Принципы земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые, в свою очередь, определены особой спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: принципы, относящиеся к Общей части земельного права, и принципы, относящиеся к Особенной части.

Содержание

Принципы земельного права……………………………………………………..3

Задача……………………………………………………………………………..14

Список использованной литературы…………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по Земельному праву.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Министерство  по образованию и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра Гражданского права

      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант № 5 (К-М)

По дисциплине «Земельное право»

 На  тему «Принципы земельного права» 

Руководитель:

Баловнева В.И.

Исполнитель:

Студент 3-го курса

группы  Д 1 Юр (у)

Калинина  Л.В. 
 
 

г. Оренбург, 2010г.

     Содержание 

Принципы земельного права……………………………………………………..3

Задача……………………………………………………………………………..14

Список  использованной литературы…………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принципы  земельного права 

     В основе правового регулирования  земельных отношений лежат определенные начала, принципы, которые отражают характер и тенденции развития всего земельного права.

     Принципы  земельного права можно классифицировать на общеправовые (конституционные) и отраслевые принципы.

     К общеправовым принципам относятся: принцип гуманизма, принцип законности в земельных отношениях, принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны, принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями, принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за виновные земельные правонарушения и др.

     Отраслевые  принципы земельного права обусловлены  особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые, в свою очередь, определены особой спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: принципы, относящиеся к Общей части земельного права, и принципы, относящиеся к Особенной части. В основу деления положены уникальные свойства, присущие земле – этому специфическому объекту.1

      Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

  1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
  2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
  3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
  4. Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
  5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
  7. Платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
  9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
  10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
  11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.2

     Первый  принцип представляет собой в  федеральном законе конституционного принципа использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом содержание данного принципа раскрывается посредством комплексного рассмотрения земли в качестве:

   - природного объекта - объекта  охраны;

    - природного  ресурса - средства производства  и основы хозяйственной деятельности;

   - недвижимого имущества - объекта гражданских прав. 3

     Приоритет охраны земли как природного объекта  и природного ресурса над использованием ее как недвижимого имущества  в качестве второго принципа земельного законодательства. Земельные отношения, как и любые другие отношения по поводу природных ресурсов, делятся на две основные группы: отношения по использованию и отношения по охране. Приоритет охраны природных ресурсов основывается на их ограниченности в пространстве, невосполнимости, часто невозможности их восстановления при нерациональном использовании. Поэтому государство в безусловном порядке проводит протекционистскую политику в отношении земель, направленную на обеспечение такого положения, когда хозяйственное использование земли в наименьшей степени подвергает изменениям ее природные свойства, а также на выделение ценных и особо охраняемых земель и их исключение из хозяйственного оборота.

     Как следствие, использование земель всегда должно быть вторичным и осуществляться после выполнения мероприятий по охране земель (или, по крайней мере, одновременно с ними). Такая превентивная мера позволит если не избежать, то хотя бы существенно снизить случаи деградации и иного ухудшения состояния земель. Охрана земель обеспечивается ее регламентацией не только в Земельном Кодексе, но и в иных федеральных законах и нормативных правовых актах.

     Приоритет охраны жизни и здоровья человека при осуществлении деятельности по использованию и охране земель отражает в земельном законодательстве конституционные принципы охраны и защиты жизни и здоровья людей. Содержание данного принципа земельного законодательства выражается в обязывании принимать такие решения и осуществлять такие виды деятельности, касающиеся использования и охраны земель, которые позволили бы:

     ·        обеспечить сохранение жизни человека;

     ·        предотвратить вредное воздействие на здоровье человека.

     Рассматриваемый принцип тесно связан с принципом  приоритета охраны земель, поскольку  часто именно ухудшение состояния  земель влечет за собой причинение вреда здоровью человека, а в крайних случаях (например, при опасном заражении земель) - и угрозу его жизни.4

     Принцип участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении  вопросов, касающихся их прав на землю, непосредственно причисляет население  к участникам отношений в области управления земельными ресурсами. Принцип адресован как гражданам Российской Федерации (общественным организациям), наделяя их правом принимать участие в подготовке решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на их права и охраняемые законом интересы в отношении принадлежащих им земельных участков, так и органам государственной власти и органам местного самоуправления, обязывая последних не просто допускать население к подготовке таких решений, но и обеспечивать возможность его участия в этой подготовке.

