Разрешение земельных споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 06:28, реферат

Описание работы

Земля обладает особой социальной и экономической значимостью. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества

Работа содержит 1 файл

ЗЕМ ПРАВО КУРСАЧ.docx

— 67.89 Кб (Скачать)

     Однако  органы местной администрации не обладают достаточной объективностью при разрешении земельных споров, так как они сами непосредственно участвуют в создании и формировании земельных отношений, а споры о земле часто затрагивают решения самих администраций и, таким образом, предъявляемые к ним самим претензии, т.е. эти органы выступают судьями по собственным делам. Но это не означает, что органы местной администрации должны быть полностью отстранены от разрешения земельных споров, так как они обладают высокой компетенцией в области регулирования земельных отношений.

     К сожалению, в ЗК РФ нет четкого разграничения подведомственности между местной администрацией, судом и арбитражным судом. При административном порядке разрешения земельных споров органы государственного регулирования земельных отношений одновременно играли главную роль при отводе, изъятии земель, землеустройстве, земельном контроле и в то же время решали судьбу каждого земельного конфликта. Эти органы, как правило, не заботясь о защите прав пользователей земли, добивались лишь на словах соблюдения приоритета государственных и общественных интересов. На самом же деле существовавший порядок разрешения земельных споров не способствовал выявлению подлинных причин конфликта, а содействовал сокрытию бесхозяйственности и не обеспечивал необходимый уровень законности в земельных отношениях.

     Земельные споры между предприятиями и организациями рассматриваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных субъектов РФ. В случае если комиссия не пришла к согласованному решению, споры разрешаются комиссией, утвержденной Правительством РФ, решение которой может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

     Однако  правовой институт земельных споров значительно изменился в связи с либерализацией земельных правоотношений, особенно когда земля стала объектом гражданского оборота, что вызвало и изменение самого порядка разрешения земельных споров.

     Разрешение  земельных споров — это один из способов защиты прав и законных интересов всех пользователей земли. 
 
 
 
 
 

     2.1 Виды судов разрешающие  земельные споры.

     Земельные споры могут разрешаться: мировым  судом, судом общей юрисдикции, арбитражным судом, третейским судом.

     1) Мировой суд.

     Мировой суд - низшее звено системы судов  общей юрисдикции (ниже, чем районные (городские) суды). Судопроизводство в  мировом суде осуществляется мировым  судьей.  Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, создаваемых из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек 

     Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

     1) уголовные дела о преступлениях,  за совершение которых максимальное  наказание не превышает трех  лет лишения свободы, подсудные  ему в соответствии с частью  первой статьи 31 Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации; 

     2) дела о выдаче судебного приказа; 

     3) дела о расторжении брака, если  между супругами отсутствует  спор о детях; 

     4) дела о разделе между супругами  совместно нажитого имущества  независимо от цены иска; 

     5) иные возникающие из семейно-правовых  отношений дела, за исключением  дел об оспаривании отцовства  (материнства), об установлении отцовства,  о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; 

     6) дела по имущественным спорам  при цене иска, не превышающей  пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления; 

     7) дела, возникающие из трудовых  отношений, за исключением дел  о восстановлении на работе  и дел о разрешении коллективных  трудовых споров; 

     8) дела об определении порядка  пользования имуществом; 

     9) дела об административных правонарушениях,  отнесенные к компетенции мирового  судьи Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях  и законами субъектов Российской  Федерации. 

     Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей  статьи, федеральными законами к подсудности  мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

     Мировой судья рассматривает дела по вновь  открывшимся обстоятельствам в  отношении решений, принятых им в  первой инстанции и вступивших в  силу.

     Мировой судья единолично рассматривает  дела, отнесенные к его компетенции  настоящим Федеральным законом.

     Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальными управлениями (отделами) в субъектах РФ. Остальные мероприятия по организационному обеспечению осуществляются специальными уполномоченными органами соответствующего субъекта РФ.

     2) Суд общей юрисдикции

     Судам общей юрисдикции относятся: верховный  суд РФ, верховный суд республик, краёв (областей), суд города федерального значения, районный суд, а также военный суд.

     Подведомственность  дел сода общей юрисдикции:

     1) Исковые дела с участием граждан,  организаций, органов государственной  власти и муниципальной власти о защите нарушенных или оспоримых делах свобод и законности интересов по спорам возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

     2) Дела возникающих в частности  по заявлению граждан об оспаривании  нормативно правового акта, также  об оспаривании решений и действий  или бездействий органов государственной  власти или органов местного самоуправления, или должностных лиц государственных или муниципальных служащих;

     3) Дела особого производства в   частности об установлении фактов  или юридического значения дел  о движимой вещи и признания  права лиц собственности на  бесхозную недвижимую вещь;

     4) Об оспаривании решений третейских  судов и о выдачи исполнительных листов на принудительное использование решений третейских судов;

     3) Арбитражный суд.

     Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации  является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и  иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

     - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

     - Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

     - Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

     - судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

     - судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

     Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего  экономические отношения. Эта важнейшая  задача решается путем обобщения  судебной практики и разъяснений  Пленумом или Президиумом Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации.

     В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель и его заместители, а также  судьи. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов.

     Судебные  коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают  дела в первой инстанции, изучают  и обобщают судебную практику, разрабатывают  предложения по совершенствованию  законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в  соответствии с регламентом.

     На  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации закон возлагает организационное  обеспечение деятельности арбитражных  судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов  арбитражных судов, финансирование арбитражных судов.

     При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей  арбитражных судов, являющийся совещательным  органом, рассматривающим вопросы  организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием  практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой  предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный  совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

     Печатным  органом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

     4) Третейский суд.

     Третейский  суд — это институт саморегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.

     Третейские  суды бывают двух видов:

     третейский  суд, образованный сторонами для  разрешения конкретного спора, образуемый и действующий на постоянной основе при образовавших его юридических лицах, куда субъекты гражданских правоотношений своим соглашением могут передать на рассмотрение и разрешение или уже возникший спор, или споры, которые могут возникнуть между этими сторонами в будущем (институциональный).

     Председателем третейского суда, суперарбитром, по решению сторон или в установленном законом порядке назначается или избирается один из судей.

     Положительные и отрицательные стороны разрешения споров третейских судов:

       1) К положительным моментам разрешения споров третейскими судами относятся: конфиденциальность, оперативность, меньшая материальная затратность по сравнению с разрешением споров в государственном суде, а также немедленное вступление решения в силу.

     2) К отрицательным моментам разрешения споров третейскими судами следует отнести:

     - конфиденциальность (отсутствие гласности судебного разбирательства);

     - возможные осложнения с обжалованием решений третейского суда, как то:

     - ограниченный круг лиц, имеющих право на обжалование решений третейского суда (исходя из договорной природы третейского разбирательства, третьи лица не имеют права на обжалование решений третейского суда;

     - пресекательный срок для подачи заявления об отмене решения третейского суда;

     - перечень оснований для обжалования решений третейского суда направлен на соблюдение процедурных требований, а не на защиту материальных либо процессуальных прав;

Информация о работе Разрешение земельных споров