Правовое регулирование недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мне хотелось бы осветить наиболее значимые проблемы, возникающие при регулировании предоставления недр в пользование. Полезность недр для человека и общества состоит в том, что они являются источником минерального сырья, ископаемого топлива и других материалов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…...…..3
Глава 1. Система предоставление недр в пользование в
Российской Федерации…...................................................................................6
1.1. Понятие и виды предоставление недр в пользование ……………..6
1.2. Лицензионная система недропользования………………………....18
Глава 2. Порядок предоставление недр в пользование……………………..33
2.1. Процедура выдачи лицензии……………………………….……….33
2.2. Проблемы правового регулирования аукционов и конкурсов
на право пользование недрами………………..………………….….….42
Заключение……………………………………..…………..….………............53
Список использованных источников и литературы ………………….…….56

Работа содержит 1 файл

курсовая по гр.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НЕФТИ И  ГАЗА им. И.М. ГУБКИНА 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Горное право»

на тему: «Правовое регулирование недропользования» 
 
 
 
 
 

                                                                               Выполнил Д.К. Ашмян

                                                                     Группа 3ЮР-08-3

Приняла:  Т.Г. Каварская   
 

                                             г. Москва

2010 г. 

 

Оглавление  

Введение  ……………………………………………………………….…...…..3

Глава 1. Система предоставление недр в пользование в

Российской Федерации…...................................................................................6

    1.1. Понятие и виды предоставление недр в пользование ……………..6

    1.2. Лицензионная система недропользования………………………....18

Глава 2. Порядок предоставление недр в пользование……………………..33

    2.1. Процедура выдачи лицензии……………………………….……….33

    2.2. Проблемы правового регулирования аукционов и конкурсов

    на  право пользование недрами………………..………………….….….42

Заключение……………………………………..…………..….………............53

Список  использованных источников и литературы ………………….…….56 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    В данной работе мне хотелось бы осветить наиболее значимые проблемы, возникающие при регулировании предоставления недр в пользование. Полезность недр для человека и общества состоит в том, что они являются источником минерального сырья, ископаемого топлива и других материалов. Необходимо отметить, что среди всех природных ресурсов, определяющих развитие человечества, наиболее важная роль отводится минеральным ресурсам, от которых во многом зависит экономическая и политическая независимость государства. Как показывает опыт, надёжное, бесперебойное снабжение минеральным сырьём правительства многих стран рассматривают как одну из приоритетных задач во внутренней и внешней политике. Требование по обеспечению потребности в минеральном сырье служит условием сохранения национальной безопасности, благосостояния и уровня промышленного производства.

    Недра удовлетворяют также научные потребности, используются для устройства подземных сооружений и коммуникаций, хотя приоритет в настоящее время отдаётся добыче полезных ископаемых. Кроме этого, следует учитывать, что недра являются невосполнимым ресурсом, так как в силу ограниченности и практической невозобновляемости запасов полезных ископаемых происходит их постепенное истощение и снижение качественных характеристик. В результате этого необходимо обеспечить наиболее полное и эффективное использование недр с учётом в первую очередь экологических требований (рациональное недропользование).

    Достичь данного результата возможно только путём создания качественной системы  государственного регулирования предоставления недр в пользование. Ведущую роль в этой системе играет правовой механизм лицензирования недропользования. Поскольку правовое регулирование отношений недропользования согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесено к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, правовая база, регулирующая данные вопросы, включает в себя как законодательство Российской Федерации, так и региональное законодательство. В частности, в законодательстве, регулирующем предоставление недр в пользование, отражены такие аспекты, как:

    1. Основания для предоставления недр в пользование, которые в общем виде перечислены в Законе РФ «О недрах» от 21.02.92 г.

    2. Процедура их предоставления. Помимо  Закона «О недрах», данная процедура  конкретизируется в актах федеральных  органов исполнительной власти (Положение  о порядке лицензирования пользования недрами и др.), а также в законодательстве субъектов Российской Федерации (например, Закон Свердловской области от 24.04.2009 № 25-ОЗ «Об особенностях пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Свердловской области» и т.д.)

     3. Взаимосвязь недропользования с иными видами природопользования, регулируемая, помимо  Закона «О недрах», иными федеральными законами (Федеральный закон «О животном мире», Земельный кодекс, и т.д.) и законами субъектов Российской Федерации (Областной закон Свердловской области от 21.11.2005 № 115 (ред. от 19.12.2008) «Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области»).

    Исследование  проблем в недропользовании имеет место в работах таких авторов, как С.А. Боголюбова, М.Е.Певзнера, О.И.Крассова, В.П.Пахомова, М.Н.Игнатьева, В.Н.Беляева и других. Однако все перечисленные авторы сходятся во мнении, что решение данных невозможно без внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

    В условиях современного развития рыночных отношений в Российской Федерации все чаще встает вопрос о пересмотре форм регулирования недропользования. Особенно остро обсуждаются проблемы лицензирования права пользования недрами и выполнения лицензионных соглашений. Отдельные вопросы совершенствования системы лицензирования недропользования рассматривались в трудах В.В.Круглова, О.М. Теплова, Н.И. Толстых, Е.В.Новиковой, А.Б.Багандова, А.В.Гущина, Д.В.Осинцева, К.И.Налетова, и других исследователей.

    В связи с этим целями данной работы являются:

    1. изучение действующего законодательства, практики его применения и иной литературы, посвящённой данной теме;

    2. выявление противоречий в российском законодательстве и конкретных проблем реализации его на практике.

