Разрешение земельных споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:08, реферат

Описание работы

Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве, является базисом для размещения производительных сил. В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (городов, промышленных, историко-культурных объектов и т.д.). Благодаря плодородному почвенному покрову, земля является основным средством производства в сельском и лесном хозяйствах.

Содержание

Содержание
Введение 4
1. Понятие и общая характеристика защиты земельных прав граждан и юридических лиц 5
2. Понятие и причины возникновения земельных споров 8
2.1. Споры, возникающие по поводу предоставления земельных участков 9
2.2. Споры, возникающие в ходе осуществления прав на использование земли 9
2.3. Споры, возникающие при изъятии земельных участков 10
2.4. Земельные споры, возникающие из негаторных (владельческих) исков 10
2.5. Земельные споры, возникающие в связи с земельно-планировочными работами 10
2.6. Споры по поводу возмещения убытков, причиненных в ходе осуществления земельных правоотношений 11
2.7. Классификация земельных споров по предмету 11
2.8. Причины возникновения земельных споров 12
2.9. Основные профилактические мероприятия по устранению земельных споров 13
3. Порядок рассмотрения земельных споров 15
4. Основания и порядок обжалования решений по земельным спорам 19
4.1. Кассационный порядок обжалования решений по земельным спорам 19
4.2. Надзорный порядок пересмотра решения по земельным спорам 21
4.3. Пересмотр решения по земельному спору по вновь открывшимся обстоятельствам 22
5. Порядок исполнения решений по земельным спорам 23
Библиографический список 26

Работа содержит 1 файл

Реферат Судебная практика (разрешение земельных споров).doc

— 148.00 Кб (Скачать)

      Рассмотрим  их по отдельности.

2.1. Споры, возникающие по поводу  предоставления земельных участков

     Эти споры бывают следующих разновидностей:

     а) по поводу нарушения правил предоставления земельных участков. Так, при предоставлении земель под строительство объектов, затрагивающих экологические интересы населения, в необходимых случаях решения должны приниматься по результатам обсуждения или референдума (ст. 35 Закона об охране окружающей среды), и если решение об отводе участка вынесено вопреки волеизъявлению населения, то заинтересованные лица через своих представителей или непосредственно вправе оспаривать в суде свои нарушенные права; равным образом вправе оспаривать незаконное предоставление участка другим лицам победитель в конкурсе на организацию крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 73 ст. 4 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

     б) по поводу нарушения границ землепользований, происшедшего при отводе земельных  участков. Например, отводя участок  в собственность тех или иных лиц, землеустроительная служба допустила  ошибку в вычислении границ нового землепользования и отвела часть уже принадлежащей другому собственнику земли новому землепользователю; в ходе землепользования соседний землепользователь самоуправно прирезал себе часть земельной площади соседа; соседний землепользователь незаконно перекрыл земельный переход, являющийся местом общего пользования и т. п. Во всех этих случаях потерпевшее лицо, его представители и иные заинтересованные лица вправе обращаться с иском в суд и по суду добиваться восстановления нарушенных прав. [2]

2.2. Споры, возникающие в ходе осуществления прав на использование земли

     Как собственник, так и арендатор, а  равно иные лица, осуществляющие использование  земли, вправе оспаривать по суду:

     а) вмешательство в их хозяйственную деятельность, поскольку право самостоятельного хозяйствования на земле гарантируется законом и всякие ограничения этого права допустимы не иначе, как в специально оговоренных законом случаях, если этого требуют интересы национальной безопасности и охраны окружающей среды. Так, собственник земельного участка вправе оспаривать незаконные действия соседнего землепользователя, который строительством объекта на границе участков затеняет выращиваемые сельскохозяйственные культуры, снижая их урожайность;

     б) создание помех со стороны других лиц, препятствующих нормальному осуществлению правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Например, если выстроенная по соседству с садоводческим товариществом фабрика сбросами вредных веществ препятствует собственникам выращивать экологически чистую сельскохозяйственную продукцию, то товарищество, как и каждый отдельный его член, вправе предъявить иск к этой фабрике об устранении данных препятствий (прекращении сброса вредных веществ). [2]

