Городские земли как объект исследования и управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:52, реферат

Описание работы

Рассмотрены вопросы связанные с практическим определением права собственности на городские земли, разграничением земель городов, находящихся в муниципальной собственности по территориальным уровням управления, совершенствованием системы управления имущественно-земельным комплексом города, разграничением функций управления городской недвижимостью между различными ветвями власти, определением дифференцированного норматива платы за городскую территорию в зависимости от рыночной стоимости земли, проведением оценки городских земель, развитием рынка городских земель, созданием инфраструктуры этого рынка.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 66.42 Кб (Скачать)

Собственник земельного участка  вправе передать земельный участок  или его часть гражданину, юридическому лицу, а также государству или  муниципальному образованию по договору дарения. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления не вправе отказаться от земельных участков, переходящих к ним в порядке  дарения, за исключением случаев  дарения земельных участков, несущих  опасность для жизни и здоровья граждан, животного и растительного  мира или обремененных долгами, превышающими стоимость земельных участков.

С развитием рыночных отношений  все большее значение в предпринимательской  деятельности приобретает аренда —  форма договорного, срочного и возмездного  владения и пользования землей.

Аренда земли — это  основанное на договоре временное пользование  землей в хозяйственных целях.

В многоукладной экономике  аренда является наиболее распространенной и перспективной формой землепользования. Арендаторами земельных участков становятся, как правило, наиболее предприимчивые и компетентные люди.

Местные органы власти городов  России используют аренду как основную форму предоставления земель в черте  поселений. Вместе с тем земельные  участки, принадлежащие на праве  собственности муниципальным образованиям, занятые государственным, муниципальным  или частным жилым фондом, не могут  быть переданы в аренду иным гражданам  и юридическим лицам, за исключением  лиц, проживающих в домах этого  жилого фонда и их объединений. Предоставление земельных участков из муниципальных  земель в аренду для коммерческого  использования может быть обременено обязанностью безвозмездной передачи здания, строения, сооружения в муниципальную  собственность по окончании обусловленного договором срока коммерческого  использования.

Договор аренды зданий, строений, сооружений, а также предприятий  не считается заключенным, если в  нем не оговорены права арендатора на земельный участок.

Сделки с земельными участками  считаются заключенными с момента  государственной регистрации.

Сделки являются ничтожными или могут быть признаны недействительными  по основаниям, указанным гражданским  законодательством, в частности, если они совершены с нарушением требований земельного законодательства или под  влиянием заблуждения, обмана, угрозы, насилия, злонамеренного соглашения о  занижении цены сделки.

Использование земли в  Российской Федерации платное. Формами  платы за землю являются земельный  налог, арендная плата, нормативная  цена.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным  налогом. Земельный налог относится  к общеобязательным и взимается  на всей территории России. Земельный  налог устанавливается на рентной  основе исходя из плодородия почв, других природных и экономических условий, местоположения земельного участка  и не зависит от результатов хозяйственной  деятельности собственника, владельца, пользователя земли и устанавливается  в виде стабильных платежей за единицу  земельной площади в расчете  на год.

Конкретный размер земельного налога устанавливается органами местного самоуправления в соответствии со средними ставками земельного налога по региону  и коэффициентами увеличения, определенными  в Законе РФ «О плате за землю».

 

Ставки земельного налога зависят от следующих факторов:

 

 - категории земель, критерием является целевое назначение земель;

 

 - местоположения, ставки налогообложения определяются с учетом комплексной   экономической оценки территории, основанной на всесторонних исследованиях   ценности земель по зонам. Дифференциация обусловлена многими факторами, в том   числе условиями транспортной доступности, близости к центру, экологическим состоянием, престижностью и др.;

 

 - размера земельного участка, он должен быть обоснованным и минимально необходимым. Утверждается в соответствии с нормами отвода земель для жилищного строительства, предпринимательской деятельности.

 

Сумма земельного налога определяется по формуле :

 

Нз = S Si x Сi x Кi х Лi , (3)

 

где: Нз — сумма земельного налога; S — площадь земельного участка; C — ставка земельного налога по земле  соответствующего назначения (с учетом ежегодных повышающих коэффициентов); К — коэффициенты корректировки  ставки земельного налога, устанавливаемые  местными органами власти (индекс градостроительной ценности); Л — коэффициент налоговых льгот; n — количество земельных участков соответствующего назначения (i).

Юридические лица, с которых  взимается земельный налог, рассчитывают его самостоятельно до 1 июля и оплачивают равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Сумму земельного налога (арендной платы) за земли, связанные  с основной деятельностью, относят  на себестоимость продукции и  издержки обращения. Закон РФ « О  плате за землю» (ст.12) предусматривает  льготы в оплате за использование  земли.

Для определения земельного налога периодически проводятся рентные  оценки земельных участков на основе учета дополнительного дохода, образующегося  за счет местоположения земельного участка  и развития инфраструктуры территории.

 

Лица, имеющие земельные  участки, суммарная площадь которых  превышает предельные размеры, установленные  земельным законодательством, облагаются прогрессивным земельным налогом  на ту часть земельного участка, которая  превышает предельный размер. Ставки прогрессивного земельного налога устанавливаются  законами субъектов Российской Федерации  или нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (по принадлежности земель) посредством введения повышающих коэффициентов  к утвержденным ставкам земельного налога на земли данного целевого использования.

За земли, переданные в  аренду, взимается арендная плата. Арендная плата за землю городов устанавливается  договором между муниципальными органами и пользователем земли. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются  договором и по действующему законодательству этот размер не ограничен (кроме земель сельскохозяйственного назначения). Объектом данных договоров является весь земельный участок с его  инфраструктурой, природными и иными  объектами.

