Аудит в трудовой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проанализировать и научиться умело применять знание по контролю и аудиту на практике, квалифицированно использовать в будущий практической работе современные формы и методы контроля для предупреждения и ликвидации нарушений и недостатков, выявление резервов, эффективного использования закрепленных ресурсов; предоставить необходимые теоретические знания и практические навыки по контролю и ревизии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ…………..………3
1.1 Понятие и сущность аудита……………………………………………………………….……3
1.2. Этапы аудиторской проверки ………………………………………………………………….8
ГЛАВА 2. СБОР ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ…………………..…10
2.1. Основные источники информации……………………………………………………..….10
2.2. Обработка и анализ информации……………………………………………………………16
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа содержит 1 файл

аудит.doc

— 44.56 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………2

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ…………..………3

1.1 Понятие и сущность аудита……………………………………………………………….……3

1.2. Этапы аудиторской проверки ………………………………………………………………….8

ГЛАВА 2. СБОР ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АУДИТОРСКОЙ  ПРОВЕРКИ…………………..…10

2.1. Основные источники информации……………………………………………………..….10

2.2. Обработка и анализ информации……………………………………………………………16

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня, как  никогда ранее, особую актуальность приобретает проблема эффективного использования кадровых ресурсов предприятия.Сплоченная команда профессионалов может стать серьезным конкурентным преимуществом предприятия.Кадры - это один из ресурсов, эффективность использования которого, вносит свой в клад в общую эффективность работы предприятия.

  Целью  курсовой работы является проанализировать  и научиться умело применять знание по контролю и аудиту на практике, квалифицированно использовать в будущий практической работе современные формы и методы контроля для предупреждения и ликвидации нарушений и недостатков, выявление резервов, эффективного использования закрепленных ресурсов; предоставить необходимые теоретические знания и практические навыки по контролю и ревизии.

 

Объект - трудовой коллектив организации.

Предмет - аудит, как метод оценки персонала.

Были  поставлены следующие задачи:

1. Изучить   теоретические аспекты аудита  персонала организации. 

2. Охарактеризовать  критерии оценки деятельности  персонала. 

3. Провести  аудит персонала  «Фортуна».

 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА В  ТРУДОВОЙ СФЕРЕ

1.1Понятие и сущность аудита.

Аудит- это независимый контроль, производимый аудиторскими  организациями. Осуществляющими свою деятельность  на коммерческой основе за счет проверяемых предприятий. Помимо проверки финансово-хозяйственной деятельности, обоснованности себестоимости продукции и услуг, реализации продукции значительно место в аудите занимает  комплексный анализ хозяйственной деятельности, который может включать анализ социально- трудовых отношений и их соответствия с критериями действующего законодательства в России. С переходом к рыночным отношениям целями аудиторской деятельности   становятся проблемы экономичного и эффективного использования ресурсов рабочей силы Аудиторская деятельность призвана выявлять проблемы , возникавшие в организации . исследовать причины их появления, дать необходимые рекомендации по их устранению. Наиболее частой причиной  нестабильности организации является снижение внимания к проблемам управления персоналом. Персонал предприятия, принципы его организации, управления и деятельности - главный предмет и объект аудита  в трудовой сфере, а сам аудит выполняется в виде анализа системы социально-трудовых показателей.

Регулярное  проведение аудита  персонала позволяет  системно решать  проблемы  инновационности ,чувствительности, гибкости и адаптивности организации к ситуации.

 

Аудит в  трудовой сфере можно классифицировать по периодичности, полноте охвата, методам анализа. В зависимости от периодичности аудит бывает :

  • Текущий. Проводимый по заранее установленному регламенту за определенный период времени.
  • Оперативный. Проводимый по оперативному распоряжению руководства
  • Систематический. Проводимый в установленное время  и повторяющимися  через определенный  промежуток времени
  • Панельный. Периодичный анализ, использующий неизменные инструмент и методику 

применительно к тем же объектам и тем же группам  людей.

  • Разовый

В зависимости от полноты охвата изучаемых объектов :

  • Полный. Включает все объекты, проводится по всем аспектам использования труда.
  • Локальный. Проводится по определенным объектам.
  • Тематический. В анализ включены все объекты, а аудит проводится по определенной одной проблеме.

В зависимости  от методов анализа аудит бывает:

  • Комплексный. Применяется весь арсенал известных методов.
  • Сплошной. Анализ охватывает всю работу  работников предприятия, подразделения.
  • Выборочный. Исследованию подвергаются работники, выбранные по специальной методике-выборке.1

Аудит в  трудовой сфере может быть рассмотрен в трех основных аспектах:

1) организационно-технологическом,

2) социально-психологическом,

3) экономическом.

В организационно-технологическом  аспекте аудит представляет собой  проверку документации и анализ показателей, свидетельствующих о легитимности и эффективности деятельности предприятия. В отечественной экономике труда  анализ трудовых показателей на предприятиях всегда рассматривался как неотъемлемый элемент организации труда и  трудовых отношений. В этой сфере  был накоплен определенный конструктивный опыт, который может и должен быть эффективно использован. В западной практике аудит в трудовой сфере  обычно включает анализ данных, относящихся  к программам развития трудовых ресурсов, в том числе показателей текучести  кадров, жалоб, прогулов, невыходов  на работу, производственного травматизма, отношения персонала к работе и степени удовлетворенности  трудом.