      В работе рассматриваются общие положения о пользовании недрами, проблемы, возникающие при лицензировании недропользования; проводится анализ высказываемых в литературе предложений по совершенствованию законодательства, учитывая как экономический, так и экологический аспект недропользования.

    Отдельно  выделяются проблемы и противоречия, возникающие при проведении конкурсов и аукционов. При рассмотрении правового регулирования данных процедур, можно выявить ряд проблем и противоречий, затрудняющих как сам порядок подготовки и проведения конкурсов и аукционов, так и критерии, позволяющие выявить их победителей, что, в свою очередь, препятствует осуществлению недропользования наиболее эффективным способом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Система предоставления недр в пользование в Российской Федерации.

    1. Понятие и виды предоставление недр в пользование.

    Регулирование отношений недропользовании в России в основном осуществляется на основе Конституции Российской Федерации1, закрепляющей основные принципы использования природных ресурсов, Закона Российской Федерации «О недрах»2 и Положения о порядке регулирования пользования недрами3. В частности в статье 9 Конституции Российской Федерации использование и охрана природных ресурсов провозглашаются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, закрепляется возможность частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, то есть разнообразие, защита и равноправие форм собственности на природные ресурсы и объекты. При этом формулировка «могут находиться» дает основания для дискуссий между сторонниками развития форм собственности либо их сдерживания: первые полагают, что на все природные ресурсы разрешены любые формы собственности; вторые считают, что если в Конституции записано «могут быть», то это значит, что природные ресурсы могут и не быть (по усмотрению законодателя) во всех формах собственности4.

    При рассмотрении вопроса о предоставлении права пользования недрами необходимо остановиться на вопросе разграничения  полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, которые определяются Конституцией Российской Федерации.

    К ведению Российской Федерации, согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации, относятся:

    а) регулирование и защита прав и  свобод человека и гражданина, в том числе касающихся экологии, использования недр;

    б) федеральная государственная собственность, прежде всего на природные ресурсы, управление государственной собственностью;

    в) установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области экологического развития Российской Федерации;

    г) определение статуса и защита территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

    д) метеорологическая служба, стандарты, в том числе в области охраны окружающей среды, охраны и использования недр.

    В совместном ведении Российской Федерации  и ее субъектов в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации находятся:

    а) защита прав и свобод человека и  гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, в том числе в сфере экологии и природопользования;

    б) вопросы владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, водными  и другими природными ресурсами;

    в) разграничение государственной  собственности, прежде всего на недра и другие природные ресурсы;

    г) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической  безопасности, особо охраняемые природные  территории и объекты (в том числе  редкие и находящиеся под угрозой  исчезновения);

    д) законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

    Вне пределов ведения Российской Федерации  и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в  соответствии со ст. 73 Конституции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

    Закон Российской Федерации «О недрах»  конкретизирует данные положения, закрепляя  за органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления конкретные вопросы в сфере недропользования (ст. 3, 4, 5 Закона Российской Федерации «О недрах»).

    Как уже отмечалось, недропользование наряду с землепользованием и другими  видами ресурсопользования является одной  из важнейших областей человеческой деятельности. Это обусловлено статусом природных ресурсов, определенным в Конституции Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации). Деятельность любого добывающего предприятия неразрывно связана с использованием полезных свойств недр, что делает весьма важным вопрос об их рациональном использовании и охране. 

    Российское  законодательство не раскрывает термина  «недропользование», так Закон Российской Федерации «О недрах» не проводит различий между понятиями «недропользование» и «использование недр». И.Б.Калинин определяет недропользование как «использование полезных свойств недр Земли и покрывающих её вод для изучения, разведки и добычи содержащихся в них ресурсов (полезных ископаемых и иных неживых ресурсов), а также в целях, не связанных с их извлечением»5. Чтобы окончательно разобраться, что входит в данное понятие, а также для разграничения предмета правового регулирования законодательства о недрах от иных отраслей законодательства о природных ресурсах6, необходимо, прежде всего, определиться с самим термином «недра».

    Понятие «недра» достаточно давно используется в российском законодательстве, но единства мнений по поводу того, что  входит в его содержание, до сих  пор не  достигнуто. Ранее чаще всего он использовался как синоним понятия «полезные ископаемые». Однако в таком случае из определения и соответственно правового регулирования выпадают неразведанные запасы, выработанные пустоты и т.д. М.Е.Певзнер7 также отрицает данное сравнение, соотнося понятия «полезные ископаемые» и «недра» как часть и целое.

    Определение недр дается в преамбуле Закона Российской Федерации «О недрах»: «Недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии, – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения»8.

    Говоря  о недрах9, понимают только часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водного объекта, простирающейся до глубин, доступных для ее геологического изучения и освоения (первый десяток километров). Однако надо отметить, что существует и другие точки зрения, согласно которой определение недр не должно ограничиваться таким способом, как это сделано в действующем законе. В частности, А.И. Перчик указывает, что недра - это не вся земная кора, а только та ее часть, которая доступна для разведки и освоения современными техническими средствами. Таким образом, указывает он, с юридической точки зрения понятие "недра" является динамическим. Оценка величины недр как части земной коры во времени будет постоянно увеличиваться по мере совершенствования действующих и создания новых технических средств и технологий10.

Информация о работе Правовое регулирование недропользования