Правовой режим земель лесного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (городов, промышленных, историко-культурных объектов и т.д.). Благодаря плодородному почвенному покрову, земля является основным средством производства в сельском и лесном хозяйствах. Эти свойства земли получили свое отражение в правовых нормах определенных категорий земель в соответствии с их целевым назначением

Содержание

Введение
1. Состав земель Республики Беларусь. Распределение земель Республики Беларусь по категориям
2. Общая характеристика управления в области охраны и использования земель
3. Функции государственного управления землями и их характеристика
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

При этом такая  функция государственного управления в области использования и  охраны земель включает в себя следующие  мероприятия [23, с. 96]:

- передача земельных  участков в собственность;

- предоставление земельных участков во временное владение и пользование;

- изъятие земельных  участков для государственных  и общественных нужд.

В соответствии с постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 20 апреля 1993г. “О государственных кадастрах природных ресурсов” государственный земельный кадастр является разновидностью природоресурсовых кадастров.

Земельный кадастр  появился одновременно с возникновением государства и развитием системы  налогообложения земель как источника  дохода. В процессе ведения земельного кадастра осуществляются организационно - правовые мероприятия по изучению, учету, описанию и экономической оценке земель [12, п. 3.12].

Земельный кадастр  представляет собой свод систематизированных  и достоверных данных обо всех землях Республики Беларусь, как используемых, так и неиспользуемых. Как общегосударственная система учета и оценки земель государственный земельный кадастр базируется на следующих основных принципах:

1) единство системы  земельного кадастра;

2) полнота сведений  земельного кадастра;

3) достоверность  сведений земельного кадастра;

4) непрерывность  ведения земельного кадастра;

5) совместимость  и сопоставимость земельно-кадастровой  информации с данными других  природноресурсовых кадастров.

Как природноресурсовый кадастр государственный земельный кадастр представляет собой совокупность сведений и документов о правовом положении, природном состоянии и хозяйственном использовании земель. Земельный кадастр является единственным официальным источником сведений о земле, которые используются при осуществлении других функций управления землями.

Содержание земельного кадастра определяется ст. 84 Кодекса  Республики Беларусь о земле и  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1991г. “О порядке  ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель”.

На основании  этих документов земельный кадастр  включает 4 элемента:

данные о распределении  земель по субъектам и объектам на основании регистрации прав на земельный  участки;

данные о распределении  земель по категориям на основании их фактического состояния и использования (государственный учет земли);

данные о качественном состоянии земель в зависимости  от их естественно-природных свойств.;

данные о экономической  оценке земель как средства производства и пространственного базиса [23, с. 97].

Государственный земельный кадастр состоит из:

- единого реестра  административно-территориальных и  территориальных единиц Республики  Беларусь;

- единого государственного  регистра недвижимого имущества,  прав на него и сделок с ним;

- реестра цен  на земельные участки;

- регистра стоимости  земельных участков;

- реестра земельных  ресурсов Республики Беларусь.

Все земельно-кадастровые  сведения документируются по единым для Республики Беларусь формам (в  текстовом, графическом и электронном виде). Организация проведения мониторинга земель осуществляется Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета (ст. 83 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Земельно-кадастровая  документация ведется на всех уровнях управления землями и включает:

* первичные документы  на земли, находящиеся во владении, пользовании и собственности;

* государственные  земельно-кадастровые книги земель, находящиеся в ведении сельских, поселковых исполнительных и  распорядительных органов:

* государственные  земельно-кадастровые книги, города;

* государственный  земельный кадастр области, города  Минска;

* государственный  земельный кадастр республики.

Основной документ - земельно-кадастровая книга со вставными листами. Земельный кадастр ведется территориальными кадастровыми органами или землеустроительной службой местных исполнительных распорядительных органов в соответствии с кадастровым делением территории Республики Беларусь.

Земельный кадастр  предназначен для реализации земельного законодательства, регулирования земельных отношений, обеспечения рационального использования земельных ресурсов, поэтому он является необходимым элементом на всех этапах государственного управления землями.

Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством к государственным секретам и информации, распространение которой ограничено в целях защиты прав и защищаемых законом интересов граждан.

Исчерпывающие перечни документов, необходимых для получения гражданами сведений государственного земельного кадастра, определяются законами, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Перечни документов, необходимых для получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями  сведений государственного земельного кадастра, определяются Советом Министров  Республики Беларусь.

Кроме ведения  государственного земельного кадастра в Республике Беларусь предусмотрены и мероприятия по землеустройству, что также можно отнести к функциям органов государственной власти в области охраны и использования земель [16, ст. 55].

