Основные положения землеустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:16, реферат

Описание работы

земля как предмет труда,орудия труда,всеобщее средство производства. Права гражданина обхватывают сферу отношений индивидума с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение собственных прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие страны в их реализации.

Содержание

1) Введение …………………………………………………………………..
2) Понятие основ правового статуса личности …………………………….
3) Концепция прав человека и её отражение в Конституции ……………..
4) Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства …..
5) Система конституционных прав, свобод и обязанностей …………….
6) Гарантии прав и свобод человека и гражданина …………………….
7) Заключение ………………………………………………………………..
8) Список использованной литературы …………………………………..

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 47.42 Кб (Скачать)
 
Содержание 

1) Введение …………………………………………………………………..

2) Понятие основ  правового статуса личности …………………………….

3) Концепция  прав человека и её отражение  в Конституции ……………..

4) Понятие и  конституционно-правовое регулирование  гражданства …..

5) Система конституционных  прав, свобод и обязанностей …………….

6) Гарантии прав  и свобод человека и гражданина …………………….

7) Заключение ………………………………………………………………..

8) Список использованной  литературы ………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Введение

            Многообразные связи права и личности более полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все главные стороны юридического бытия индивидума: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их ублажение. Это собирательная, аккумулирующая категория. В самом маленьком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В базе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.Е. Реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там не было права. Схожее неправовое состояние можно отразить понятием социально-нормативного статуса, т.Е. Такового, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей органической частью в дальнейшем стал правовой статус. Последний представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в базе всех других прав, закрепляемых другими отраслями права. В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина обхватывают сферу отношений индивидума с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение собственных прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие страны в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством - института гражданства (ст.6 Конституции РФ). Там, где речь идет о правах человека, употребляются формулировки “каждый имеет право”, “каждому гарантируется” и т.Д., Что подчеркивает признание прав и свобод за хоть каким человеком, находящимся на местности России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства. 
 
 
 
 

Понятие основ правового  статуса личности.

           Принципиальное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют базы правового статуса личности или, другими словами, базы правового положения (статуса) человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 Работающей Конституции российской Федерации:

«Права и свободы  человека и гражданина». В нормах данной главы конкретизирована одна из основ конституционного строя  России, которая провозглашена в  ст. 2 Конституции и в которой  устанавливается, что человек, его  права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность страны. Нормы данного института содержатся также в широкой системе законодательных актов, в которых детально раскрываются содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина. К таким актам относятся законы российской Федерации: «О гражданстве российской Федерации» (1991 г.), «О праве людей российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах российской Федерации» (1993 г.), Федеральные конституционные законы «О референдуме российской Федерации» (1995 г.), «Об Уполномоченном по правам человека в российской Федерации» (1997 г.) И многие другие.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют базы правового статуса личности, отражает более значимые, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин  выступает как субъект соответствующих  прав, свобод и обязанностей, которые  определены нормами конкретной отрасли. Всеми отраслями права предусмотрены  и условия его роли в качестве субъекта тех или остальных видов  правоотношений при реализации им своей  правоспособности.

по другому говоря, правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

Конституционное право  выполняет необыкновенную роль в  установлении правового положения  человека и гражданина.

неважно какая из других отраслей права закрепляет совокупность прав в обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, денежных, земельных и т.Д.

К предмету конституционного права относится закрепление  основ правового статуса личности. Это в прямой форме выражено в  ст. 64 Заключительной статье гл. 2 Конституции. В ней отмечается, что положения  настоящей главы составляют базы правового статуса личности в  российской Федерации.

Понятие основы» отражает, до этого всего, систему взаимоотношений  страны и личности. Оно включает в себя следующие элементы:

1) правовые установления, связанные с принадлежностью  к гражданству регулированием  отношений по поводу гражданства.  Гражданство -- один из основных частей правового статуса лица, определяющий его взаимоотношения с государством, то общее, основное, что необходимо для распространения на лицо всего размера прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица;

2) юридически закрепленные  общие принципы статуса личности. Они возникают во всех сферах  реализации правоспособности личности, независимо от того какой отраслью  права регулируется данное общественное  отношение. Речь идет о таких  принципах правового статуса,  как равноправие, гарантированность,  неотъемлемость прав и свобод, и др.;

З) главные права, свободы и обязанности. То есть те, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как  субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемую ее черту. Причем к таким  основным правам, свободам и обязанностям относятся не только более принципиальные для субъекта, но и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права. Главные права, свободы и обязанности составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей российского права.

Институт, устанавливающий  базы правового статуса личности, занимает принципиальное место в  системе конституционного права  российской Федерации, непосредственно  следуя за совокупностью норм, закрепляющих базы конституционного строя российской Федерации. Такая последовательность закономерна. Непосредственно базы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых  производно правовое положение человека и гражданина. Этим обусловлено и  соотношение первой и второй глав Конституции российской Федерации.

Нормы, закрепляющие базы правового статуса личности, тесно соединены с нормами  других конституционно-правовых институтов, причем эта связь взаимная.

