Аграрные отношений в первой половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:41, реферат

Описание работы

Сельское хозяйство — одна из приоритетных отраслей народного хозяйства, в которой процессы производства, распределения,·, обмена и потребления имеют свои особенности, а действие экономических законов приобретает специфические формы.
Для большинства населения планеты сельское хозяйство остается наиболее важной отраслью производящей продовольственные товары.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Р1.docx

— 32.44 Кб (Скачать)

      МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

      ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГЙ ПОЛИТИКИ И  ОБРАЗОВАНИЯ

      ФГОУ  ПО ВОЛГОГРАДСКАЯ ГСХА 

      Кафедра «экономическая теория и сельская кредитная  кооперация»

       

      Дисциплина  «история аграрных отношений» 
 
 

        Реферат

       

      На  тему: «Аграрные отношений в первой половине 19 века» 
 
 
 

      Выполнила: студентка гр Бух 22

      Ли  А. П.

                                                                   Проверил: Караулов С. С.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Волгоград 2010

      Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Сельское  хозяйство — одна из приоритетных отраслей народного хозяйства, в  которой процессы производства, распределения,·, обмена и потребления имеют свои особенности, а действие экономических  законов приобретает специфические  формы.

Для большинства  населения планеты сельское хозяйство  остается наиболее важной отраслью производящей продовольственные товары. Из 6 млрд населения земного шара, проживающего в странах с низким уровнем  экономического развития, сегодня голодает около 1 млрд чел. Проблема обеспечения  продуктами питания достаточно остро  стоит для сотен миллионов  людей в различных странах. Сельское хозяйство является основной сырьевой базой для пищевой и легкой промышленности. Кроме того, в этой отрасли происходит непосредственное взаимодействие человека с природой, от которого в значительной мере зависит  здоровье человека, его психологическое, нервное, эмоциональное состояние. Сельское хозяйство, возникшее на заре человеческой цивилизации, наиболее быстрыми темпами развивалось в последние два столетия. Если в середине XVIII в. в сельском хозяйстве было занято около 80 % совокупной рабочей силы, то в конце XIX — начале XX в. в развитых странах мира в этой отрасли трудилось уже около 40 %, а примерно 35 % — в промышленности.

Аграрная  экономика страны в первой половине XIX в. продолжала развиваться. Сельско- хозяйственной производство возрастало. На внутреннем и внешнем рынках увеличился спрос на сельскохозяйственную продукцию  в связи с ростом населения, городов  и развитием промышленности. В  связи с развитием промышленности, ростом городов и увеличением  экспорта менялась структура аграрного  производства.  Расширялись посевы технических культур (лен, конопля, табак, сахарная свекла, хмель), являвшихся промышленным сырьем. Все больше сеялось  не "серых хлебов" (ржи, ячменя, овса и др.), а пшеницы - предмета зернового  экспорта, получившего спрос и  внутри страны.

Сельское  хозяйство

В первой половине XIX века сельское хозяйство  оставалось главной отраслью российской экономики. Примерно 90% населения страны составляли крестьяне. Развитие сельскохозяйственного  производства происходило в основном экстенсивными методами, за счет расширения новых посевных площадей, которые  увеличились за полвека на 53%, преимущественно  в южных и восточных районах. Внедрение новых методов обработки  почвы, новых сортов сельскохозяйственных культур происходило очень медленно, урожайность хлебов в начале века составляла в среднем «сам-три», «сам-четыре», то есть при посеве одного пуда собирали три-четыре пуда зерна.

Частыми были неурожаи, которые приводили  к массовому голоду крестьян, гибели скота.

Основной  агротехнической системой оставалось традиционное трехполье, кое-где еще  сохранялась подсека (в Сибири), а  в степных районах – залежная система. Животноводство имело преимущественно  натуральный характер, то есть скот выращивался для домашнего потребления, а не продажу.