Землеустройство включает в себя:

- разработку  проектов региональных схем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства административно-территориальных и территориальных единиц, территорий особого государственного регулирования;

- разработку  проектов межхозяйственного землеустройства,  в том числе проектов отвода земельных участков, оформление технической документации и установление (восстановление) на местности границ объектов землеустройства;

- разработку  проектов внутрихозяйственного  землеустройства сельскохозяйственных  организаций, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, проектов организации и устройства территорий населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, особо охраняемых природных территорий и иных территориальных единиц;

- разработку  рабочих проектов по рекультивации земель, земельных контуров, защите почв от эрозии и иных вредных воздействий, сохранению и повышению плодородия почв и иных полезных свойств земель, а также других проектов, связанных с охраной и улучшением земель;

- проведение  инвентаризации земель, систематическое выявление неиспользуемых или используемых не по целевому назначению земель;

- проведение  геодезических и картографических  работ, почвенных, геоботанических  и иных обследований и изысканий,  осуществляемых для целей землеустройства,  составление кадастровых и иных тематических карт (планов) и атласов состояния и использования земельных ресурсов;

- авторский надзор  за реализацией схем и проектов  землеустройства;

- осуществление  землеустроительных мероприятий  при проведении мониторинга земель, ведении государственного земельного кадастра, в том числе при проведении кадастровой оценки земель, земельных участков, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель;

- выполнение  научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также разработку и модернизацию аппаратно-программного комплекса (программного обеспечения), необходимых для осуществления землеустроительных мероприятий;

- подготовку  землеустроительных материалов  по разрешению земельных споров.

Порядок проведения землеустройства устанавливается Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь [5, ст. 78].

Мониторинг земель является видом мониторинга окружающей среды.

Объектом мониторинга  земель являются земли Республики Беларусь.

Организация проведения мониторинга земель осуществляется Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета.

Порядок проведения мониторинга земель и использования  его данных устанавливается Советом  Министров Республики Беларусь [5, ст. 83].

Задачи мониторинга - выявление изменений в земельном  фонде, оценка этих изменений и их последствий, обеспечение собственников, владельцев, пользователей земли, контрольных  органов данными о земле, выработка  рекомендаций для устранения негативных последствий хозяйственной деятельности [15, с.80].

Объектом мониторинга  земель являются все земли Республики Беларусь. Он осуществляется за счет средств  республиканского бюджета, и порядок  осуществления мониторинга земель устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Как и земельный  кадастр, мониторинг предназначен для:

- обеспечения  Советов депутатов, заинтересованных  предприятий, учреждений, организаций  и граждан сведениями о земле; 

- обоснования  размеров платы за землю; 

- оценки хозяйственной деятельности;

- осуществления  других мероприятий, связанных  с использованием земель [23, с. 99].

Государственный контроль за использованием и охраной  земель осуществляется в целях соблюдения всеми гражданами, индивидуальными  предпринимателями и юридическими лицами установленного порядка пользования землями, земельными участками, а также иных правил и норм, предусмотренных законодательством об охране и использовании земель.

Государственный контроль за использованием и охраной  земель осуществляется Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и их территориальными органами, иными государственными органами, должностными лицами в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

Порядок осуществления  государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается  Советом Министров Республики Беларусь [5, ст. 90].

Рассмотрение  земельных споров также является одной из функций государственного управления в области охраны и использования земельных ресурсов [23, с. 104].

Земельные споры, разрешаются преимущественно областным, Минским городским, городским (города областного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией и (или) в судебном порядке.

Земельные споры, связанные с правом частной собственности  на земельные участки, с наследованием  земельных участков, споры между  лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются в судебном порядке [5, ст. 92].

Земельные споры  рассматриваются областными, Минским  городским, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми  исполнительными комитетами по заявлению одной из заинтересованных сторон. Земельный спор рассматривается в присутствии заинтересованных сторон (их представителей), а также лиц, в интересах которых установлены ограничения (обременения) прав на земельный участок, в том числе земельный сервитут, и иных заинтересованных лиц. Заинтересованные стороны и лица должны быть уведомлены о времени и месте рассмотрения земельного спора не позднее чем за три дня до его рассмотрения.

Порядок рассмотрения земельных споров определен на законодательном уровне, что свидетельствует о важности регулирования и этого вопроса в области государственного управления охраны и использования земельных ресурсов.

Областной, Минский  городской, городской (города областного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет, рассматривающий земельный спор, принимает решение, предусматривающее порядок его исполнения и меры по обеспечению восстановления нарушенных прав землепользователей, которое не позднее пяти рабочих дней направляется каждой из сторон, участвовавших в земельном споре.

Информация о работе Правовой режим земель лесного фонда