Формирование, принципы деятельности органов гос власти и органов местного самоуправления базируются на основах правового статуса человека и гражданина и в свою очередь содержат соответствующие конкретные гарантии их реализации.

Концепция прав человека и ее отражение в Конституции.

Вопрос о правах человека в гражданина является составной  частью трудности фактического положения  личности в обществе и государстве. Этимологически и по существу совпадают  понятия <правовое положение» и «правовой  статус» личности, в которых отражаются все главные стороны юридического бытия индивидума: его потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений с государством. Положение личности в обществе определяется не только правовым нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом. Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса и относится лишь к ее качеству человека в гражданина, к связям личности только и непосредственно - государством, а не с обществом в целом. Но ее статус человека характеризует сходу в ее связь с государственно-организованным обществом. Если человек это разумное психофизиологическое или биосоциальное существо, живущее в обществе, то понятие «личность» как научная абстракция. Подчеркивает факт более полного отделения человека от природы, его опосредованное Отношение к природе, определяемое конкретно-историческими условиями и отличающееся определенным уровнем дела с обществом

Гражданин же то личность, работающая в политической жизни, имеющая  политические права, свободы в обязанности.

В самом общем виде правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение  личности в государстве в обществе. Принято выделять несколько видов  правового статуса 1) общий или  конституционный статус человека и  гражданина; 2) особенный или родовой  статус определенной категории людей; 3) личный статус, характеризующий пол, возраст, семейное положение в т. Д., 4) Статус иностранцев, лиц без  гражданства. Лиц с двойным и  тройным гражданством; 5) отраслевые правовые статусы (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и  др.); 6) Статус физического липа в т д.

принципиально выделить, что общий конституционный статус является единым в одинаковым для  всех людей страны, независящем от конкретных событий, т. Е. Базовым, исходным, делающим все остальные статусы  производными от него, дополняющими его. Если имеют место какие-то ограничения общего правового статуса личности, то они должны быть предусмотрены в принципах и нормах Конституции.

В структуру конституционного статуса личности как интегративного понятия входят следующие составляющие: 1)гражданство; 2) правосубъектность, включающая правоспособность и дееспособность; З) главные права, свободы, законные интересы и обязанности; 4) правовые принципы; 5) гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность. Сердцевину или основ правового положения личности составляют ее права, свободы, законные интересы и обязанности в их единстве Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. С. 7-23; Матузов Н.И. Право и личность. Н-Новгород. 1993. С223-225.

. Принципиальных  различий в социальном юридическом  значении в соотношении прав  и свобод в структуре правового  положения личности нет, то  есть свободы личности сходу  являются и ее правами.

Юридическое выражение  трудности прав человека имеет в  своей базе вопрос о характере  распределения социальных возможностей и обязанностей меж людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности. Конкретизируется он в понимании соотношения социальной действительности и ее правового выражения применительно к статусу личности. В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека. Согласно первому права человека и гражданина -- это его естественные прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т. Е. Неотчуждаемые, а с другой -- связывающие правительство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле есть «мера всех вещей», т. К. Он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему хорошим правителем или законодателем.

Второй подход - позитивистский -- исходит из того, что права человека производны от страны, которое по своему усмотрению обрисовывает их вид, содержание и размер, т. Е. «дарует» их человеку и гражданину. Каждый из этих подходов отражает фактическое положение дел, но страдает односторонностью Туманов В.А. Учение о праве. Н-Новгород. 1993. С. 11-21; Мальцев Г.В. Права и свободы человека. М., 1995. С. 217-219. «Гуманный пафос школы естественного права, отстаивавший неотъемлемость прирожденных прав человека, постоянно приходит столкновение с реалиями общественной жизни. Позитивистский подход принижает роль человека, утверждает примат страны над личностью». Истина, как постоянно, находится в центре. Институт прав и свобод в его естественно-правовой трактовке обязует государственную власть признать и обеспечить конституционными и другими юридическими, а также всеми другими гарантиями такие прирожденные права человека как: право на жизнь, на достойный и достаточный уровень жизни, на личную неприкосновенность, свободу и др. Но есть и такие права, которые получают реальное воплощение только благодаря гос власти, принимающей соответствующие законы, закрепляющие социальные, духовные и материальные права. К примеру, право на труд, право на роль в управлении делами страны, право избирать и быть избранным, свобода митингов, шествий и демонстраций и др. На базе марксистской доктрины вышло расширение каталога основных прав и свобод личности способом Включения в него социально-экономических прав: права на труд, права на социальное обеспечение, права на образование, права на забастовку и др.