     Наиболее  ярким примером реализации данного  принципа в Земельном Кодексе  является установление для населения  гарантий участия в подготовке и  принятии решений при осуществлении  выбора земельных участков для строительства 

     Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов является очень важным нововведением Земельного Кодекса, по сути, превращающим земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости в имущественный комплекс.

     Понятие "особо ценные земли", содержащееся в Земельном Кодексе, большую ценность имеют любые земли, поскольку все они в соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Основным показателем приоритета сохранения особо ценных земель являются запрет или ограничение их изъятия для иных целей (например, для нужд обороны). Но это не отрицает необходимость проведения других мероприятий по сохранению особо ценных земель, например повышения плодородия почв.

     Принцип приоритета сохранения указанных земель реализуется в различных статьях  Земельного Кодекса, так и других законов. Например, в соответствии со ст.88 Земельного Кодекса особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности предоставляются только после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода. Из содержания рассматриваемого принципа следует, что в качестве особо ценных рассматриваются, например, земли сельскохозяйственного назначения. Состав особо ценных земель сельскохозяйственного назначения конкретизирован ст.79 Земельного Кодекса, относящей к особо продуктивным сельскохозяйственным угодьям сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень. Приоритет сохранения имеют также любые земли, отнесенные к землям особо охраняемых территорий и объектов, что следует из самого наименования данной категории земель. Однако в указанной категории земель ст.100 Земельного Кодекса выделяет еще более ценные, относя к ним земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную и историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).5                По смыслу различных норм Земельного Кодекса в категории особо ценных земель земли особо охраняемых территорий и объектов имеют приоритет в сохранении над другими земельными участками данной категории земель.            В качестве особо ценных земель Земельный Кодекс не рассматривает земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, а также земли запаса.

     Введение  принципа платности использования  земли поможет избежать неэффективного использования земельных ресурсов, снизит их недооценку. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Рассматриваемый принцип, допускает установление случаев исключения платы за пользование землей. Это может быть сделано как федеральными законами, так и законами субъектов Российской Федерации. Поскольку Земельный Кодекс имеет приоритетное значение перед другими нормами и актами земельного законодательства, включая ст.65 Земельного Кодекса, действие законов, принятых до введения в действие Земельного Кодекса и освобождающих от платы за землю различные категории плательщиков (национальные парки, научные организации, учреждения образования и здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, участников Великой Отечественной войны и т.д.), сохраняется. Положения об оплате за землю содержатся также в законах о бюджете на соответствующий год.6

     Закрепление деления земель по целевому назначению традиционно для законодательства Российской Федерации. В связи с этим выделено несколько частей земельного фонда, каждая из которых характеризуется особым правовым режимом использования. Такие части земельного фонда именуются категориями земель. Состав земель в Российской Федерации, подразделяемый на категории, установлен в Земельном Кодексе Российской Федерации.

     Разграничение собственности на землю между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями должно производиться федеральными законами. Следовательно, указанное разграничение не может быть произведено законами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

     Понятие "правовой режим земель", включающее в себя различные условия владения, пользования и распоряжения землей, имеет широкое содержание. Поскольку  правовой режим устанавливается  для любой категории земель, любого земельного участка, от него зависит практически все правовое регулирование земельных отношений, содержащееся как в Земельном Кодексе, так и в других законах, включая установление основных принципов земельного законодательства. Применительно к конкретным земельным участкам может идти речь об особенностях их правового режима. Поэтому законодательство максимально дифференцировало установление правового режима земель, закрепив, что при этом должны учитываться не только природные, социальные, экономические, но и иные факторы.

Информация о работе Принципы земельного права