Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 06:28, реферат
Земля обладает особой социальной и экономической значимостью. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества
Однако органы местной администрации не обладают достаточной объективностью при разрешении земельных споров, так как они сами непосредственно участвуют в создании и формировании земельных отношений, а споры о земле часто затрагивают решения самих администраций и, таким образом, предъявляемые к ним самим претензии, т.е. эти органы выступают судьями по собственным делам. Но это не означает, что органы местной администрации должны быть полностью отстранены от разрешения земельных споров, так как они обладают высокой компетенцией в области регулирования земельных отношений.
К сожалению, в ЗК РФ нет четкого разграничения подведомственности между местной администрацией, судом и арбитражным судом. При административном порядке разрешения земельных споров органы государственного регулирования земельных отношений одновременно играли главную роль при отводе, изъятии земель, землеустройстве, земельном контроле и в то же время решали судьбу каждого земельного конфликта. Эти органы, как правило, не заботясь о защите прав пользователей земли, добивались лишь на словах соблюдения приоритета государственных и общественных интересов. На самом же деле существовавший порядок разрешения земельных споров не способствовал выявлению подлинных причин конфликта, а содействовал сокрытию бесхозяйственности и не обеспечивал необходимый уровень законности в земельных отношениях.
Земельные споры между предприятиями и организациями рассматриваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных субъектов РФ. В случае если комиссия не пришла к согласованному решению, споры разрешаются комиссией, утвержденной Правительством РФ, решение которой может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.
Однако правовой институт земельных споров значительно изменился в связи с либерализацией земельных правоотношений, особенно когда земля стала объектом гражданского оборота, что вызвало и изменение самого порядка разрешения земельных споров.
Разрешение
земельных споров — это один из
способов защиты прав и законных интересов
всех пользователей земли.
2.1 Виды судов разрешающие земельные споры.
Земельные споры могут разрешаться: мировым судом, судом общей юрисдикции, арбитражным судом, третейским судом.
1) Мировой суд.
Мировой суд - низшее звено системы судов общей юрисдикции (ниже, чем районные (городские) суды). Судопроизводство в мировом суде осуществляется мировым судьей. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, создаваемых из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек
Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
1)
уголовные дела о
2)
дела о выдаче судебного
3)
дела о расторжении брака,
4)
дела о разделе между
5)
иные возникающие из семейно-
6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;
7)
дела, возникающие из трудовых
отношений, за исключением дел
о восстановлении на работе
и дел о разрешении
8) дела об определении порядка пользования имуществом;
9)
дела об административных
Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.
Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.
Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.
Мировые
судьи осуществляют правосудие
2) Суд общей юрисдикции
Судам общей юрисдикции относятся: верховный суд РФ, верховный суд республик, краёв (областей), суд города федерального значения, районный суд, а также военный суд.
Подведомственность дел сода общей юрисдикции:
1)
Исковые дела с участием
2)
Дела возникающих в частности
по заявлению граждан об
3)
Дела особого производства в
частности об установлении
4)
Об оспаривании решений
3) Арбитражный суд.
Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации
является высшим судебным органом по
разрешению экономических споров и
иных дел, рассматриваемых арбитражными
судами, осуществляет в предусмотренных
федеральным законом
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:
- Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов.
Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.
На
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации закон возлагает
При
Высшем Арбитражном Суде Российской
Федерации действует Совет
Печатным органом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
4) Третейский суд.
Третейский суд — это институт саморегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.
Третейские суды бывают двух видов:
третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, образуемый и действующий на постоянной основе при образовавших его юридических лицах, куда субъекты гражданских правоотношений своим соглашением могут передать на рассмотрение и разрешение или уже возникший спор, или споры, которые могут возникнуть между этими сторонами в будущем (институциональный).
Председателем
третейского суда, суперарбитро
Положительные
и отрицательные стороны
1) К положительным моментам разрешения споров третейскими судами относятся: конфиденциальность, оперативность, меньшая материальная затратность по сравнению с разрешением споров в государственном суде, а также немедленное вступление решения в силу.
2) К отрицательным моментам разрешения споров третейскими судами следует отнести:
- конфиденциальность (отсутствие гласности судебного разбирательства);
- возможные осложнения с обжалованием решений третейского суда, как то:
- ограниченный круг лиц, имеющих право на обжалование решений третейского суда (исходя из договорной природы третейского разбирательства, третьи лица не имеют права на обжалование решений третейского суда;
- пресекательный срок для подачи заявления об отмене решения третейского суда;
- перечень оснований для обжалования решений третейского суда направлен на соблюдение процедурных требований, а не на защиту материальных либо процессуальных прав;