Концепция прав личности, к примеру, в американской теории производна от обобщенной категории  «свобода» и соответствует общечеловеческой ценности наивысшего порядка -- свобода личности. Идеалом и принципом американской Конституции являются идеи философов ХVIII в. О народном суверенитете, ограниченном правлении и основных правах индивидума, всемерной охране свободы личности, которые в политико-правовом сознании слиты с идеей автономии, вначале, от рождения присущей каждому человеку. Последняя трансформируется в принцип народного суверенитета и общественного договора свободных самоуправляемых личностей с представляющим их интересы и формируемым ими государством, владеющим ограниченной властью, чтоб предотвратить посягательство на свободу и автономию личности. Неотчуждаемые права как раз и есть для охраны ее изначальной свободы и автономии, которые увязываются с материальным благосостоянием, а значит, с наличием частной принадлежности. Поэтому американская Конституция смотрится духовным сплавом, идеалом добродетели. Там имеется не только тщательно разработанная доктрина в области прав человека, но и формально-юридический механизм их защиты. Полностью четкая иерархия прав, признание неотъемлемых свобод и прав человека имеют место уже в декларации независимости Соединенных Штатов. Тем самым декларация независимости, а позже Конституция США 1787 г., Внесли многие элементы в современную концепцию правового положения личности, хотя Конституция сначало фактически не содержала положений о правах и свободах людей. В то время этот вопрос решался в конституциях штатов. Тут нельзя не упомянуть о том, что из числа полноправных людей тогда были исключены негры и индейцы. Права и свободы людей США в основном закреплены в первых 10 поправках, точнее дополнениях к Конституции получивших название «Билль о Правах», принятых пдльнотуция выглядетием, а зна- яются и ее правами.Ношении прав и свобод в структуре правового положения личности нет, те есть `ервым конгрессом в 1789 г., Ратифицировавшим 10 из 12 поправок, вступивших в силу 15 декабря 1791 г., А также последующими 26 поправками к Конституции Содержащиеся в Конституции США права и свободы по своему характеру относятся к политическим и личным. Среди них фактически целиком отсутствуют права и свободы. Последние фактически ограничиваются Положением поправки V о защите частной принадлежности. Работающая до настоящего времени Конституция США в итоге смотрится как документ, уступающий по многим чертам демократическим конституциям стран Западной Европы и других стран земного шара.

Во второй половине ХХ в. Получила признание естественно-правовая доктрина прав и свобод в сочетании  с «социальной» доктриной, установившей, что в Конституции закрепляются права и свободы, идущие как от природы человека, так и от природы  данного общества, т. Е. Теория естественного  права как бы пережила свое возрождение  и в то же время оказалась существенно  дополнена социально-экономическими и культурными правами. Произнесенное Можно подтвердить способом анализа французской Декларации прав человека и гражданина от 20 августа 1789 г., Являющейся фактически составной частью работающей Конституции 1958 г.:

«1. Люди возникают  и остаются свободными и равными  в правах. Социальные различия могут  быть основаны лишь на соображениях полезности.

2. мишень каждого  государственного союза составляет  обеспечение естественных и неотчуждаемых  прав человека. Таковы свобода, собственность сохранность и сопротивление угнетению.

4. Свобода состоит  в способности делать все, что  не приносит вреда другим ...».

Эти идеи восприняла и развила Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. В качестве общей нормы  для всех народов и всех государств. Первый пункт ее гласит: «Люди возникают  свободными и равными в достоинстве  и правах. Все они наделены разумом  и совестью ...». Таким образом, Всеобщая декларация. Принимает естественный закон как аксиому. Возрождение  естественного закона отражает потребности  последних 70 лет.

Наибольшие споры  в науке вызвало само деление  прав на политические и гражданские, с одной стороны, и социальные, экономические, культурные -- с другой. Так, декларация ООН закрепила, что каждый человек имеет право владеть имуществом и «никто не может быть произвольно лишен собственности». «Произвольно» нельзя лишать принадлежности, а по закону -- выходит можно. То же с правом на труд и на обеспечение в случае утраты работы. И тут противоречие очевидно: если у каждого есть право на труд, то не может быть безработицы, и напротив. Сталкиваясь с этими несообразностями и стремясь избежать противоречий, либералы дают исключить все социально-экономические и культурные права из перечня прав человека, ограничив его лишь политическими и гражданскими правами, но в конституциях стране восходящего солнца (ст. 27, 28, 29), Германии (ст. 12, 14), Италии и других государств эта мысль поддержки не нашла. В Конституции Италии заметно выделяются социально-экономические права и свободы. В ней говорится о двух формах принадлежности в стране -- гос и частной (ст. 42), О предоставлении государству достаточно широких возможностей для экспроприации частной принадлежности (ст. 43) И регулировании отношений в области земельной принадлежности, установлении ее пределов, преобразовании огромных поместий, поощрении мелкой и средней принадлежности (ст. 44). Государств может вторгаться в дела принадлежности «в общественных интересах» (ст. 42), «в целях общественной пользы» (ст. 43). Из социально-экономических прав, содержащихся в Конституции Италии, нельзя не выделить право на труд, которое республика признает за всеми гражданами, и поощряет условия, которые делают это право реальным (ст. 4).

