Проблемы методов правового регулирования земельных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:10, реферат

Описание работы

Метод правового регулирования можно определить как правовые средства, приемы, способы воздействия на общественные отношения.
Исследованию проблемы правового регулирования земельных отношений в прошлом было уделено значительное внимание, что предопределяло необходимость всестороннего анализа данной проблемы.

Содержание

Введение
Регулирования земельных отношений:
Методы правового регулирования.
Вывод
Источники.

Работа содержит 1 файл

Проблемы методов правового регулирования земельных правоотношений.docx

— 24.97 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО 
 
 
 
 
 

Р Е Ф Е Р А Т  
 
 

По  предмету: «Проблемы земельного права»

Тема: «Проблемы методов правового регулирования земельных правоотношений» 
 
 
 
 
 
 

                                                             Выполнила:

                                                              Студентка 6 курса юридического

                                                                 факультета (магистр на базе бакалавра)

                                                              Анелькина Е.С. 
 
 
 
 
 

Симферополь

2011 г. 
 

План  работы 
 

  1. Введение
  2. Регулирования земельных отношений:
    1. Методы правового регулирования.
  3. Вывод
  4. Источники.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение

       Метод правового регулирования можно  определить  как правовые средства, приемы, способы воздействия на общественные отношения.

       Исследованию  проблемы правового регулирования  земельных отношений в прошлом  было уделено значительное внимание, что предопределяло необходимость  всестороннего анализа данной проблемы.

       Однако  указанные правовые проблемы земельных  отношений исследовались в то время, когда в законодательстве существовала монополия государства  на землю, использовались преимущественно  административные методы управления экономикой и природными ресурсами.

       В связи с тем что, правовое регулирование  земельных отношений, которые сложились  в прошлом, в современный период стали препятствием в решении  ряда важнейших вопросов рационального  использования земель в условиях формирования рыночных отношений. Поэтому  многие положения, которые произведены  раньше в земельном праве и  составляют ее основы в нынешнем земельном  законодательстве, сейчас теряют или  требуют существенного корректирования.

       Сейчас, когда произошел переход к  демократическим методам управления, возникла необходимость нового подхода к правовому регулированию земельных отношений, связанного с отменой монополии государственной собственности на землю, активным включением определенной части земельных отношений в рыночную экономику с учетом их особенностей, вызванных тем, что земля выполняет прежде экологические функции. Между тем данный фактор диктует необходимость научно обоснованного реформирования земельных отношений, поскольку от этого зависит решение других социально-экономических и правовых проблем.

       В Конституции Украины закреплена определенная правовая основа осуществления  земельной реформы, в частности  определены юридические формы принадлежности земли соответствующим субъектам. Благодаря этому подтверждены ранее  установленные Земельным кодексом Украины положение о богатосубъективности в праве собственности на землю и праве землепользования. В свою очередь это обусловило необходимость всестороннего научного исследования комплекса правовых вопросов принадлежности и использования земли, поскольку конституционные предписания носят общий характер и требуют глубокого научного анализа в направлении поиска оптимального и правильного соотношения нужных для этого публично-правовых и частноправовых методов. При этом важно учитывать такие преобразования во всех сферах общественной жизни, которые проявляются, в частности, в приватизации имущества государственных предприятий, жилищного фонда, определенной части земель, проведении реформ в аграрном секторе, необходимости привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, поскольку они непосредственно связаны с правовой регламентацией земельных отношений. Таким образом, новый подход к этим отношениям в своей основе должен основываться на признании того факта, что земля представляет собой не только специфическую недвижимость. Ее надо рассматривать, прежде всего, как природный объект, который составляет основу жизни и деятельности общества и выступает одним из основных элементов окружающей среды.

       Земельные отношения - самостоятельная категория  специфических общественных отношений. По своему характеру они являются объективными эколого-экономическими, поскольку складывающиеся по поводу земли, которая выступает, прежде всего, как элемент природы, является средством  производства в сельском и лесном хозяйстве или территориальным  базисом любой другой деятельности. В их состав входят волевые общественные отношения конкретных субъектов, имеющих  земельные интересы, подлежащие защите. Волевые конкретные отношения, урегулированные нормами земельного права, приобретают форму земельных правоотношений. Именно поэтому они образуют сложную эколого-экономическую категорию, не всегда, к сожалению, учитывается в исследованиях. Так, качественное преобразование земельных отношений диктует необходимость рассмотрения вопроса о путях и перспективах их развития, а также совершенствование правовых форм этих отношений в связи с возникновением нескольких форм собственности на землю.

       Земельные отношения и их правовые формы  тесно связаны с земельными интересами соответствующих субъектов, о чем  лишь упоминается в законодательстве, а в литературе и диссертационных  исследованиях эта проблема вообще не анализировалась. Между тем, исходя из общего понимания интересов, последние  выступают движущим фактором в развитии земельных, экологических, экономических  и других отношений, а также их правовых форм.

       В последние годы в связи с обновлением  правовой основы земельных отношений  в законодательстве Украины не всегда последовательно решаются некоторые  земельно-правовые вопросы. Оно претерпело значительные изменения, что не всегда логически увязываются между  собой. Это также требует всестороннего  научного анализа земельно-правовых предписаний, практики их применения и  разработки соответствующих рекомендаций по их совершенствованию.

