Право частной собственности на землю и иные природные ресурсы

Дата добавления: 29 Октября 2013 в 09:32
Автор: y*********@gmail.com
Тип работы: реферат
Скачать полностью (23.55 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Право частной собственности на землю и иные природные ресурсы.doc

  —  108.00 Кб


Право частной собственности на землю  и иные природные ресурсы

Законодательные основы права частной собственности на землю. Восстановление права частной собственности на землю в России относится к периоду земельно-аграрной реформы начала 90-х гг. Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. «О земельной реформе»* (ст. 2) предусматривал, что земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции предоставляются государством в пользование, владение или собственность. Согласно ст. 4 этого Закона в собственность граждан могли передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. На этих земельных участках собственник имел право возвести жилой дом и хозяйственные постройки.

* ВВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327.

22 ноября 1990 г. был принят  Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Статья 1 Закона устанавливает,  что использование земельных  участков крестьянскими (фермерскими) хозяйствами допускается на титуле права собственности. Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, может обладать им на праве собственности (ст. 10). 
Право частной собственности на землю было закреплено в Земельном кодексе РСФСР. Так, ст. 1 ЗК подтверждала многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности, а ст. 7 специально регулировала вопросы предоставления земельных участков гражданам в частную собственность для различных целей (в настоящее время эти статьи не действуют). 
Позднее право частной собственности на землю получило конституционное закрепление. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В ст. 36 Конституции РФ говорится, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. 
Так в России были заложены основы правового регулирования отношений частной собственности на землю. 
Объекты права частной собственности на землю. Что является объектом права частной собственности на землю? На первый взгляд, ответ очевиден. Это — земельный участок, определенная часть земной поверхности. Такой ответ является правильным, но в то же время с точки зрения права он недостаточно исчерпывающий. 
Действительно, непосредственным объектом права частной собственности на землю является определенная территория — пространственная сфера деятельности земельного собственника, на которой он может возводить здания, строения и различные сооружения. Эта территория может использоваться и как средство производства. На ней могут выращиваться деревья, кустарники и другие растения. На участке могут находиться и иные природные объекты: лес, водные объекты, которые собственник также может использовать. Практически любого рода деятельность собственника на своем участке земли осуществляется в определенном пространстве — в воздушном или подземном. Например, для того чтобы построить дом, нужно вторгнуться в подземное пространство для возведения фундамента и занять определенную часть воздушного пространства в результате постройки здания. 
Все эти моменты учитываются в праве. В одних случах право частной собственности законодательство распространяет не только на землю, но и на другие природные объекты, в других — определяется порядок пользования такими объектами природы собственником. Кроме того, законодательство закрепляет так называемоеправо собственника земельного участка на пространство, т.е. на использование определенного объема воздушного столба над земельным участком и части подземного пространства. 
Объект права частной собственности на землю весьма специфичен. В содержание объекта права частной собственности на землю включаются несколько важных элементов. Прежде всего, это непосредственно самаповерхность земли, в том числе ее почвенный покров. Как мы уже упоминали, в ряде случаев в содержание данного объекта законодательство включает некоторые иные природные ресурсы, находящиеся на земельном участке: лес, точнее говоря, древесно-кустарниковая растительность, и водные объекты. 
В теории земельного права сформулированы важнейшие признаки, которым должен отвечать земельный участок для того, чтобы он был признан объектом права собственности (или иных прав на землю). Основное условие заключается в том, что земельный участок должен быть соответствующим образом индивидуализирован — должны быть определены его размер, границы и местоположение. Территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству (п. 1 ст. 261 ГК). 
Гражданское законодательство расширило понятие объекта права частной собственности на землю. Согласно п. 2 и 3 ст. 261 ГК, если иное не установлено законом, то право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, лес и растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Сказанное означает, что возможность обладания на праве собственности другими природными объектами и порядок их использования устанавливаются законодательством о природных ресурсах. 
Так, ст. 20 ЛК РФ признала древесно-кустарниковую растительность, находящуюся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности юридическому или физическому лицу, объектом права частной собственности. Одновременно в ЛК определены пределы реализации земельным собственником своих правомочий владения, пользования и распоряжения такой растительностью. Древесно-кустарниковая растительность может иметь два правовых режима: режим собственности на древесно-кустарниковую растительность, произраставшую на земельном участке до момента приобретения права собственности лица на данный участок, и режим собственности на древесно-кустарниковую растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности собственника или естественным путем после приобретения лицом права собственности на земельный участок. 
В отношении первого вида древесно-кустарниковой растительности ЛК предусматривает, что собственник вправе осуществлять свои правомочия собственности в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (такого законодательства на федеральном уровне пока еще в нашей стране нет). Что же касается древесно-кустарниковой растительности, которая появилась после приобретения права собственности на земельный участок, то собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею по своему усмотрению. 
Иначе урегулирован правовой режим собственности на водные объекты. ВК РФ (ст. 11) признал обособленные водные объекты недвижимым имуществом, составной частью земельного участка. Статья 34 ВК допускает возможность установления права собственности граждан и юридических лиц на обособленные водные объекты.Согласно ст. 40 ВК в собственности граждан и юридических-лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством РФ. 
Что касается недр, то согласно Закону РФ «О недрах» (ст. I2) недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Аналогична ситуация и в отношении животного мира, который в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» (ст. 4) в пределах территории РФ является государственной собственностью. Соответственно эти объекты природы не могут находиться в частной собственности.