Правовой статус личности, закрепленный в Конституции российской Федерации 1993 г., Основан на новой  концепции прав человека по сравнению  с предшествующими конституциями, базируется на международно-правовых документах. Последние устанавливают  общеправовые стандарты прав и свобод личности, определяющие тот уровень, ниже которого страны не могут опускаться. Дело в том, что права и свободы  человека окончили быть только внутренним делом страны. Сейчас они объект внимания всего международного общества. Универсальный набор прав и свобод, способный обеспечить нормальную жизнедеятельность человека, сформулирован в таких международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к интернациональному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). Благодаря этим документам человек стал субъектом международного права. Все страны, присоединившиеся к этим документам, оказались обязаны привести свое законодательство в соответствие с требованиями этих пактов, что создало ценность указанных международных актов над внутренним законодательством стран-участниц Поэтому каждый гражданин, политические или гражданские права которого нарушены, получил право обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН , если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты.

С принятием декларации прав и свобод человека и гражданина в 1991 г. В России начался период, в  рамках которого произошел поворот  правовой системы к признанию  и гарантированию прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности. Конституция РФ 1993 г. Закрепила новенькую  концепцию прав и свобод человека и гражданина, согласно которой гражданин  вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую  из взаимных прав и обязанностей, признается самостоятельным субъектом, способным  самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Конституция РФ стоит  на позициях признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их каждому от рождения (ч. 2 Ст. 17). В ней в первый раз получил закрепление принцип примата международного права, в частности в области прав человека (ч. 1 Ст. 17).

Конституция РФ содержит новое для конституционного законодательства положение об отношениях страны к  человеку и гражданину. Согласно ст. 2 Конституции: «Человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность  государства». Это исходное базовое  положение обрисовывает содержание и структуру специальной главы 2, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Содержащиеся в ней принципы и нормы значительно  расширяют круг прав и свобод с  учетом конституционного опыта цивилизованных государств и содержания международно-правовых актов о правах человека. Тут наряду с правами и обязанностями  людей в первый раз в отечественной истории нашли свое закрепление раздельно права человека, т. Е. Юридически признана категория «права человека». Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но не совпадают по своей природе и своему содержанию, так как отражают различные аспекты положения личности. Первое понятие подчеркивает неотчуждаемость прав личности как таковой, исходя к; присущих всем членам человеческого общества свободы и достоинства. Второе -- исходит из характеристики прав личности как гражданина страны обрисовывает его права и свободы в качестве такового. В конкретном перечне прав и свобод эти понятия в важной части совпадают, но не соединяются, сохраняя различия. Поэтому в большинстве статей права и свободы адресуются <каждому», в неких - «гражданину».

Налицо отказ в  Конституции РФ от классового подхода  и переход к закреплению правового  статуса личности, хотя этот принцип  был важнейшим и в прошедших  конституциях.

принципиальной чертой работающей Конституции РФ является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного  человека, а не только коллективного  субъекта как до этого в виде трудящихся и используемого народа или просто народа позже. Естественно, что коллективный субъект как таковой отрицаться не должен и не отрицается, если его  признание не ведет к игнорированию  личных прав и свобод каждого человека, признания его самоценности.

Следующей чертой Конституции  РФ 1993 г. Является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов  над интересами личности, о чем  уже говорилось выше при анализе  ст. 2 Конституции.

Целостность системы  прав человека и гражданина определяется системой принципов закрепления  и реализации их правового статуса. Имеются в виду те исходные начала, на базе которых осуществляются права, свободы и обязанности личности. Продолжая рассмотрение особенностей Конституции РФ, остановимся еще  на одной ее характеристике. Конституционное  выражение в ней по аналогии с  конституциями США, стране восходящего  солнца, Германии, Италии и других получили следующие принципы правового статуса  личности 1) равноправие; 2) неотчуждаемость прав и свобод; 3) непосредственное действие прав и свобод; 4) гарантированность прав, свобод и обязанностей; 5) признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров российской Федерации составной частью её правовой системы, что определило универсальный набор прав и свобод, способный обеспечить нормальную жизнедеятельность личности; б) запрещение злоупотребления правами и обязанностями; 7) запрещение на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

Относительно самостоятельное  значение, но обслуживающее правовой статус личности и даже органически  в него вплетаемое имеют нравственно-этические  принципы и нормы, следование которым  обязательно как для личности, так и для общества и страны. Это принципы выражаются или в виде правовых аксиом («дозволено все, что не запрещено законом» -- для людей и «разрешено только то, что прямо предусмотрено законом» -- для государственных служащих, в том числе работников правоохранительных органов, («человек - мера всех вещей» и др.), Или в форме религиозных постулатов (не убивай, не кради, не доноси, не лжесвидетельствуй и др.), Либо виде норм, закрепляющих общечеловеческие ценности и международно-правовые стандарты, в частности признание приоритета общепризнанных прав, свобод и законных интересов личности, а также возможностей их защищать, в том числе способом вмешательства мирового общества во внутренние дела тех государств, где права и свободы личности нарушаются. Это - незыблемые принципы и их пересмотр просит более авторитетного решения, чем даже принятие законодательного акта.