  1. Регулирования земельных отношений

       Правовое  регулирование земельных отношений  осуществляется в первую очередь  Конституцией Украины, нормы которой  являются нормами прямого действия, т.е. обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод личности, возможно непосредственно на основании  Конституции даже в случае отсутствия иных нормативных актов. Она как Основной Закон страны является нормативно-правовым актом, имеющим высшую юридическую силу. В Конституции урегулированы наиболее принципиальные и важнейшие общественные земельные отношения. Так, в ст. 13 установлено, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа. В ст. 14 Конституции указано, что право собственности на землю приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством.

       Конституция (ст. 92) также предусматривает, что  наиболее важные экологические, в том  числе и земельные, отношения, в  частности, основы использования природных  ресурсов, исключительной (морской) экономической  зоны, континентального шельфа, а также  отношения экологической безопасности, должны регулироваться исключительно  законами.

       Указанные принципиальные положения, которые  нашли свое закрепление на конституционном  уровне, является основой для принятия соответствующего земельного законодательства.

       Действующий Земельный кодекс Украины, специальный  законодательный акт, принятый Верховной  Радой 25 октября 2001 года в соответствии с Конституцией, тоже регулирует земельные  отношения. Он вступил в силу с 1 января 2002 года. Из содержания ч. 1 ст. 3 Земельного кодекса следует, что этот кодекс имеет преимущественную юридическую силу в регулировании земельных отношений перед другими нормативно-правовыми актами. Исключение составляет лишь Конституция Украины, которой свойственна наивысшая правовая сила. Кроме того, регламентации земельных отношений посвящены также другие нормативно-правовые акты, принятые в соответствии с Конституцией и Земельным кодексом Украины. Их главное назначение - конкретизация и детализация земельно-правовых положений, закрепленных Основным Законом государства и Земельным кодексом Украины. Эти нормативно-правовые акты могут быть различными по форме (законы и подзаконные акты). Но объединяет их то, что все они посвящены регламентации земельных отношений.

       В ч. 2 ст. 3 Земельного кодекса проведено разграничения земельного и специального законодательства, регулирующего общественные отношения по использованию и охране других природных ресурсов.

       Законом закреплено правило о том, что  земельные отношения, возникающие  при использовании недр, лесов, вод, а также растительного и животного  мира, атмосферного воздуха регулируются Земельным кодексом, а также специальными нормативными актами, если последние  не противоречат Земельному кодексу. Редакция этой нормы такова, что она обеспечивает приоритет Земельного кодекса как  специального источника, которым регулируется земельные отношения. Земельный  кодекс допускает регламентацию  земельных отношений, возникающих  в сфере использования и охраны других природных ресурсов, специальным  законодательством при условии, что оно не будет противоречит кодексу.

       Что же касается лесных, водных общественных отношений, а также отношений, возникающих  при использовании и охране недр, животного и растительного мира,  атмосферного воздуха и других природных  ресурсов, то они регулируются соответствующим природоресурсным законодательством (лесным и водным кодексами, кодексом о недрах, законами «О животном мире», «О растительном мире» и др.). 

    1. Методы  правового регулирования 
 

       Адекватным  ценности земли как объекта правовых отношений должно быть и регулирования  земельных отношений, поскольку  землю нельзя приравнять ни к одному имущественному объекту.

        

       При раскрытии сущности земельного права  необходимо учитывать не только специфику  предмета, но и специфику метода. Если предмет отвечает на вопрос, регулирующего  отрасль, то метод - как регулирует, то есть метод представляет собой  способ правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет. 

       Метод - установленный законодательством  способ влияния на поведение и  действия физических и юридических  лиц, который имеет право применять  должностное лицо или орган в  определенных ситуациях. 

       Способ  воздействия - это установленное  законодательством положение, которое  изменяет поведение или действия лиц в сторону ограничения  или стимулирования.

        

       Метод регулирования земельных отношений  отражает специфику своего влияния. В условиях формирования рынка земли  и рыночных отношений необходимо выявить методы с учетом особенностей режима правового регулирования  общественных отношений, составляющих предмет отрасли. Методы правового  регулирования обусловлены характером регулируемых отношений, для которых  подбираются адекватные им приемы и  способы правового воздействия.

       В юридической литературе существует мнение, что в правовом регулировании  применяется два метода: императивный и диспозитивный.

       Императивный (административно-правовой) метод властных предписаний и указаний основывается на принципах подчинения, где одной стороной земельных правоотношений выступает уполномоченный государственный орган, а вторая обязана выполнять его властно-распорядительные указания. Этот метод правового регулирования земельных отношений применяется при установлении и изменения границ районов и городов, организации землеустройства, мониторинга и государственного земельного кадастра, осуществления государственного контроля за использованием и охраной земли.

       Диспозитивный метод основан на принципах юридического равенства сторон, когда участники земельных правоотношений имеют одинаковые права и обязанности, т.е. владельцы и пользователи земли могут в определенных пределах самостоятельно регулировать взаимоотношения между собой. Этот метод правового регулирования земельных отношений применяется при добрососедства, поскольку собственники и землепользователи земельных участков должны выбирать такие способы использования земли, при которых собственникам и землепользователям соседних земельных участков причиняется наименее неудобств (ст. 103 Земельного кодекса Украины); такие способы приобретения земельных участков на основании гражданско-правовых сделок, когда продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности гражданам и юридическим лицам осуществляется на конкурентной основе (ст. 134 Земельного кодекса Украины).

Информация о работе Проблемы методов правового регулирования земельных правоотношений