К середине XIX века сельское хозяйство начало постепенно изменяться. Расширялись посевы технических  культур – хмеля, табака, льна, а  в 1840-е годы значительно выросли  посевы картофеля, который стал не только «вторым хлебом» для крестьян, но и сырьем для пищевой промышленности. Увеличивались посевы новой культуры – сахарной свеклы, особенно на Украине  и на юге Черноземья. Появились  предприятия по переработке сахарной свеклы. Первый завод по производству свекловичного сахара был построен в Тульской губернии в 1802 году, к 1834 году было построено 34 завода, а в 1848 году их было свыше 300.

На  селе начали внедряться новые машины: молотилки, веялки, сеялки, жатки и  др. Увеличился удельный вес наемных  работников. В 1850-х годах их количество достигало 700 тыс. человек, в основном приходивших на сезонные работы в  южные, степные, заволжские губернии, в  Прибалтику.

Медленно  продолжался процесс специализации  отдельных регионов на производстве различных видов сельскохозяйственных культур: в Заволжье и в степных  районах России все больше внимания уделялось выращиванию пшеницы, в Крыму и Закавказье – виноградарству и шелководству, около крупных  городов – торговому огородничеству, птицеводству.

В первой половине XIX века основными категориями  крестьян были следующие: помещичьи, государственные  и удельные (дворцовые). Помещичьи  крестьяне составляли самую большую  группу. В 1850-х годах их насчитывалось  более 23 млн. человек обоего пола, в  том числе 1.5 млн. – дворовых и 540 тыс. – работавших на частных фабриках и заводах.

Удельный  вес крепостных крестьян в начале века составлял 40% по отношению ко всему  населению страны. В разных регионах страны соотношение барщины и оброка было различным, поскольку оно зависело от экономической характеристики губернии. Так, в центральном районе, где был высок уровень промысловых занятий крестьян, большое распространение получила оброчная система – от 65 до 90%.

Государственных (казенных крестьян к середине столетия насчитывалось около 19 млн. душ обоего пола. Им предоставлялись земельные  наделы, за которые они должны были, кроме государственных податей  и сборов, нести и феодальные повинности в виде денежного оброка. Этой категории  крестьян с 1801 года разрешалось приобретать  в собственность землю. Они могли  относительно свободно делать выбор: заниматься земледелием или ремесленным  производством, создавать свои небольшие  предприятия или переходить в  городское сословие. Однако, правительство  в любой момент могло перевести  их в военные поселения, подарить в собственность какому-либо дворянину, перевести в разряд удельных крестьян и пр.

Категория удельных крестьян занимала промежуточное  положение по своему правовому и  хозяйственному статусу между вышеупомянутыми  крестьянами. К середине XIX века их насчитывалось  почти два млн. душ обоего пола. Удельные крестьяне несли в пользу царской семьи оброк, платили  государственные налоги и отрабатывали натуральные повинности.

В 1820-х  годах становится очевидным, что  возможности развития помещичьих хозяйств, основанных на крепостном труде, практически  исчерпаны. Заметно снижалась производительность труда на барщине, крестьяне искали всяческие предлоги уклониться от нее. В то время как помещик был  кровно заинтересован в увеличении производства сельскохозяйственной продукции  на продажу, и в первую очередь  – зерна, крестьяне все меньше проявляли старания в работе.

Кризисные явления ощущали и те хозяйства, в которых преобладала оброчная система. По мере развития крестьянских промыслов среди работников росла  конкуренция, и заработки крестьян-оброчников падали, следовательно, они все меньше платили денежную ренту помещикам. Все чаще стали появляться помещики-должники, которые не могли вернуть долги  в кредитные учреждения. Так, если в начале XIX века в залоге находились всего 5% крепостных крестьян, то в 1850-х  годах – уже свыше 65%. Множество  имений продавались с молотка  за долги.

Аграрная  реформа: Столыпин   и   Дума.

Аграрные  реформы — это процесс трансформации  экономических отношений и, прежде всего, отношений собственности, в  сельском хозяйстве.

Столыпин  был назначен министром внутренних дел 26 апреля 1906 года. Депутаты I Думы были приняты царем на другой день - 27 апреля. Нет сомнений, что Столыпин получил свой пост под Думу в том смысле, что ему было доверено проложить политический курс в новых исторических условиях - обеспечить сожительство дотоле ничем не стесненного самодержавия с "народным представительством". П.А. Столыпин  начал политику успокоения народа. Меры были очень строгие - введение военно-полевых судов, где кучка офицеров решала судьбу человека. Частое применение армии "в помощь гражданской власти" На "успокоение" были брошены все силы правительства и временно удалось подавить революционное движение. Столыпин, проводя такую политику, был  просто необходим дворянству и классу имущих. За то время пока составлялись крестьянские запросы и проходили земельные бунты - община утвердилась как настоящий орган крестьянского самоуправления.

Земельный вопрос, оставшийся нерешенным, с собраний I Думы, автоматически появился на собравшемся заседании II Думы 20 февраля 1907 года. Нужно отметить, что предвыборная компания прошла не без вмешательства и давления на избирателей со стороны властей. Сенатские "разъяснения" исключили из числа избирателей большие группы крестьян и рабочих. Преследовались левые выборщики, запрещались избирательные собрания, масса манипуляций была предпринята и пущена в ход по части рассылок избирательных повесток, назначение дня и места выборов. Но несмотря на это, и хоть выборы проходили в обстановке спада революционного движения, II Дума оказалась более левой, чем первая.

Столыпин  не ограничивался реформами в  сельском хозяйстве, он обдумывал реформы местного управления, образования для малоимущих и крестьян. Речь, в которой затрагивались эти вопросы прозвучала в Думе 9 ноября 1908 года. Вскоре в Думе возник "Польский вопрос", он появился в 1910 году в связи с вопросом о западном земстве и выборах от западных губерний в Государственный совет.

         Сущность столыпинской аграрной реформы.

Аграрная  реформа включала в себя ряд взаимосвязанных  проблем, и все их решения пронизывала  красная нить- упор не на общину, а  на единоличного собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом.

Разрушению  крестьянской общины способствовал  не только указ от 9 ноября 1906 года, но и другие законы 1909- 1911 гг., предусматривающие роспуск общины и возможность его проведения решением простого большинства, а не 2/3, как это было раньше. После принятия указа 9 ноября Государственной Думой он поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему экономическому содержанию это были, безусловно, либеральные буржуазные законы, способствующие развитию  капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивные. Разные исследователи дают различную сущностную характеристику этих законов.

2.3. Содержание  столыпинской аграрной реформы   

Конкретные  меры аграрной реформы Столыпина  достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли". Более того, закон разрешил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен черезполосых земель - отдельный компактный участок- отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно- подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.

 Методы столыпинской аграрной реформы.

До  Столыпина правительство тоже старалось  помогать богатым крестьянам - достаточно вспомнить льготные кредиты Крестьянского банка. Заметим, что Столыпин, напротив, отводил главенствующую роль в деле государственного поощрения не кредитам(т.е. денежным средствам), а говоря современным языком, вещественным рычагам. Действительно, деньги крестьянин мог попросту пропить, стать жертвой дельцов, финансовых воротил и чиновников. Именно поэтому Столыпин старался реализовать помощь в натуральном виде. Во- первых, путем создания развитой инфраструктуры: в зонах переселения правительство строило железные дороги, водохранилища, колодцы, школы. Крестьянин также получал помощь в виде семян, скота, инвентаря- все это можно было использовать только в хозяйстве: продать все это в Сибири было некому. В связке "государство- крестьянин" исключался перекупщик- торговец.

Информация о работе Аграрные отношений в первой половине 19 века