не считая собственных  людей на местности России, как  и других государств, постоянно или  временно проживают иностранные  граждане и лица без гражданства  Конституционн0 законодательство содержит нормы, регулирующие их взаимоотношения с государством. Работающим в части, не противоречащей Конституции РФ 1993 г., Является Закон о правовом положении иностранных людей в СССР от 24 июня 1981 г., Вступивший в силу с 1 января 1982 г. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется также гражданским и уголовным и уголовно-процессуальным таможенным законодательством, Законом о гос границе, Воздушным кодексом, Положением о въезде и выезде из российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания и др. Исходной является ст. 62 Конституции РФ 1993 г., Предусматривающей, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в российской Федерации правами и несут обязанности вровень с гражданами российской Федерации, не считая случаев, установленных федеральным законодательством или международным контрактом российской Федерации».

Определенные ограничения  в Правах, свободах и обязанностях иностранных людей и лиц без  гражданства установлены в самой  Конституции РФ 1993 г., Которая, как  уже отмечалось, употребляет разные категории субъектов правового  статуса: в одном случае употребляется  термин «каждый», включающий иностранцев  лиц без Гражданства и лиц  с несколькими гражданствами, в  другом -- «граждане российской Федерации» что означает, что конкретные права  и свободы, а также обязанности имеют только граждане российской Федерации. Соответственно иностранные граждане не пользуются избирательными правами, не могут служить в государственном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т. Д. Аналогичным образом этот вопрос решается в Конституциях других государств.

Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства

Условием, предпосылкой или элементом правового статуса  личности, а быстрее всего и  тем, и другим, является, как отмечалось выше, гражданство. Под гражданством в науке государственного права  принято понимать устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в  согласовании с которой на него распространяется суверенная государственная власть, как в пределах страны, так и  вне его границ. Правовая принадлежность человека к тому или иному государству  создает юридическое состояние  человека, в силу которого он обладает определенной совокупностью прав и  обязанностей, установленных законодательством  данного страны, и может пользоваться его защитой и покровительством. Другими словами, гражданство создает  взаимные права и обязанности  для человека и страны, т. Е. Непосредственно  с гражданством соединены самые  значимые последствия для обеих  сторон: размер прав, обязанностей и  ответственности страны и гражданина (см. Преамбулу Закона российской Федерации «О гражданстве российской Федерации»).

К основным чертам гражданства  относятся: 1) гражданство - правовое состояние, выражающееся, с одной стороны, в  его общем правовом нормировании, с другой - в личном документальном юридическом оформлении гражданства  каждого человека (паспорт гражданина, свидетельство о рождении, другой документ, содержащий указание на гражданство); 2) устойчивый характер отношений гражданства, имеющихся постоянно, как правило, от рождения до смерти гражданина, имеющих общий порядок прекращения, не допускающий одностороннего расторжения гражданства; 3) двусторонняя связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека; 4) распространение на гражданина суверенной власти страны как внутри страны, так за ее пределами.

В настоящее время  все дела по поводу гражданства регулируются конституциями государств и законами о гражданстве. Конституция российской Федерации 1993 г. И Закон о гражданстве  российской Федерации от 28 ноября 1991 г. С переменами, внесенными Законом  от 17 июня 1993г.

Конституционные базы гражданства развиваются и конкретизируются в законе «О гражданстве». В Преамбуле  его указано, что данный закон  призван обеспечить осуществлен  норм и принципов международного права и Конституции относящиеся к гражданству и правам человека, создание более благоприятных условий для каждого гражданина защиту и Покровительство людей находящихся за Пределами российской Федерации.

главные принципы гражданства, как правило, инсталлируются в конституциях, а их реализация подробно регулируется обыденными законами

обыденным представляется законодательство российской Федерации  об основных принципах отношений  гражданства:

1. Гражданство российской  Федерации является единым, т.Е.  Гражданин российской Федерации постоянно проживающий на местности республики в составе России, является гражданином данной республики и сходу гражданином России.

2. Гражданство российской  Федерации является равным независимо  от оснований и времени приобретения.

3. Доступность и свободный характер гражданства российской Федерации, что выражается, во-первых, в том, что каждый человек в российской Федерации, включая людей иностранных государств и лиц без гражданства, имеет право на гражданство, независимо от каких бы то ни было условий; во-вторых, наличие достаточно обыденного и легкого пути приобретения гражданства; в-третьих, в запрете на лишение гражданства и наличие права его изменять; в-четвертых, в допустимости двойного гражданства; в-пятых, в сокращении количества лиц без гражданства; в-шестых, в праве российских людей изменить гражданство; в-седьмых, в запрете на лишение гражданства, т.Е. На расторжение связей по инициативе страны в одностороннем порядке, без согласия гражданина.

4. Принцип приоритета  норм международного права и  международных договоров по вопросам  гражданства над государственным  законодательством.

