Право собственности на землю юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:39, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – комплексный анализ особенностей и проблем правового регулирования права собственности на землю юридических лиц и поиск путей их решения.
Задачи исследования:
- исследовать право частной собственности на землю юридических лиц;
- проанализировать особенности права собственности иностранных юридических лиц на земельные участки;
- выявить проблемы реализации права собственности на землю юридическими лицами.

Содержание

Введение
1. Право собственности на землю юридических лиц: понятие, содержание
2. Право собственности иностранных юридических лиц на земельные участки
3. Проблемы реализации права собственности на землю юридическими лицами
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Право собственности на землю юридических лиц julja.doc

— 82.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство  по образованию

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Сибирская академия государственной службы»

 

Институт переподготовки специалистов

 

 

 

 

 

Кафедра  государства  и права

Земельное право

 

 

 

 

Письменное контрольное  задание

для студентов заочного обучения

 

 

 

 

Тема: Право собственности  на землю юридических лиц.

 

 

 

Студентка Киселева Ю. А

Группа 09304

Преподаватель Шишкина Н. В

 

 

 

 

Новосибирск 2011

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы обусловлена  следующим: первоначальным источником всякого богатства является земля, что определяет ее экономическое, политическое и социальное значение в жизни общества. Земля - это территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства. Это принципиально важное свойство земли нашло свое отражение в ч.1 ст.9 Конституции РФ1, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В России публичная собственность на землю традиционно играла особую роль. На протяжении столетий происходило то усиление роли государственной собственности и ограничение пределов права частной собственности на землю, то намечалась тенденция к их расширению. В данный момент право частной собственности на землю становится все более распространенным.

Право частной собственности  на землю включает в себя право  собственности физических и юридических  лиц и является одним из условий  экономической свободы.

В ЗК РФ2 земля рассматривается как объект недвижимости, единство земельных участков и прочно связанных с ними объектов, как объект права собственности и прав на землю. Однако в нем не определяется место земельных участков в праве собственности юридических лиц. В ст. 78 ЗК РФ предусматривается, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями, некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями. Дальнейшее содержание упомянутой статьи показывает, что термин "использование земли" употребляется не в правовом, а экономикотехническом смысле, так как земли могут использоваться также и опытнопроизводственными, учебными, учебноопытными и учебнопроизводственными подразделениями научноисследовательских организаций, общеобразовательных учреждений сельскохозяйственного профиля для научноисследовательских, учебных и иных целей. Статья 5 ЗК РФ не называет в качестве участников земельных отношений подразделения юридических лиц. В ЗК РФ нет упоминания о соотношении земельных участков с другими объектами, имуществом юридического лица, за исключением п. 1 ст. 65 ЗК РФ, из которого можно сделать вывод, что в будущем предполагается единый налог на недвижимость, включающий ставку и за землю и находящиеся на ней здания, строения, сооружения.

Данная проблематика разрабатывалась в работах таких авторов как: Арзуманян А.В., Бериев Т.В., Братусь С.Н., Галиева Р., Горемыкин В.А., Елисеева И.А., Колесова О.Н., Крассов О.И., Поляков Д.С., Скловский К.И., Сыродоев Н.А., Черноморец А.Е., Шкредов В.П., Якимов А.А. и др.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования собственности на землю юридических лиц.

Предмет исследования –  институт права собственности на землю юридических лиц.

Цель исследования –  комплексный анализ особенностей и  проблем правового регулирования  права собственности на землю юридических лиц и поиск путей их решения.

Задачи исследования:

- исследовать право  частной собственности на землю юридических лиц;

- проанализировать особенности  права собственности иностранных юридических лиц на земельные участки;

- выявить проблемы реализации права собственности на землю юридическими лицами.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные  методы познания и ряд частно-научных  методов, таких как: исторический, формально-логический, системно-структурный и формально-юридический.

Сочетание указанных методов позволило осуществить наиболее полный научный анализ исследуемого явления, выявить его сущность, определить недостатки правового регулирования.

Структура исследования предопределена кругом рассматриваемых  вопросов и включает в себя введение, три параграфа, заключение и список использованных источников.

 

 

 

 

1. Право собственности на землю юридических лиц: понятие, содержание

 

В соответствии с ЗК РФ (ст. 5 п. 2) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Поэтому предприятия вправе осуществлять приватизацию земель в пределах установленных для них границ, находящихся у них в пользовании земель. 3

Право частной собственности  юридических лиц на земельные  участки возникает в следующих  случаях:

1) при приватизации  государственных и муниципальных  земель;

2) наследовании;

3) дарении; 

4) купле-продаже; 

5) обмене или сделках  с землей;

6) в результате внесения  в уставной (паевой) капитал юридического  лица.

В соответствии с земельным  законодательством РФ юридические лица вправе иметь земельные участки в частной собственности для ведения крестьянского (фермерского), личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства (ст. 33 ЗК РФ)4.

