные предприятия, аэродромы, дороги, трубопроводы, линии  связи, для утилизации отходов промышленного  и сельскохозяйственного производств, бытовых отходов. Происходит прямое уничтожение почв в результате подземных  и открытых разработок полезных ископаемых.

     Поэтому важнейшей задачей государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в целом и земельными ресурсами, в частности, является организация  мониторинга земельных ресурсов (земель), как комплексной системы  наблюдений за состоянием земельных  ресурсов, оценки и прогноза изменений  их состояния под воздействием антропогенных  и природных факторов. Цель —  регулирование качества окружающей среды, предотвращение загрязнения  земель, обеспечение их продуктивности.

     Этому способствует организация системы  мер по дальнейшей интенсификации землепользования, повышению плодородия почв, проведению системы землеустроительных работ, а также работ по снижению антропогенной  нагрузки на почвы.

     Одной из главных задач в этом направлении  является создание эффективного мониторинга  земель на основе ГИС, позволяющего решить задачи своевременного выявления изменений, прогноз и выработку рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативного воздействия на почвы, и обеспечивать деятельность по ведению государственного земельного кадастра.  

     Сущность  мониторинга земель: функции, задачи, содержание. 

     Функции информационного обеспечения экологической  устойчивости землевладений и землепользовании выполняют в основном государственный  земельный кадастр и мониторинг земель.

     Принятию  решений, связанных с реализацией  действий на земле, обязательно должен предшествовать анализ множества различных  достоверных и регулярно обновляемых  данных о состоянии земли. Основная цель всякой программы мониторинга  — информационная. Результатом ее должно быть получение информации, устранение той или иной неопределенности или, напротив, выявление недостатка информации. Поэтому цель программы  мониторинга может быть направлена на:

     1) получение информации, связанной  с конкретной проблемой;

     2) представление информации для  различных типов аудитории; (заинтересованной  общественности, администрации предприятия,  государственных органов) и ее  распространение;

     3) принятие мер, непосредственно  направленных на улучшение ситуации  или имеющих целью добиться  принятия соответствующих решений.

     Задачами  государственного мониторинга земельных  ресурсов являются:

     - организация и проведение наблюдения  за количественными и качественными  показателями (их совокупностью), характеризующими  состояние земельных ресурсов (почв), источниками загрязнения и воздействием  этих источников на окружающую  среду;

     - контроль качества земельных  ресурсов, почв, вод в результате  неблагоприятной хозяйственной  деятельности, приведшей к ухудшению  свойств почв, эрозии, снижению плодородия  почв на больших площадях с  высокой скоростью, прогноз состояния;

     - оценка фактического экологического  состояния земельных ресурсов, почв;

     - выявление новых источников загрязнений  и его динамика, прогноз развития  негативных процессов, влияющих  на окружающую среду;

     - проверка соблюдения норм и  правил, стандартов качества земельных  ресурсов при землепользовании;

     - прогнозирование мероприятий по  уменьшению загрязнения, предотвращению  ущербов. Оценка прогнозируемого  состояния;

     - планирование (разработка) мероприятий  (рекомендаций) по эффективному использованию  земель, снижению загрязнения почв (разработка мер по сокращению  воздействия на земельные ресурсы);

     - своевременное предоставление информации  по вопросам состояния земельных  ресурсов и окружающей среды  в целом органам государственной  власти, органам местного самоуправления, природоохранным органам, юридическим  и физическим лицам;

     - эффективность природоохранных  мер, контроль над исполнением  мероприятий;

     - своевременное выявление изменений  состояния земельного фонда;

     - информационное обеспечение государственного  земельного кадастра, мониторингов  и кадастров других природных  сред;

     - рациональное природопользование  и землеустройство;

     - контроль за использованием и охраной земель.

     Под задачами мы понимаем конкретные действия или этапы на пути достижения цели. В любом случае, задачи подчинены  целям. В рамках грамотно составленной программы не может быть задач, выходящих  за пределы цели, не имеющих к  ней отношения и т.п. Эффективность  экологического мониторинга решающим образом зависит от правильной его  организации. Можно годами вести  мониторинг в регионе - и не получить значимых результатов. В то же время, предварительное изучение ситуации, анализ возможных воздействий позволяют  с помощью нескольких измерений  выявить проблему.

     Необходимо  проводить систематические комплексные  наблюдения за состоянием окружающей среды (прежде всего ее главного объекта  — земли) — мониторинг. Раньше многочисленные обследования и съемки, проводимые министерствами и ведомствами для  изучения земельного фонда, выполнялись  разобщено на основе отраслевых нормативно-технических  документов.