5. Неотъемлемость  гражданства, что выражается, во-первых, в несвязанности гражданства с мерами наказания гражданина за совершенные правонарушения; во-вторых, в сохранении за гражданами РФ, проживающими за ее пределами, гражданства российской Федерации; в-третьих, в недопустимости высылки гражданина РФ за преде1ы российской Федерации.

6. Защита и покровительство  людей РФ, находящихся за пределами  российской Федерации. Это значит, что государственные органы РФ, ее дипломатические и консульские  учреждения, их должностные лица  обязаны содействовать тому. Чтоб  гражданам РФ была создана  возможность в полном объеме  употреблять все права и свободы,  установленные законодательством  страны, международными договорами  РФ и международными обычаями, а при необходимости принимать  меры по восстановлению нарушенных  прав людей РФ. Гражданин РФ  не может быть выслан за  пределы российского страны или выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по законам российской Федерации.

7. Почетное гражданство,  которое может быть предоставлено  лицу. Не имеющему российского  гражданства, но имеющему заслуги  перед Россией или мировым  обществом, с его согласия. Почетное  гражданство предоставляется Президентом  РФ.

Нормы законодательства о гражданстве по предмету регулирования  можно объединить в три группы:

а) регулирующие порядок  приобретения гражданства;

б) регулирующие порядок  прекращения гражданства;

в) регулирующие порядок  разрешения дел о гражданстве

Ст. 12 Закона о гражданстве  обрисовывает основания и порядок  приобретения гражданства РФ. Оно  приобретается: в итоге его признания; по рождению в порядка регистрации; в итоге приема в гражданство (натурализация); в итоге восстановления гражданства; способом выбора гражданства (оптация) при изменении местности РФ; по иным основаниям предусмотренным законом. К иным основаниям приобретения гражданства законодательство относит: усыновление, опекунство соглашение родителей о российском гражданстве дитя, предоставление авторитетного гражданства и др.

В качестве оснований  для прекращения гражданства  в Законе о гражданстве РФ закреплены: выход из гражданства; отмена решенI1й  о приеме в гражданство; выбор  гражданства (оптация) при территориальных  конфигурациях; по другим основаниям, предусмотренным международным  договорами российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным Законом  о гражданстве российской Федерации, К ним относится общее положение  согласно которому, если оба родителя прекращают гражданство России, их дети в возрасте до 14 лет следуют  гражданству родителей, т.Е. Тоже прекращают гражданство России. Имеет Место  рвение обеспечить однообразное гражданство  всех членов семьи.

Следует навести внимание на то, что в первый раз в отечественной  практике в ч. З ст. 6 Конституции РФ установлен запрет на лишение гражданина России его гражданство. Никакой государственный орган, никакое должностное лицо не могут сделать это ни при каких обстоятельствах, так как лишение гражданства противоречит естественным правам человека и является антигуманным. В прошлые годы нашей стране существовал институт лишения гражданства. Он был предусмотрен Законом о гражданстве СССР 1978 г. И мог применяться по решению Президиума Верховного Совета СССР в исключительных вариантах по отношению к лицам, совершившим деяния, порочащие звание российского гражданина. В настоящей действительности лишение гражданства имело место главным образом в отношении лиц, не удобных режиму, а потому не угодных ему (диссиденты).

.Действующее законодательство  российской Федерации знает различные  формы восстановления в гражданстве: 1) в порядке регистрации; 2) способом  признания компетентными органами  факта восстановления и 3) по  ходатайству лица. Эти формы назывались  в числе вероятных вариантов  приобретения гражданства, но  заслуживают специального обозначения  и поэтому выделены тут.

В Законе о гражданстве  РФ есть особая глава, посвященная регулированию  гражданства детей при изменении  гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, в нормах которой достаточно полно учтены интересы детей в различных жизненных  ситуациях. По общему правилу гражданство  детей в возрасте до 14 лет следует  гражданству родителей. Гражданство  детей в возрасте от 14 до 18 лет  изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. Для конфигурации гражданства детей в этом случае не требуется согласия родителей.

В системе органов  страны, решающих вопросы гражданства, основными возможностями обладает Президент (п. «а» ст. 89 Конституции  РФ). По вопросам гражданства Президент  издает указы. Все другие органы, связанные  с решением этих вопросов, в том  числе органы внутренних дел, выполняют  вспомогательную работу.

В решении вопросов гражданства принимают роль, как  уже отмечалось, также органы внутренних дел, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства  и консульские учреждения. Они  обладают одинаковой компетенцией по вопросам гражданства, с той лишь различием, что Министерство внутренних дел и его органы принимают  такие решения в отношении  лиц, проживающих на местности российской Федерации, а Министерство иностранных  дел и его органы -- в отношении лиц, живущих за ее пределами.

В их функции входят: прием заявлений и ходатайства  по вопросам гражданства РФ; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству РФ; воплощение регистрации приобретения или прекращения  гражданства РФ в предусмотренных  Законом вариантах.

Гражданство российской Федерации считается приобретенным  или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом  или издания Указа Президента РФ. Срок рассмотрения ходатайств в  ведомстве Президента -- не более 9 месяцев. Решения обжалованию не подлежат, но через один год может быть повторное ходатайство. Решения исполняются органами внутренних дел или иностранных дел рубежом.