 
Интересен вопрос о праве собственности  на атмосферный воздух. В Федеральном законе от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»* ничего по этому поводу не говорится, что совершенно логично. Ниатмосферный воздух или его часть не могут быть объектом ни права собственности, ни права пользования.Атмосферный воздух относится к числу таких природных ресурсов, в отношении которых вследствие их физических свойств невозможно осуществление правомочия владения. Этот природный ресурс также не может быть индивидуализирован. Соответственно, атмосферный воздух не может быть объектом права собственности ни государственной, ни муниципальной, ни частной.

* СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

Объектами права частной собственности могут быть следующие виды земельных участков. Так, объектами права частной собственности могут быть земли сельскохозяйственного назначения, определение которых содержится в ст. 56 ЗК: земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей, которыми владеют крестьянские (фермерские) хозяйства. Особенности права частной собственности на эти земли определены в ст. 58 ЗК и Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Эти земли могут находиться также в собственности владельцев земельных паев (долей). 
ЗК (ст. 64 и 66) и Закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную.собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», а также Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставляют гражданам РФ право иметь в собственности земельные участки, которые могут использоваться для ведения личного подсобного хозяйства; дачного строительства; садоводства; огородничества; индивидуального жилищного строительства; животноводства. 
Указы Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» и от 14 июня 1992 г. № 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности» предусмотрели возможность приобретения гражданами и их объединениями предоставленных им для предпринимательской деятельности земельных участков в собственность. 
В действующем законодательстве определены категории и виды земель, участки которых не могут находиться в частной собственности. К ним относятся земли лесного фонда, земли водного фонда и некоторые земли природно-заповедного назначения. 
Землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности (ст. 94 ЗК). Земли лесного фонда — составная часть лесного фонда (ст. 7 ЛК). Лесной фонд согласно ст. 19 ЛК находится в федеральной собственности. Оборот лесного фонда не допускается. Купля-продажа, залог и совершение иных сделок, которые могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются (ст. 12 ЛК). В связи с этим следует вывод о том, что не только леса, но и земли лесного фонда находятся в федеральной собственности и они не могут быть объектами права частной собственности. 
Основную часть земель водного фонда согласно ст. 95 ЗК составляют земли, занятые водоемами. Статья 7 ВК, как упоминалось выше, признает поверхностные воды и покрытые ими и сопряженные с ними земли (дно и берега водного объекта) в качестве единого водного объекта. Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются в соответствии со ст. 35 ВК государственной собственностью (федеральной или собственностью субъектов РФ). Приватизация таких водных объектов и соответственно земель водного фонда запрещена: водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам (ч. 4 ст. 35 ВК). 
Статья 90 ЗК к землям природно-заповедного фонда относит земли заповедников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологических парков, ботанических садов. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 2) признает особо охраняемые природные территории в зависимости от их значения (федерального, регионального или местного) соответственно собственностью РФ, субъекта РФ или муниципальных образований. Прямой запрет на передачу земельных участков, находящихся на данных территориях, а также иных видов земельных участков в собственность граждан и юридических лицпредусмотрен законодательством, регулирующим вопросы приватизации земель.

 
Так, согласно п. 2 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности» и разд. 4 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535,* не подлежат продаже находящиеся в государственной (муниципальной) собственности незастроенные земельные участки; участки сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фонда; особо охраняемых земель, для которых законодательством РФ установлен особый режим приватизации; зараженные опасными веществами и подвергшиеся биогенному заражению; земли общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и иные участки,. отнесенные в соответствии с законодательством к землям общего пользования); расположенные в морских, речных и воздушных портах федерального значения либо отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития.

* СЗРФ. 1994. №  13.Ст. 1478.

Кроме этого, следует иметь  в виду, что законодательство некоторых субъектов РФ не предусматривает права частной-собственности на земельные участки. Использование земли допускается на основании иных титулов прав на землю. 
Субъекты права частной собственности на землю. Часть 2 ст. 35 Конституции РФ предусматривает, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Таковы конституционные нормы, определяющие круг субъектов, которые имеют право обладать земельными участками на титуле права собственности.

