Предмет, метод и система земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:11, реферат

Описание работы

Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения участвующих в дискуссии сторон полярны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… стр. 3
2. Источники права ……………………………………………………………….. стр. 4
3. Нормативно правовые акты ……………………………………………….…... стр. 5
4. Система законодательства в земельном праве. Указы Президента РФ ……… стр. 7
5. Список использованной литературы …………………………………………. стр. 9

Работа содержит 1 файл

Земельное право.docx

— 24.86 Кб (Скачать)
 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ ЮРИСПРУДЕНЦИИ 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 

По дисциплине: Земельное право

Тема: «Предмет, метод и система земельного права» 
 
 
 
 
 
 

                       Выполнил студент группы

                        ЮЮША

                     Ряжских Алексей Михайлович

                      Проверил К.Ю.Н.Д. Захватов И.Ю. 
                   
                   

Москва 2011 

СОДЕРЖАНИЕ: 
 
 

1. ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………………… стр. 3

2. Источники права ……………………………………………………………….. стр. 4

3. Нормативно правовые акты ……………………………………………….…... стр. 5

4. Система законодательства в земельном праве. Указы Президента РФ ……… стр. 7

5. Список  использованной литературы …………………………………………. стр. 9 
 

 

Введение 
 
 

Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни  и деятельности людей.

Россия  обладает уникальными богатствами, созданными самой природой, и эти  богатства её земли. На всемирной  выставке в Париже наши земли богатые  чернозёмом были признаны эталоном почвы.

Проблема  совершенствования правового регулирования  земельных отношений в России в последнее время стала одной  из наиболее актуальных и широко обсуждаемых  не только среди юристов, законодателей  и политиков, но и в обществе в  целом. Мнения участвующих в дискуссии  сторон полярны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений.

Актуальность  темы обусловлена тем, что в настоящее  время практически во всём мире с  каждым годом наблюдается постепенное  глобальное ухудшение состояния  окружающей природной среды. Особенно ярко это проявляется в нашей  стране так как, и уровень технического развития оставляет желать лучшего, и степень защищённости предприятий  никуда не годится. Это происходит под  воздействием различных факторов, в  основном это обусловленная жизненной  необходимостью всёвозрастающая активная деятельность человека по приспосабливанию окружающей среды для себя и своих  нужд. И всё это приводит к необходимости  принятия мер по сохранению, как  самих земель, так и их ценных качеств.

 

1. Источники права 

Источники права представляют собой форму  закрепления общеобязательных правовых норм. Такими формами могут быть правовой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и  нормативный договор. В силу различных  специфических условий развития в правовых системах государств могут  существовать все или лишь некоторые  из источников права. В зависимости  от этого принято различать англосаксонскую  и континентальную системы права. В первой, которая действует в  Великобритании, США, Канаде, Индии  и некоторых других странах, наряду с нормативным актом и договором, обычай и судебный прецедент играют важную роль в системе правового  регулирования. В странах с континентальной системой права (Европа) обычай и судебный прецедент присутствуют в незначительной степени или отсутствуют совсем. В российской системе права источниками права являются только писаные законы — нормативные акты и нормативные договоры. Можно сказать, что здесь господствует континентальная система права, но при условии, что судебные, арбитражные и административные прецеденты, в том числе обобщенные в постановлениях высших судебных органов, не признаваемые источниками права, практически создают обычаи, традиции судебной, арбитражной и административной практики. Благодаря этому они играют большую роль в правовом регулировании отношений внутри государства, придавая законодательству определенную интерпретацию. В качестве источника права обычай признается и Гражданским кодексом.

Тем не менее законодательство играет основную роль. Говоря о законодательстве, следует определить, что в соответствии с общепринятыми взглядами на понятие законодательства в его содержание включаются практически все действующие правовые принципы и нормы. Это не только те, которые содержатся в законах, но и те, которые существуют в составе подзаконных нормативных актов — постановлениях правительства, решениях местных властей, нормативных актах министерств и ведомств. Это так называемое широкое понятие законодательства, практически совпадающее с понятием права.

2. Нормативно правовые акты 

Первичным элементом законодательства является нормативный правовой акт, который  представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных  между собой норм. К ним относятся  Конституция РФ, законы, кодексы, президентские  указы, постановления правительства, ведомственные акты, нормативные  акты субъектов РФ, нормативные постановления  и решения местных органов  самоуправления.

Неотъемлемыми атрибутами, признаками каждого нормативного акта являются его наименование и  дата, а также указание того, кем  он издан. В российской практике за последнее время появилось и  такое положение, которое касается обязательного опубликования нормативного акта как условия его юридического признания. Если акт не опубликован, он не должен применяться. Для подзаконных  нормативных актов обязательна  их регистрация в Министерстве юстиции  РФ. Отдельные нормативные правовые акты федеральных органов государственной  власти подлежат государственной экологической  экспертизе, проводимой на федеральном  уровне.

Для характеристики нормативных актов следует воспользоваться  распространенным способом их классификации. Существуют различные способы классификации.

Во-первых, для понимания структуры законодательства необходимо учитывать ранжирование нормативных актов по двум пересекающимся линиям. По одной — законодательство делится на отрасли (под отрасли) по критерию предмета правового регулирования: на конституционное, государственное, гражданское, административное и т.д. Здесь же выделяется и земельное законодательство. По другой — законодательство делится на уровни, т.е. имеется законодательство федеральное, субъектов Федерации и нормативные акты местных властей. Состав отраслей законодательства на каждом уровне определяется Конституцией РФ, которая в ст. 71 и 72 устанавливает соответственно предметы ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство относится к совместному ведению, что означает право государственных органов Федерации и субъектов Федерации принимать нормативные правовые акты по земельным вопросам.

Во-вторых, распространена классификация нормативных  правовых актов по юридической силе. В этом случае все они делятся на законы и подзаконные нормативные акты. К законам относятся нормативные акты, принимаемые законодательным органом РФ — Федеральным Собранием и законодательными органами субъектов РФ. При этом Конституция РФ и федеральные законы обладают верховенством, или в соответствии со ст. 4 Конституции РФ «имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Они действуют на территории всей страны и обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам.

Подзаконные нормативные правовые акты — нормативные  правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти. Подзаконные  акты принимаются в соответствии и во исполнение закона и включают постановления и распоряжения Правительства  РФ, ведомственные акты, акты, издаваемые исполнительными органами субъектов  РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Система законодательства в земельном праве. Указы Президента РФ 

Особое  место в системе законодательства занимают указы Президента РФ, объявленного в соответствии со ст. 80 Конституции  РФ главой государства. Указы, изданные Президентом, не должны противоречить  Конституции и федеральным законам (ст. 90). В этом смысле указы Президента РФ по юридической силе стоят ниже федеральных законов и носят  подзаконный характер. Но в отличие  от нормативных актов Правительства  они не носят исключительно исполнительный характер. Сложилась практика, когда указами осуществляется правовое регулирование по вопросам, еще не нашедшим отражение в законе, и их действие продолжается до тех пор, пока по данному вопросу не будет издана норма закона. На самом деле определить, какие положения указов действуют, а в каких случаях следует опираться на закон, не просто, и вопрос решается на практике, чаще судебной. Прецедентов параллельного принятия закона и отмены соответствующего указа Президента не имеется, что создает ситуации юридической неопределенности.

В системе  земельного законодательства представлены все перечисленные виды нормативных  правовых актов. При подготовке нормативных  актов РФ используется такой юридический  прием, когда в одном нормативном  акте регулируются не одна, а сразу  несколько групп правоотношений. Отсюда многие законодательные акты в различных своих частях являются источниками сразу нескольких отраслей права. Типичными примерами могут  служить Гражданский и Уголовный  кодексы РФ, постановления Правительства  РФ, касающиеся административных вопросов.

К источникам земельного права в части норм, регулирующих земельные отношения, относятся также нормативные  акты, образующие систему других подотраслей экологического законодательства. Так, источником земельного права являются Лесной кодекс РФ в той части его положений, которые определяют правовой режим земель лесного фонда, Закон «О животном мире» в части положений, которые определяют правовой режим среды обитания животных.

Вторую  группу источников земельного права  образуют нормативные договоры. Наиболее распространенным и широко известным  видом договоров являются договоры между РФ и отдельными субъектами РФ о разграничении предметов ведения и полномочий. Такие договоры носят комплексный характер, и земельные вопросы затрагиваются лишь в самом общем плане. К примеру, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы, передает в ведение органов государственной власти г. Москвы предоставление земельных участков, находящихся в собственности Москвы, органам государственной власти РФ, представительствам субъектов РФ, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ.

Договор о разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти Республики Коми не выделяет земельные  отношения в качестве отдельного вопроса, а регулирует их в совокупности с другими экологическими отношениями. Здесь предусмотрено, что органы государственной власти Республики Коми по согласованию с органами исполнительной власти РФ в целях реализации предусмотренного Конституцией РФ совместного ведения  РФ и республики Коми в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и другими  природными ресурсами определяют порядок  пользования природными ресурсами  и их охраны.

Договоры  подписываются Президентом РФ, с  одной стороны, и главой исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, с другой. Земельные отношения, однако, более детально могут регулироваться в соглашениях, заключаемых в  развитие договоров о разграничении  полномочий и предметов ведения  между Российской Федерацией и соответствующими субъектами РФ. Соглашения подписываются  главами исполнительной власти Федерации  и субъекта Федерации и признаются неотъемлемой часть договоров.

Единую  систему земельного законодательства составляют нормативные правовые акты субъектов РФ, многие из которых  уже приняли основополагающие законы, комплексно регулирующие земельные  отношения. 

Использованная  литература: 

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Изд-во НОРМА. 2006г.

    ст. 4, ст. 71, ст. 72, ст.80, ст.90

  1. Земельный кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт. 2006г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Инфра-М., 2006г.
  3. Краснова И.О. Земельное право. – М.: Юрист, 2005г.

Информация о работе Предмет, метод и система земельного права