     Основным  источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в  процессе наблюдений за окружающей средой. Потребность в наблюдениях (новой, дополнительной или контрольной  информации) возникает на всех этапах оценки состояния окружающей среды. Такая исключительная роль наблюдений в системе мониторинга привела к тому, что в некоторых случаях сам процесс наблюдений за окружающей средой называют мониторингом. 

     Поскольку земля является важнейшей частью окружающей среды, главным средством  производства в сельской хозяйстве, а также пространственным базисом  для размещения предприятий и  организаций всех отраслей хозяйства, то вопросы изучения земель требуют  единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных  наблюдений.

     Государственный мониторинг земель призван выполнять  базовую, связующую роль среди всех других мониторингов и кадастров  природных ресурсов, и должен иметь  государственный статус. Такой подход обеспечивает получение комплексной  информации о земле и сокращение затрат на функционирование системы  наблюдений.

     Мониторинг  земель представляет собой систему  наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления  изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга земель Российской Федерации является земельный  фонд страны независимо от форм собственности  на земельные участки.

     Мониторинг  земель ведется в обязательном порядке  по уровням административно-территориального деления для всех категорий земель независимо от режима и характера  их использования и является составной  частью единой государственной информационной системы о состоянии окружающей среды и природных ресурсов страны, а также глобального мониторинга  природной среды и климата.

     Содержание  мониторинга земель составляют наблюдения, изыскания, обследования, съемки, характеризующие  следующие процессы.

     1) Изменения границ и площадей; административно-территориальных образований;  землепользовании и землевладений; угодий, полей, участков.

     2) Изменения состояния почв, включающие: развитие процессов водной и  ветровой эрозии; опустынивание;  деградацию почв на пастбищах  (сбитость, закочкаренность); подтопление; заболачивание, переувлажнение; засоление; зарастание, закустаривание пашни; разрушение почвенных агрегатов, образование дефляционно опасной бесструктурной пылеватой поверхности, такыровидной слитой поверхности почв; изменение запасов гумуса; изменение рН почвы (кислотность, щелочность); изменение содержания микроэлементов в почве; загрязнение почв пестицидами, тяжелыми металлами, рассеянными химическими элементами, радиоактивными элементами и другими токсикантами; изменение состояния мелиорированных земель (ирригационная эрозия, вторичное засоление, заболачивание, избыточное осушение).

     3) Изменения состояния геологической среды, рельефа, гидрографической сети, в том числе: изменения форм рельефа местности вызванные подвижными песками, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, русловыми процессами и т.д.; изменения водного баланса, режима и химического, гидробиологического состава подземных вод; изменения береговых линий морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов и др.; затопление, осушение примыкающих к акваториям земель; изменения вызванные криогенными процессами и явлениями; изменения вызванные нарушенными землями, в том числе действующими и отработанными карьерами, отвалами, терриконами, разрабатываемыми торфяниками, проседанием земной поверхности под воздействием водоотборов и отработки недр.

     4) Изменения состояния растительности (посевов, пастбищ, лесов, многолетних насаждений и т.д.) по фенологическим характеристикам (фазы, стадии развития, сроки их наступления), фитопатологическим очагам, биомассе, состояния лесных и древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в Гослесфонд (полезащитные, водоохранные и другие насаждения); состояния лесных площадей, входящих в Гослесфонд (особенно необследованных), покрытых лесом (фитопатологические данные, гари, вырубки) и не покрытых лесом (резервы сельскохозяйственных угодий).

     5) Изменения состояния земель, подверженных негативному воздействию производственных объектов, в том числе: населенных пунктов; очистных сооружений и сельскохозяйственных предприятий; мелиоративных систем; транспорта; навозохранилищ, площадок для компостирования удобрений, свалок, складов топливно-смазочных материалов, складов сыпучих удобрений, жидких удобрений, стоянок автотранспорта, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных, физиологически активных химических отходов производства.

     Эти изменения можно выражать в абсолютных или относительных интегральных показателях за определенный период (например, потери гумуса в тоннах на гектар, в процентах, степень и  интенсивность деградации почвенного покрова и др.).

     На  основании ст. 12 Федерального закона "Об информации, информатизации и  защите информации" от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами  на доступ к государственным информационным ресурсам, которые используются при  регистрации права собственности  на землю, ведении государственного земельного кадастра, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, планировании рационального использования земель, оценке земель и принятии управленческих решений по организации и эффективному использованию земельных ресурсов, выводу из оборота, консервации и восстановлению деградированных и нарушенных земель, реабилитации загрязненных и санации биологически зараженных земель, определении штрафных санкций за нарушение правовых норм землепользования, деградацию, загрязнение и биологическое заражение земель.

     Методы  и способы проведения мониторинга земель

 

     Мониторинг  земель представляет собой систему  регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда независимо от их правового режима и характера  использования.

Информация о работе Роль государственного мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами