Правовой режим земель лесного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 72.78 Кб (Скачать)

Использование лесных участков может осуществляться на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками. Введение данного титула является новеллой ЛК РФ 2006 г.: в Лесном кодексе РФ 1997 г. не было титула, на основании которого могло бы осуществляться пользование лесами. В соответствии со ст. 71 ЛК РФ лесные участки могут предоставляться юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским, земельным законодательством, а также законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ст. 9 ЛК РФ). Согласно ст. 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками является вещным правом. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (ч. 1 ст. 20 ЗК РФ). Физическим лицам лесные участки на данном праве не предоставляются.

Право безвозмездного срочного пользования  лесными участками - следующий титул, на котором могут использоваться лесные участки. Оно возникает и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ст. 9 ЛК РФ). В соответствии с данным титулом использование земельной поверхности и пользование лесами является бесплатным. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передала полномочия по предоставлению участков в безвозмездное срочное пользование субъектам Федерации. В безвозмездное срочное пользование лесные участки на землях лесного фонда предоставляются юридическим лицам и гражданам (ст. 71 ЛК РФ). Так, согласно ч. 3 ст. 47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности. На лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности, допускается возведение зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения. Таким образом, религиозным организациям лесные участки из состава земель лесного фонда не могут предоставляться на иных титулах.

 

Управление в области лесопользования и охраны леса

В соответствии с ч. 1 ст. 85 ЛК РФ использование лесов осуществляется, на плановой основе. В ЛК РФ предусмотрена система плановых документов различного уровня, включающая лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков и проекты освоения лесов, составляемые лесопользователями.

         Основным документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по разработке и утверждению лесных планов субъектов Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Федерации.

Лесной  план субъекта Российской Федерации  утверждается высшим должностным лицом  субъекта Российской Федерации (руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации  согласно ч. 3 ст. 86 ЛК РФ). В лесном плане  субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения (ч. 1 ст. 86 ЛК РФ). К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения.

Лесной  план подготавливается на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, о защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и  документов территориального планирования субъекта Российской Федерации.

Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесного плана, в том числе  путем размещения его на срок не менее 30 дней на официальном сайте  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети Интернет. По истечении  указанного срока органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  в течение 30 дней осуществляют доработку  проекта лесного плана с учетом предложений и замечаний, поступивших  от заинтересованных лиц, и направляют его на заключение в Министерство природных ресурсов РФ. Министерство природных ресурсов РФ в течение 45 дней с даты поступления проекта лесного плана осуществляет его рассмотрение и направляет положительное либо отрицательное заключение в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

При наличии  положительного заключения Министерства природных ресурсов РФ проект лесного  плана в течение 14 дней утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случае отрицательного заключения Министерства природных  ресурсов РФ орган государственной  власти субъекта Российской Федерации  дорабатывает проект лесного плана  и повторно представляет его в  указанное министерство.

Планирование  лесного хозяйства осуществляется с учетом лесорастительного районирования, которое заключается в определении  лесорастительных зон в зависимости  от природно-климатических условий, в которых расположены леса с  относительно однородными лесорастительными  признаками (ст. 15 ЛК РФ). На основе лесорастительного  районирования осуществляется установление лесных районов с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Часть 3 ст. 15 ЛК РФ гласит, что определение лесорастительных зон и лесных районов происходит в соответствии с научно обоснованной методологией, которую закрепляет в  нормативном акте уполномоченный орган  исполнительной власти.

Возрасты  рубок лесных насаждений (возрасты лесных насаждений, устанавливаемые  для заготовки древесины определенной товарной структуры), правила заготовки  древесины и иных лесных ресурсов, правила пожарной безопасности в  лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами также устанавливаются для каждого лесного района уполномоченным федеральным органом исполнительной власти12.

 

Предусмотренным ЛК РФ новым  документом, который является основой  осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных  в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент (ч. 1 ст. 87 ЛК РФ). Он утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий и др. (ч. 3 ст. 87 ЛК РФ). В лесохозяйственном регламенте устанавливаются виды разрешенного использования лесов; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничения к использованию лесов; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до 10 лет и является обязательным для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

  Лесопользователи, которым участки леса предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, осуществляют лесопользование на основе проекта освоения лесов, который составляют самостоятельно.

Состав  проекта освоения лесов и  порядок  его разработки устанавливаются  уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти. Проект освоения лесов направлен на обеспечение  многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного освоения лесов и  их использования в соответствии с разрешенными видами. Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющим использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного  участка, а также принудительного  прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком в соответствии со ст. 24 Лесного кодекса РФ. Проект освоения лесов содержит сведения о  разрешенных видах и проектируемых  объемах использования лесов; мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов; по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Проект освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; организация использования лесов; мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов; иные сведения и мероприятия. Проект освоения лесного участка составляется только на те виды использования лесов, которые разрешены в соответствии с договором аренды лесного участка или правом постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Статья 89 ЛК РФ устанавливает обязательность проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. Целью данного вида экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Федерации и законодательству Российской Федерации. Лица, которым были предоставлены лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, подают в органы государственной власти письменное заявление с приложением проекта освоения лесов. Экспертиза проекта освоения лесов органом государственной власти проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов. В зависимости от содержания проекта освоения лесов срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 10 дней. Заключение после проведения экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение экспертизы дается при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, целям и видам освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Федерации, законодательству Российской Федерации. В случае несоответствия представленных материалов установленным требованиям выдается (составляется) отрицательное заключение экспертизы с указанием необходимости соответствующей доработки.

       При осуществлении большинства видов лесопользования в органы государственной власти ежегодно подается лесная декларация лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (ст. 26 ЛК РФ). Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 26 ЛК РФ). Лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды или договором постоянного (бессрочного) пользования и проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый календарный год. В лесную декларацию вносится следующая информация:

1) полное  наименование лесопользователя - юридического  лица, его юридический адрес, номера  телефона и факса; для физического  лица (в том числе индивидуального  предпринимателя) - фамилия, имя,  отчество, адрес места жительства, номера телефона и факса; 

2) дата  и номер договора;

3) декларируемый  период;

4) наименование  органа, утвердившего экспертизу  проекта освоения лесов, и дата  утверждения13.

       Контроль за соблюдением лесопользователями правил использования лесов, а также охраны, защиты и воспроизводства лесов, произрастающих на участках, переданных лесопользователям, осуществляется путем предоставления лесопользователями отчета об использовании лесов (ст. 49 ЛК РФ) и отчета об охране и защите лесов (ч. 1 ст. 60 ЛК РФ) в соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ.

      Законодательством установлена ответственность за невыполнение обязанностей по охране лесов. В соответствии с ч. 3 ст. 51 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

 

Законодательством закреплены следующие формы ответственности

 

Дисциплинарная  ответственность за совершение земельных правонарушений предусмотрена в ст. 75 ЗК РФ. В ней речь идет о двух видах земельных правонарушений: проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, и загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Субъекты-   должностные лица и работники организаций. Согласно п. 2 ст. 75 ЗК РФ порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Информация о работе Правовой режим земель лесного фонда