 
Итак, какие конкретно лица могут  иметь в частной собственности  земельные участки? В ст. 35 Конституции  РФ использованы термины «граждане и их объединения». Тождественно ли понятие «объединение граждан» понятию «юридическое лицо»? Правовое содержание понятия «объединение граждан» раскрыто в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 1996 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах»*. В этом постановлении Конституционный Суд РФ признал, что объединения граждан — это юридические лица, которые созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ), и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ). Таким образом. Конституция РФ закрепляет право граждан и юридических лиц, созданных гражданами, иметь в частной собственности земельные участки.

* СЗ РФ. 1996. №  45. Ст. 5202.

Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных  отношений и развитии аграрной реформы  в России»* также признает юридических  лиц в качестве субъектов права частной собственности на землю. Согласно п. 2 Указа граждане и юридические лица — собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонд (капитал) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями.

* САПП РФ. 1993. № 44. Ст. 4191.

Для того чтобы иметь в  собственности земельный участок, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью. Правовой статус граждан как субъектов права собственности на землю определяется гражданским и земельным законодательством. Для того чтобы иметь в собственности земельный участок, владеть, пользоваться и распоряжаться им, гражданин должен обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью. 
Гражданская правоспособность — способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью (ст. 17 ГК). Содержание правоспособности определено в ст. 18 ГК. Применение данной общей нормы гражданского законодательства к сфере отношений собственности на землю означает следующее. Граждане могут иметь имущество, в том числе и земельные участки на праве собственности, с момента рождения; наследовать и завещать земельные участки; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью на земельном участке; создавать юридические лица, самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, которые могут иметь в собственности земельные участки; совершать любые, не противоречащие закону сделки, в том числе с земельными участками, и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. 
Важнейшим элементом правового статуса гражданина является дееспособность — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК). Дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Только дееспособный гражданин имеет право распоряжаться своим земельным участком, продать его, сдать в аренду и т.п., приобрести земельный участок. 
Кроме гражданской правоспособности лицо должно обладать также земельной правоспособностью и дееспособностью, являющимися необходимыми условиями, позволяющими иметь в собственности земельный участок. Это требование основано на конституционной норме, содержащейся в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, предусматривающей, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

 
Земельное законодательство признает субъектами права частной собственности как тех лиц, которые непосредственно имеют в собственности земельный участок, так и тех, кто, имея по закону право Приобрести в собственность земельный участок, фактически это право не реализуют в силу каких-либо причин. В связи с этим следует различать понятия «субъект права частной собственности на землю» и «собственник земельного участка»*. Применительно к субъектам права частной собственности на землю можно говорить о земельной правоспособности лиц как абстрактной возможности осуществить свое право. Что касается собственника земельного участка, то это лицо, которое уже реализовало свою земельную правоспособность. Следует иметь в виду, что земельная правоспособность — не только условие приобретения права частной собственности на землю, но и важнейшее условие его реализации.

* Аналогичная  правовая конструкция впервые  была предложена О.С. Колбасовым  применительно к сфере регулирования  права водопользования. См.: Колбасов О.С. Теоретические основы права пользования водами в СССР. М., 1972. С. 41.

В действующем законодательстве предусмотрены случаи, когда определенные категории граждан наделяются также специальной земельной правоспособностью. Эти случаи касаются предоставления права на получение земельного участка, в том числе в собственность, при наличии определенных условий, предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом. Рассмотрим некоторые из них.

 
Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в ред. от 8 января 1998 г.)* гражданам, в том числе коренным жителям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям не менее 10 календарных лет, а работникам, получившим инвалидность (в том числе и по общему заболеванию) или профессиональное заболевание, — до истечения указанного срока предоставляется право по вновь избранному месту жительства на выделение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

* ВВС РФ. 1993. №  16. Ст. 551; СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 220.

Льготы на получение  земельных участков предусмотрены  Законом РФ от 15 января 1993 г. «О статусе  Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (в ред. от 30 июля 1996 г.)*.

* ВВС РФ. 1993. №  7. Ст. 247; СЗ РФ. 1996. № 32. Ст 3838.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 5 июля 1999 г.)* гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития, гарантируется внеочередное получение земельных участков и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов.

Страницы:12следующая →
Описание работы
Законодательные основы права частной собственности на землю. Восстановление права частной собственности на землю в России относится к периоду земельно-аграрной реформы начала 90-х гг. Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. «О земельной реформе»* (ст. 2) предусматривал, что земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции предоставляются государством в пользование, владение или собственность. Согласно ст. 4 этого Закона в собственность граждан могли передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. На этих земельных участках собственник имел право возвести жилой дом и хозяйственные постройки.
Содержание
содержание отсутствует