2.3. Споры, возникающие при изъятии  земельных участков

     Они могут быть:

     а) по поводу незаконного решения об изъятии земельного участка. Например, местная администрация принимает  решение об изъятии земельного участка  как используемого нерационально, и арендатор земли вправе доказывать по суду незаконность этих притязаний, поскольку снижения урожайности земли не произошло, мероприятия по повышению плодородия проводились своевременно и правильно;

     б) по поводу незаконных требований (или  законных требований) досрочного прекращения договора аренды земли в связи с нарушением договорных обязательств арендатором. Так, арендатор вправе доказывать по суду, а арендодатель опровергать в судебном заседании несоответствие хозяйственной деятельности арендатора положениям договора аренды данной земли. [2]

2.4. Земельные споры, возникающие из негаторных (владельческих) исков

     В случае нарушения земельных прав собственников или других землепользователей они вправе обратиться в суд о  прекращении неправомерных действий со стороны нарушителя о возмещении причиненных им убытков. [2]

2.5. Земельные споры, возникающие в связи с земельно-планировочными работами

     Такие споры часто встречаются в  жизни. Они, как правило, имеют сложный  юридический состав. Специфика этих споров заключается в том, что  ответчиками или соответчиками  в этих спорах являются, как правило, органы государственной власти, которые осуществляют в отношении этих земель свои земельные права. Эти споры возникают, когда ведут строительство крупных объектов (водохранилищ, железных и автомобильных дорог; таких, например, как скоростная дорога Москва – Санкт-Петербург и др.) и когда затрагиваются интересы многих пользователей землей. [2]

2.6. Споры по поводу возмещения  убытков, причиненных в ходе  осуществления земельных правоотношений

     Их  можно подразделить:

     а) взыскание по суду убытков, причиненных правомерными действиями, которые, в свою очередь, подразделяются на:

     - взыскание убытков, причиненных  изъятием земель или временным  занятием земельных участков, ограничением  прав лиц, использующих землю,  или ухудшением качества земель, которые совершены в соответствии с законом или не в противоречии с ним. В таком случае суды обязаны решать дело с применением специального Положения, в котором есть определенные ограничения по взысканиям убытков;

     - взыскание убытков, причиненных  иными правомерными действиями. Например, причинение убытков, совершенное в состоянии крайней необходимости (ст. 107 ГК РФ). В таком случае суд вправе привлечь к участию третьих лиц, в интересах которых действовало лицо, причинившее этот вред, возложить на них обязанность возмещения этого вреда и т. п.;

     б) взыскание убытков, причиненных неправомерными действиями. При решении дел данной категории применяются общегражданские правила возмещения вреда, предусмотренные ст. 1064 ГК РФ (полное возмещение вреда виновными лицами), с учетом особенностей объектов, которым причинен вред. Например, вред, причиненный источником повышенной опасности, владелец его обязан возместить независимо от своей виновности или невиновности (ст. 1079 ГК РФ). [2]

 

2.7. Классификация земельных споров  по предмету

     По  предмету земельные споры можно  подразделить на споры, возникающие  по поводу:

     1) определенных земельных прав. Например, права собственности на земельный  участок, права преимущественного  перед другими лицами возобновления  арендных отношений, права на наследование земельного участка и т. п.;

     2) признания поземельных прав, т. е. прав на недвижимость, связанных с правом на земельный участок. Например, право собственности на жилой дом и земельный участок, на котором он построен; право на сохранение членства в садоводческом товариществе и на садовый домик с садовым участком; право на гараж и место, на котором он расположен, а также право на пользование землями общего пользования в гаражностроительном кооперативе и т. п.;

     3) признание имущественных прав. Например, права на компенсацию убытков, причиненных правомерными действиями; права на урожай, выращенный до расторжения договора аренды земельного участка и т. п. [5]

2.8. Причины возникновения земельных  споров

     Основными причинами возникновения земельных  споров являются:

     1) недостатки в действующем законодательстве. Так, недостаточно четко регламентированный  порядок предоставления земель, находящихся в собственности  или аренде, для проведения изыскательских  работ может породить многочисленные  споры о порядке возникновения отношений по временному предоставлению таких земель, по порядку компенсации расходов на их восстановление, по порядку исполнения договорных обязательств и соотношению их с производственно-хозяйственной деятельностью лиц, использующих землю на праве собственности или аренды и т. п.;

     2) недостатки в доведении содержания вновь принятых нормативно правовых актов до субъектов земельных отношений. Например, несвоевременное поступление сведений об изменившемся законодательстве неизбежно порождает необоснованные конфликты между теми, кто своевременно узнал об этих изменениях, и теми, кто не заботится о знакомстве с вносимыми в законодательство изменениями;

     3) недостатки в работе должностных  лиц государственного аппарата: покровительство монополистическим тенденциям, особенно в сфере нарождающегося частного предпринимательства в землепользовании; бюрократизм и волокита; недостаточная квалификация работников государственного аппарата и др.;

     4) недобросовестное поведение отдельных  субъектов земельных правоотношений, выражающееся в попытке строить свое материальное и финансовое благополучие за счет противоположной стороны по земельному спору. [3]

2.9. Основные профилактические мероприятия по устранению земельных споров

     Профилактика  земельных споров заключается в устранении вышеперечисленных причин  и условий, порождающих эти споры. В частности, основными профилактическими мероприятиями следует признать:

     1) совершенствование действующего  законодательства, как земельного, так и смежного с ним. При  этом совершенствование закона должно идти по трем основным направлениям:

     - совершенствование материальных  норм права, в частности, более  четкой регламентации правомочий  собственников, арендаторов земельных  участков и других лиц, использующих  землю; прав на возмещение причиненных им убытков; прав на компенсацию расходов, причиненных нарушением состояния окружающей среды производственной деятельностью государственных и иных организация и т. п.;

     - совершенствование процессуальных  норм права, от надлежащего  действия которых зависит быстрота реализации правомочий субъектов и устранения конфликтных ситуаций. Например, принятое Положение о формировании специального фонда земель для ведения крестьянского хозяйства, порядок рассмотрения и решения дел о формировании крестьянских хозяйств и получении земель для этой цели способствуют более оперативной реализации прав граждан на ведение крестьянского хозяйства и устранению возможных конфликтов данного вида отношениях;

     - совершенствование нормативных  актов, обеспечивающих применение материальных и процессуальных норм. Так, при возникновении споров, возникающих из договора мены земельными участками, существенным подспорьем определения законности и справедливости данной сделки служит ГОСТ (обеспечительный нормативный акт), в котором закреплены основные признаки меняемых участков, квалифицирующих эти участки в качестве сельскохозяйственных или несельскохозяйственных, относящих к тем или иным земельным угодьям;

     2) совершенствование практики доведения  до всех граждан и юридических  лиц, находящихся на территории России, вновь принимаемых нормативно-правовых актов. Согласно ст. 15 Конституции России, любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, а также его обязанности, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, не могут применяться в России; подзаконные нормативные акты министерств и ведомств, не прошедшие государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, также являются недействительными.

     Обязательная  публикация вновь принимаемых нормативных актов, а также их изменений в установленных периодических изданиях, способствуя совершенствованию правосознания субъектов земельных правоотношений, устраняет значительное число причин и условий, порождающих земельные споры;

     3)правовое обеспечение деятельности должностных лиц органов государственной власти, от которых зависит решение земельных споров и особенно той их части, где могут возникать конфликтные ситуации. Так, неправомерные действия данных лиц, если они причинили существенный вред охраняемым правам граждан и иных лиц, государственным интересам наказуемы в уголовном порядке, если эти действия совершены с превышением служебных правомочий либо не совершались (ненадлежащее совершались) те действия, которые должностные лица обязаны были совершить. Законом о конкуренции на товарных рынках и ограничении монополистической деятельности признаются незаконными акты органов управления и должностных лиц, которыми оказывается протекция одним субъектам земельных правоотношений и ущемляются права других. В гражданском и арбитражном процессе предусмотрено ведение специальной категории споров о признании недействительными указанных актов.

Информация о работе Разрешение земельных споров