Система конституционных  прав, свобод и обязанностей.

Одна из сущностных черт правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент -- права, свободы и обязанности личности. «Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.Е. То качество жизни, которое обеспечивает правительство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав -- эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства» Венгеров А.Б. Теория страны и права. Часть I. Теория страны. М., 1995. С. 98..

Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и  обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах  и нормах всего текущего законодательства. В то же время конституционное  законодательство содержит главные  права, свободы и обязанности, образующие конституционный статус личности.

Считается, что существует набор событий, по которым одни права  и свободы закрепляются конституционно, другие -- в текущем законодательстве. К причинам закрепления их в Конституции принято относить: 1) значимость этих прав и свобод для человека и общества; 2) изначальный, прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод; З) верховенство конституционных (основных) прав и свобод, делающее все остальные права и свободы в той или другой сфере жизни (трудовые, социальные и т.Д.) Производными; 4) принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражданину, либо каждому гражданину; 5) всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, т.Е. Они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина; 6) главные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина; 7) они действуют на всей местности страны.

Конституционные права, свободы и обязанности постоянно  представляют собой систему. Все  они, закрепленные в 48 статьях 2-й главы  Конституции РФ в количестве 109 норм, выступают как некое единое целое, что обусловлено единством исходных принципов, до этого всего, равноправия  и социальной справедливости вытекающих из теории естественного права. Имеется  в виду формальное юридическое равенство, содержание которого составляют: равенство  прав, равенство обязанностей, равенство  перед законом и судом. Оно  формально потому, что не совпадает  с фактическим равенством в сфере  материальных, социальных и духовных благ. Равенство прав и обязанности  как содержание права, являющего  равной мерой, равным масштабом поведения  для неравных людей и выражается в принципе справедливости, под которым  понимается непринципиально какая  соразмерность (труда и вознаграждения за него, деяния и воздаяния, преступления и наказания и т. П.).

Отмеченное единство означает, что непредоставление или нарушение каких-либо прав и свобод влечет за собой нарушение других прав и свобод. Права и обязанности также тесно взаимосвязаны и должны корреспондировать меж собой. Правильно утверждение, что нет прав без обязанностей и обязанности, без прав.

По общему правилу, классификация правила свобод человека и гражданина возможна на базе определенных признаков (критериев) и постоянно  условна. Так, в зависимости от субъектов  их делят на права и свободы  человека и права и свободы гражданина. Размер или набор последних, как об этом уже говорилось выше, уже первого. В зависимости от вида субъекта -- на личные и групповые (коллективные). По их генезису -- на естественные (прирожденные) и производные от них (сформулированные в международных пактах). По характеру образования - на главные (конституционные) и дополнительные (конкретизирующие). По характеру предписания среди норм, содержащихся в Конституции РФ, можно выделить: 54 управомочивающие нормы, 5 -- обязывающих, 17 -- запрещающих и 33 -- специализированных, в том числе нормы-принципы, декларативные, коллизионные и др. Более распространенным классификационным признаком в науке конституционного (государственного) права является содержание прав и свобод человека и гражданина. Непосредственно по этому признаку все они делятся одними авторами на: личные права и свободы политические, социально-экономические; другими на: личные права и свободы политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и гражданина.

Далее остановимся  на характеристике основных прав и  свобод человека и гражданина, выделенных по критерию содержания.

1. Личные (гражданские)  права и свободы часто открывают  перечень прав и свобод человека  и гражданина, составляют базу  правового статуса и закреплены  в наибольшем количестве статей  конституций. Они более правильно  сформулированы, к примеру, в п. 2 Ст. 2 Германского Основного закона: «Каждый имеет право на жизнь и личную неприкосновенность. Свобода лица ненарушима. Вмешательство в эти права допускается только на основании закона».

Свобода индивидума обрисовывает его автономию и самостоятельность. Это в свою очередь неизбежно связано с личной независимостью и ответственностью личности за свои деяния.

Согласно главе 2 Конституции  РФ к данной группе прав относятся: право на жизнь, право на свободу  и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тайна  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и остальных сообщений, защита частной жизни лица, право  определения национальности, право  на внедрение родным языком, свобода  передвижения в места жительства, свобода совести.

Набор данной группы прав и свобод в науке конституционного права наделяют следующими чертами:

1) они являются  по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами человека, т.Е. Каждого, и не соединены  напрямую с принадлежностью к  гражданству страны;

2) они включают  право на охрану достоинства  личности, что ложит соответствующие обязанности на правительство и других людей и предполагает определенную этику и законность поведения государственных служащих, их уважительное, чуткое, внимательное, соответствующее правовым предписаниям отношение к людям, а равно требования к членам общества не нарушать права и свободы других;

3) особо значимы  и более уязвимы в их числе  права на неприкосновенность  личности, жилища, частной жизни,  тайну переписки, телефонных переговоров,  почтовых, телеграфных и остальных  сообщений.

