Право частной собственности на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 08:42, контрольная работа

Описание работы

Земельный вопрос для России, наверное, будет актуален всегда. В других странах, где мало земли и большое население, он не актуален, а для нас этот самый вопрос вечен и практически неразрешим. У нас мало земли? Площадь земельного фонда России 1709 млн. га. Даже в Москве и Московской области, которые традиционно считаются наиболее густонасе-ленными районами страны, жилой недвижимостью застроено всего 4,3% имеющейся площади. Создается впечатление, что основная цель законода-тельства – не регулирование земельных отношений, а наоборот.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
Глава 1. Правовые аспекты регулирования земельно-имущественных правоотношений .………………..…………..…………………………...…….
1.1. Развитие земельных правоотношений ………….……………..
1.2. Современная реформа и ее итоги ………..…………………….
Глава 2. Право частной собственности на землю ….………………………..
2.1. Формы собственности на землю …….………….……………..
2.2. Частная собственность на землю ……………….……………..
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы ………………………………………... 3

Работа содержит 1 файл

КР Право частной собственности .doc

— 422.50 Кб (Скачать)

Земельная реформа в РФ исходила из принципа социальной справедливости (известный лозунг "Все поделить!"), а не экономической эффективности: земля была разделена между работниками сельскохозяйственных предприятий на условные земельные паи, значительное количество паев получили пенсионеры и работники сельской социальной сферы, хотя было вполне очевидно, что работать на земле две последние группы вряд ли смогут, что и произошло на деле.

Результатом стало то, что только 10% собственников земли реально на ней работают, а 90% - всякое "социальное окружение".

Противники частной земельной  собственности оказались правы: "паявизация" обезземелила крупные сельскохозяйственные структуры, производящие основную массу сельскохозяйственной продукции: лишь 1% крестьян вышло из колхозов и совхозов и образовало фермерские хозяйства. Владельцы земельных долей передали в аренду 56,1 млн. гектаров (48,3%), остальные земли используются сельхозпредприятиями без надлежащего юридического оформления.

Следует согласиться в том, что начавшиеся в Российской Федерации процессы по передаче части государственных земель в частную собственность показывают, что частная собственность (во всяком случае, на современном этапе) является производной от государственной. Это выражается не только в формальной "передаче титула" от государства частным собственникам, но и в том, что вновь возникающее право частной собственности уступает по своему объему праву государственной собственности. Государственные органы определяют целевое назначение не только отдельных участков государственной земли. То же самое они делают и в отношении частных земель. Право государственной собственности на землю распространяется и на недра земли. Для частной собственности такое распространение ограничено, оно не затрагивает наиболее ценных видов полезных ископаемых.

Практика в наши дни показывает, что частная собственность на землю нуждается в государственной поддержке и в какой-то мере опеке, что связано в первую очередь с экологическими последствиями неправильной эксплуатации земли. Отечественный и зарубежный опыт регулирования частной собственности, безусловно, учитывается в земельном законодательстве.

 

 

 

Заключение.

Безусловно, земля, являясь важнейшим  видом недвижимого имущества, требует наиболее тщательной правовой регламентации, фундаментом которой выступают нормы Конституции РФ. В связи с этим, очевидно, что несвоевременность корректировки положений, регламентирующих защиту права собственности на землю, ведет к невозможности реализации субъектами права собственности на землю их прав и интересов, гарантированных Конституцией РФ, что, в свою очередь, приведет к невозможности успешного функционирования механизмов рынка земли.

Земля обладает ценностью, которая  отличает ее от любого другого материального объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве, является базисом для размещения производительных сил. Такая ценность предполагает концентрацию вокруг нее различного рода интересов субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности.

Конституция Российской Федерации  учла современную обстановку и гарантировала каждому свободу собственности. Принятые в ее исполнение федеральные законы и иные нормативные правовые акты также охраняют объекты собственности и детально регламентируют отношения в этой области гражданского права.

Таким образом, вопрос собственности  является одним из главных вопросов, определяющих существование и пути развития человеческого общества. Отношения собственности в России с развитием товарно-денежных отношений становятся все более важным элементом рыночной экономики.

Концепция развития Российского законодательства предусматривает последовательную реализацию конституционного принципа верховенства прав и свобод человека и гражданина, а также предполагает создание эффективного механизма их осуществления и защиты. При этом экономической и юридической основой конституционного строя России признаются право собственности и имущественные права. Эти права должны охраняться законом, предусматривающим различные гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и другие меры защиты. Успешное функционирование системы гарантирования имущественных прав субъектов гражданского оборота является абсолютно необходимым условием для эффективного функционирования рыночной экономики.

В связи с колоссальным развитием  всех отраслей жизнедеятельности российского  общества в постсоветский период, активнейшее развитие получили такие гражданско-правовые институты как частная собственность и свобода договора, которые повлекли за собой качественные изменения как в правовой системе страны в целом, так и в отдельных отраслях законодательства. Изменились законы и мышление многих граждан, у многих - появилась дорогостоящая собственность, в том числе и земельные участки.

Очевидно, что конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, то есть всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере.