Земельные участки из государственных и муниципальных земель юридические лица и их объединения получают как бесплатно, так и за плату.

Земельная реформа в  России началась более десяти лет  назад, но с огорчением приходится констатировать, что она далека от своего логического завершения.

 Юридические лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 260 ГК РФ5). В ст. 261 ГК РФ дано понятие земельного участка как объекта права собственности. В соответствии с п. 2 данной статьи, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность.

Для приобретения права  частной собственности и других прав на земельный участок юридические  лица обращаются в орган управления землей с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (п. 5 ст. 36 ЗК РФ). Орган управления землей в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю в собственность, федеральным казенным предприятиям и государственным или муниципальным учреждениям - на праве постоянного (бессрочного) пользования. Он готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

 В случае отсутствия  кадастровой карты (плана) земельного  участка соответствующий орган  местного самоуправления на основании  дежурной кадастровой карты (плана)  и градостроительной документации  обеспечивает в месячный срок изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

 Границы и размеры  земельного участка определяются  с учетом фактически используемой  площади земельного участка в  соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка. Орган управления землей в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении данного земельного участка заявителю и направляет ему копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет заявителя устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление его кадастровой карты (плана).

Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК РФ субъектами права собственности, довольно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы и др.

Право частной собственности  юридических лиц на земельные  участки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками с соблюдением обременении и иных условий, установленных законом.

2. Право собственности  иностранных юридических лиц  на земельные участки

 

  По общему правилу, российские и иностранные юридические лица имеют равные права в отношении земель. Однако, согласно ст. 15 ЗК РФ иностранные юридические лица не могут обладать земельными участками на праве собственности в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с Федеральным законом о государственной границе РФ, в иных особых территориях в соответствии с федеральными законами.

Иностранные юридические  лица, международные организации  с участием иностранных и российских юридических лиц, иностранные государства  могут иметь земельные участки  только на правах аренды.

Собственность юридических лиц на земельные участки, наряду с собственностью граждан, относится к частной форме собственности. Наличие у юридического лица обособленного имущества является одним из непременных его признаков. Допустимо иметь имущество не только на праве собственности, но и в хозяйственном ведении или оперативном управлении (ст. 48 ГК РФ и ст. 15 ЗК).

3. Проблемы реализации права собственности на землю юридическими лицами

 

Российское законодательство под частной собственностью понимает имущество и земельные участки, находящиеся у юридических лиц. А между тем, юридические лица неодинаковы. Есть среди них государственные и муниципальные предприятия. Они иногда осуществляют свою деятельность на землях, не имеющих статуса частной собственности.6

Земельные участки, используемые предприятиями и общественными организациями, благотворительными и общественными фондами, религиозными организациями, функционируют на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставленного им учредителями.

Поэтому проблема определения субъектов частной собственности на землю и другие природные ресурсы требует своего решения.

Существуют общие закономерности, свойственные праву собственности  юридического лица безотносительно  к его конкретному виду:

1)  именно юридическое лицо является единым и единственным собственником принадлежащего ему имущества;

2) в собственности  юридического лица находится  имущество, переданное ему в  качестве взноса его учредителем  (участниками, членами), а также  имущество, произведенное по иным основаниям в процессе деятельности (п. 3 ст. 213, п. 1 ст. 66 ГК РФ);

3)  юридическое лицо, подобно другим собственникам,  вправе совершать в отношении  своего имущества любые действия, лишь бы они не противоречили  закону, иным правовым актам и  не нарушали права и охраняемые законом интересы других лиц;

4)  в определении  правового режима имущества, принадлежащего  юридическому лицу на праве  собственности, в установлении  полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению им  велика роль учредительных документов.

Как в юридической  литературе, так и в законодательстве есть разные мнения на правовой статус сельскохозяйственных коммерческих организаций, в которых установлена общая  собственность на землю. Сторонники одной позиции полагают, что субъектами права собственности должна признаваться сама сельскохозяйственная организация как юридическое лицо, а не ее члены, которые в связи с передачей земельной доли, принадлежащей отдельным членам, в уставный капитал сельскохозяйственной организации как юридического лица после государственной регистрации учредительного договора становятся субъектами этой общей собственности.7

Другая точка зрения сформулирована в Указе Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных  прав граждан»8, в котором предусмотрено право собственника земельной доли распоряжаться ею по своему усмотрению.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1992 г. «О продаже  земельных участков гражданам и  юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных  предприятий»9 и Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности» 10 разрешалось приобретать земельные участки на праве собственности не только гражданам и объединениям, но и любым юридическим лицам.

В отношении имущества, которое согласно закону может находиться в собственности юридического лица, в п. 2 ст. 213 ГК РФ установлено правило о недопустимости стоимостного и количественного ограничений объектов права собственности юридических лиц.

Земельные участки сельскохозяйственного  назначения продаются в частную  собственность сельскохозяйственного профиля по нормативной цене.

Информация о работе Право собственности на землю юридических лиц