Неприкосновенность  личности как личная свобода имеет  ряд проявлений. Она означает, что  никто не вправе насильственно граничить  свободу человека совершать любые  деяния, не противоречащие закону, не подвергаясь  какому-либо принуждению или ограничению  в правах со стороны кого бы то ни было. Институт неприкосновенности включает как физическую неприкосновенность (это сама жизнь, здоровье человека), так и духовную неприкосновенность (честь, достоинство личности).

Неприкосновенность  жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих  в нем лиц, по другому как в  вариантах, установленных федеральным  законом, и на основании судебного  решения. Закон разрешает проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц в двух ситуациях: 1) при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожар, землетрясение, наводнение, обвал, авария водопровода, канализации, повреждение электропроводки. Тепло- и газоснабжения, при подозрении, что обладатель дома (квартиры) умер и в других схожих вариантах; 2) при защите правопорядка (для раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу; получения сведений о преступлении и подозреваемых в его совершении лицах при проведении оперативно-розыскной работы; пресечения преступлений и остальных правонарушений в рамках административного права; выполнения приговоров и других судебных решений) Конституции российской Федерации. Комментарий (под общей ред. Топорнина Б.Н., Батурина Ю.М., Орехова Р.П.) М., 1994. С. 163-166..

В Конституции РФ 1993 г. В первый раз закреплено право  человека неприкосновенность частной  жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и хорошего имени.

В век научно-технического прогресса особо ценным является право каждого человека на тайну  Переписки, телефонных переговоров  почтовых, телеграфных и остальных  сообщений. Ограничение этого права  допускается только на базе судебного  решения.

Право определения  своей национальности в первый раз  в истории России возведено в  ранг конституционной свободы. Никто  не может быть принужден к определению  и указанию своей гос принадлежности.

В согласовании с  общепринятыми принципами и нормами  международного Права каждому, кто  законно находится на местности  РФ, представляется свобода передвижении и места жительства

Важнейшими духовными  правами человека являются: свобода  совести, свобода вероисповедания. Правительство не вмешивается в  вопросы определения человеком  собственного дела к религии. В то же время, в согласовании с ч. 3 Ст. 18 Пакта о гражданских и Политических правах и общим Принципом Конституции РФ, право на свободу вероисповедания связано с обязанностью уважать права и свободы других лиц, законы страны, общественную сохранность, здоровье и мораль общества.

2. Политические права  соединены с обладанием гражданств страны и в различие от личных прав, адресованных в конституциях «каждому», принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин как индивидум, участвует в осуществлении гос политической власти. Применительно к политическим правам правосубъективность в полном объеме наступает с 18 лет.

Формами непосредственного  воплощения гражданами политической гос власти являются: референдумы, всенародное голосование по вопросам гос и местной жизни, все виды роли в выборах в органы гос власти и местного самоуправления.

Формами деяния людей  на политическую государственную власть всех уровней являются: влияние избирателей  на собственных депутатов, выражение  общественного представления по всем вопросам внутренней и наружной политики. К принципиальным средствам  проявления активности людей относятся: обращения лично и через коллективы в государственные органы и органы местного самоуправления по личным и  общественным делам и для защиты собственных прав. Граждане имеют  равный доступ к гос службе всех видов. За каждым из них закреплено право на объединение в общественных организациях, включая право создавать политические партии для непосредственного решения государственных заморочек, профсоюзы для защиты собственных производственных, социальных и других интересов, награды установленных целей и т. Д.

3. Права и свободы,  входящие в группу социально-экономических,  являются основой всех остальных  прав и свобод и поэтому  образуют необыкновенную группу  основных прав и свобод человека  и гражданина. В их число входят  культурные права, которые в  силу относительной самостоятельности  можно выделить и в самостоятельную  группу. Они относятся к таким  принципиальным сферам жизни  как собственность трудовые дела  здоровье, отдых, образование и  служат обеспечению материальных, духовных, физических и других  социально принципиальных особенностей  и интересов личности. Их реальность  делает правительство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный  уровень жизни человека, его свободное  развитие. В ст. 7 Конституции РФ, включенной в содержание основ  конституционного строя России, закреплены положения определяющие  экономические социальное и культурные  права человека и гражданина  к ним, согласно Конституции  РФ, относятся: право на предпринимательскую  деятельность (п. 1 Ст. 34); Право на частную собственность (ст. 35); Право на землю (ст. 36); Свобода труда и право на труд в надлежащих условиях (ст. 37); Право на отдых (ч.3 Ст. 37); Охрана семьи (ст.38); Право публичного обеспечения (ст. 39); Право на Жилище (ст. 40); Право на охра1 у здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); Право на благоприятную окружающую среду (ст, 42); право на образование (ст. 43); Свобода научного, технического, литературного художественного и других видов творчества, преподавания (ч.1,2 Ст. 44); Право использования учреждениями культуры (ч.3 Ст. 44).

Конституционно-правовой статус личности

Информация о работе Основные положения землеустройства