Лица, получившие по договору участок, имеют право на доход, возникающий  в результате его эксплуатации. При  аренде земель, находящихся в муниципальной  собственности, органы власти устанавливают  базовые ставки арендной платы по видам использования земель и  категориям арендаторов (отечественные, иностранные и т.д.). Ставка арендной платы должна определяться в соответствии с комплексной экономической  оценкой городских территорий, величина которой дифференцируется от различных  качеств (местоположение, престижность, развитость инфраструктуры).

Арендная плата (Ап) за городские  земли включает затратную (условно-постоянную) ( За ) и рентную (Ра) составляющие:

 

Ап = За + Ра , (4)

 

Затратная составляющая отражает фактические и будущие затраты  на городскую инфраструктуру, т.е. позволяет  обеспечивать расширенное воспроизводство  инженерной, природоохранной и социальной инфраструктуры города в целом.

Рентная часть формируется  из внутригородской и внегородской ренты.

Внутригородская рента отражает преимущества участка по местоположению и его ценности. Внегородская рента  фиксирует превосходство в природно-географическом и экономическом развитии города по сравнению с другими городами страны.

Арендная плата выражается обычно в периодических (месячных, квартальных, годовых) денежных платежах. Размер арендной платы устанавливается на один год  с последующей корректировкой в  сторону повышения, что связано  с уровнем инфляции.

 

Расчет арендной платы  может быть представлен в виде:

 

Ап = С х r х Кр х S , (5)

 

где: Ап — величина арендной платы для конкретного участка; С — стоимость единицы территории, определенной с помощью различных  методов оценки земли; r — ставка капитализации или норма годовых  отчислений; Кр — коэффициенты регулирования  отдельных видов деятельности; S — площадь арендуемого участка.

Для покупки и выкупа земельных  участков в случаях, предусмотренных  законодательством РФ, а также  для получения под залог земли  банковского кредита устанавливается  нормативная цена земли.

Нормативная цена земельного участка — показатель, характеризующий  стоимость участка определенного  качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный  срок окупаемости. Нормативная цена земли применяется для обеспечения  экономического регулирования земельных  отношений при передаче земли  в собственность гражданам, передачи по наследству, дарении, получении банковского  кредита. Нормативная цена земли  по конкретным участкам определяется по формуле:

 

Цн = 200 х Нз х К1 х К2 , (6)

 

Где: Цн — нормативная  цена земли; 200 — повышающий коэффициент  по России; Нз — земельный налог  для данного участка (с учетом повышающих коэффициентов); К1 — повышающий коэффициент, устанавливаемый органами власти субъектов РФ (до 75 % от рыночной цены); К2 — повышающий коэффициент, устанавливаемый администрациями  районов и городов (до 25 %). Для  определения нормативной цены земельных  участков под приватизированными предприятиями — 200-кратный размер земельного налога снижен до 10 -кратного, что направлено на наращивание инвестиций в экономику.

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального  использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий  хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Средства от платежей за земельные участки, расположенные  на территории муниципального образования, поступают в местный бюджет и  могут быть частично централизованы соответственно в бюджет субъекта Российской Федерации и федеральный бюджет. Платежи за земельные участки  направляются на финансирование мероприятий  по использованию и охране земель, повышению плодородия почв, освоению новых земель, социальному и инженерному  обустройству поселений, межселенных  территорий, ведению государственного земельного кадастра, землеустройства, мониторинга и контроля земель, районирования  земель, территориального планирования использования земель, зонирования  земель и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общеизвестно, что реальность и эффективность местного самоуправления определяется прежде всего материально-финансовыми  ресурсами, имеющимися в их распоряжении. Отсутствие достаточных финансовых средств в бюджетах городов заставляет власти города совершенствовать бюджетную  и налоговую политику. И в первую очередь это установление платежей за пользование природными ресурсами  и, в частности, платы за городские  земли.

Управление земельными ресурсами  городов на современном этапе  связано, прежде всего, с практическим определением права собственности  на городские земли, разграничением земель городов, находящихся в муниципальной  собственности по территориальным  уровням управления, совершенствованием системы управления имущественно-земельным  комплексом города, разграничением функций  управления городской недвижимостью  между различными ветвями власти, определением дифференцированного  норматива платы за городскую  территорию в зависимости от рыночной стоимости земли, проведением оценки городских земель, развитием рынка  городских земель, созданием инфраструктуры этого рынка.

Вместе с тем, чтобы  понять проблемы сегодняшнего и завтрашнего  дня современного города, необходимо также иметь четкое представление  о градообразующих факторах каждого  административно-территориального образования, возможностях влияния средствами управления и права на состояние развития города, его окружающей природной  среды.

От того, насколько оперативно, эффективно и удачно будут решены эти вопросы, будет зависеть градостроительная, социальная и бюджетная политика города, реализация социально-экономических  приоритетов городского развития. В  рамках учебного пособия студентам  специальности 061000 «Государственное и  муниципальное управление» даются общие сведения и представления  о деятельности землепользователей в городе, рациональном использовании  земель поселений и системе управления муниципальными землями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской  Федерации. — М.: Новая школа, 1995.

 

  2. Гражданский кодекс  Российской Федерации. — М.: Юридич. лит., 1996.

 

  3. Закон РФ « О  плате за землю». — М.: Юридическая  литература, 1997.

 

Информация о работе Городские земли как объект исследования и управления