Однако в настоящее время  на практике при соблюдении устанавливаемых законодателем требований в сфере земельно-правовых отношений, а также непосредственно при реализации своих законных прав на землю или осуществлении их защиты собственники земельных участков сталкиваются с серьезными трудностями. Данная ситуация обусловлена тем, что в настоящее время кроме Земельного кодекса Российской Федерации земельные правоотношения регулируются еще большим количеством законодательных актов федерального уровня, уровня субъектов РФ, местного уровня, разобраться в которых достаточно сложно. Ситуация усугубляется и наличием пробелов и противоречий в действующем земельном законодательстве, ставящих собственников и пользователей земли в тупиковые ситуации.

Таким образом, земельный вопрос продолжает оставаться в нашей стране одним из самых острых. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти по-прежнему пытаются в максимально возможной степени сохранить старый порядок землепользования, и его несовместимость с рыночной экономикой не принимается в расчет.

Не смотря на то, что одной из главных целей, осуществляемых в последние годы социально-экономических преобразований, является изменение земельного строя России, можно видеть непоследовательность в проведении земельной реформы, несовершенство законодательства.

Гражданский кодекс Российской Федерации, например, признает земельный участок недвижимым имуществом, но право собственности и иные вещные права на землю определяются в отдельной главе, вступление в силу которой связывается с Земельным кодексом Российской Федерации. Таким образом, с одной стороны, земельный участок выводится из-под действия общих положений гражданского законодательства о собственности, а с другой - не допускается применение специальных гражданско-правовых норм о земле, если это не соответствует земельному законодательству. С учетом того, что федеральные законы о земле претендуют на установление иного, чем в гражданском законодательстве, порядка решения земельно-имущественных вопросов, применение Гражданского кодекса Российской Федерации в этой части весьма проблематично. Отказ признать земельные участки недвижимостью не формально, а по существу влечет за собой установление вместо налога на недвижимость земельного налога и применение многих других не очень удачных юридических конструкций. Что касается указов Президента Российской Федерации, то они носят скорее программный характер и не способны заменить собой законы.

Такое развитие законодательства о  земле вызывает недоумение, поскольку создана конституционная основа для нормального правового регулирования земельных вопросов. Конституция Российской Федерации, с одной стороны, выделяет в российской правовой системе земельное законодательство в качестве самостоятельной отрасли, а с другой - подчеркивает необходимость определения порядка и условий пользования землей в федеральных законах. Нынешнее федеральное земельное законодательство чрезвычайно усложнено и запутано. Имеется множество федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, так или иначе затрагивающих земельные вопросы, но они бессистемны.

Тем временем сложившаяся  обстановка настоятельно требует выработки новых подходов к регулированию земельных вопросов покупки и продажи земельных участков. Земельное законодательство должно гармонизировать свободную экономическую деятельность и государственное управление, которые в настоящее время во многом несовместимы друг с другом. Без кардинального изменения взглядов на пути разрешения земельно-правовой проблемы окажется невозможным сформировать взаимосвязанную систему земельного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Конституция Российской Федерации / Консультант Плюс.
  2. Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации / Консультант Плюс.
  3. Гражданский кодекс РФ / Консультант Плюс.
  4. Земельный кодекс РФ / Консультант Плюс.
  5. Ветхий Завет / Интернет.
  6. Лекции по Древней Русской истории до конца XVI века / М.К. Любавский
  7. Градостроительный кодекс Российской Федерации / Консультант Плюс.
  8. Федеральный закон Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ / Консультант Плюс.
  9. Федеральный закон Российской Федерации "О землеустройстве" от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ / Консультант Плюс.
  10. Федеральный закон Российской Федерации "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ / Консультант Плюс.
  11. Федеральный закон Российской Федерации "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ / Консультант Плюс.
  12. Федеральный закон Российской Федерации "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ / Консультант Плюс.
  13. Федеральный закон Российской Федерации "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ / Консультант Плюс.
  14. Федеральный закон Российской Федерации "О личном подсобном хозяйстве" от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ / Консультант Плюс.
  15. Федеральный закон Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ / Консультант Плюс.
  16. Федеральный закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ / Консультант Плюс.
  17. Федеральный закон Российской Федерации "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ / Консультант Плюс.
  18. Федеральный закон Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ / Консультант Плюс.
  19. Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" / Консультант Плюс.
  20. Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы" / Консультант Плюс.
  21. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2287 "О приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" / Консультант Плюс.
  22. Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" / Консультант Плюс.
  23. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. № 278 "О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда" / Консультант Плюс.
  24. Земельное право: учебник. / Боголюбов С.А. М.: Юрайт-Издат, 2009. -
  25. Земельные ресурсы: состояние и проблемы / Гагарин А.И. ЭКО. - 2007. - № 10.
  26. Земельный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий / А.К. Голиченков, Г.А. Волков, О.М. Козырь. - М.: Агентство "Библиотечка "Российской газеты", 2002.
  27. Государственный доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2007 году. - М.: Роснедвижимость, 2008.
  28. Разрешение земельных споров по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. …д-ра юрид. наук: Федорова Ю.Н. 12.00.06. - Саратов, 2004.
  29. Земельное право: Учеб. пособ. для самостоятельной работы студентов юридических вузов, обучающихся по дистанционной форме образования / под ред. Г.В. Чубукова, Н.А. Волковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

 

 

 

 


Информация о работе Право частной собственности на землю