В социально-психологическом  аспекте аудит в трудовой сфере - это оценка социально-трудовых отношений  на предприятии, включающая наряду с  изучением документации проведение самостоятельных опросов, анкетирований, индивидуальных и коллективных бесед, интервью с работниками различных уровней и категорий.

Таким образом выявляются оценка работниками социально-трудовых отношений на предприятии, основные факторы трудовой мотивации и резервы совершенствования деятельности фирмы с субъективных позиций.

Экономический аспект аудита в трудовой сфере - это  определение:

1) конкурентоспособности  предприятия в трудовой сфере,  которая оценивается путем сравнения  экономических и социальных показателей  деятельности предприятия с законодательно  установленными нормами и нормативами  или со средними и лучшими  в отрасли показателями на  аналогичных предприятиях;

2) эффективности  функционирования служб управления  трудовыми ресурсами, выявление  их роли в повышении конкурентоспособности  предприятия; 

3) экономической  эффективности самого аудита, сравнение  затрат на проведение аудиторской  проверки с ее результатами.

Подобно финансовым проверкам ревизия в трудовой сфере должна проводиться периодически, чтобы убедиться в выполнении поставленных задач. Анализ и оценка какого-то одного показателя или явления  в отрыве от других не дают желаемого  результата, - необходим комплексный  анализ, который предполагает изучение уровня и динамики любого отдельного показателя в тесной взаимосвязи  с изменениями уровня и динамики всех других. Наиболее эффективна проверка, предоставляющая полную и достоверную  информацию о результатах внедрения  программ управления и развития персонала, рассматриваемых как вклад в  решение стратегических задач организации.

Хотя обычно проверка программы развития трудового  потенциала сосредоточена на анализе  функционирования службы развития персонала  и ее отделов, в целом проверка не должна ограничиваться лишь этим. Она предполагает изучение организации управления персоналом на данном предприятии, включая анализ деятельности управляющего персонала на разных уровнях управления. Наибольшее внимание должно быть уделено оценке эффективности деятельности службы развития персонала на оперативном уровне в зависимости от ее влияния на поведение и отношение к работе сотрудников и объема его услуг менеджерам и служащим.

Ревизия сама по себе дает лишь необходимую информацию о состоянии дел на предприятии, которая реального практического  значения может и не иметь. Только подготовка на ее основе программы  преобразования социально-трудовых отношений  и разработка алгоритмов управленческих решений по практическому ее осуществлению  могут реально повлиять на эффективность  деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Этапы аудиторской проверки.

Основные  направления аудита конкретизируются для каждого отдельного предприятия  и зависят от целей аудита, от того , что хотелось бы знать ревизорам федеральных или муниципальный органов к руководителю для принятия управленческий решений.

Классический  набор аудиторский проверок может  включать такие направления,как анализ:

  • Результативности и эффективности использования персонала с точки зрения его потенциала
  • Уровня организации труда(рабочего места, распределения работ)
  • Динамики производительности труда
  • Состояния нормирования труда и влияния конкретных норм на выработки, обоснованности применяемых методов оценки труда и норм
  • Эффективности использования рабочего времени
  • Рациональности использования социально-трудовых отношений
  • Методов и систем повышения мотивации к труду
  • Эффективности систем оплаты и форм труда
  • Других направлений в сфере труда2

 

 

 

 

 

Аудит трудовых показателей осуществляется по плану и состоит как правило, из четырех стандартных этапов:

1. Подготовительный этап - определение целей проверки, предполагаемой эффективности для организации, подбор персонала (внутри или вне организации) для организации проверки, его обучение, разработка внутрифирменного документа (приказ, распоряжение), сроков, задач, инструктаж исполнителей, разработка плана сбора, предоставления и программы рассмотрения анализов информации.

2. Сбор информации - проверка документации и отчетности, беседы с сотрудниками, предварительная  обработка данных статистики.

3. Обработка  и анализ информации - информация  оформляется в виде таблиц, схем, диаграмм, вводится в ЭВМ. Анализ  и оценка данных о деятельности  персонала путем сравнения с  аналогичными особо преуспевающей  организацией, научно-обоснованными  нормативами, путем применения  методов экспертной оценки и  т.д.

4. Обобщение  и представление оценочных результатов,  выводов и рекомендаций - итоговый  материал, включая отчет об аудите  персонала. Указываются пути усовершенствования  управления персоналом (внедрение  новых технологий - коммуникационной, офисной, информационной), предложения  по модификации управления персоналом, уточнение документации. Здесь же  оценка результативности аудита  персонала , заключаются в предложенных рационализаторских мероприятиях в области труда, кадровой службы.

 

 

ГЛАВА 2. СБОР ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

2.1 Основные источники информации

Рассмотрим  более детально основные источники  информации, используемой при проведении аудита в трудовой сфере. Такими источниками являются:

• законы и инструкции, 

• трудовые показатели, 

• анкетирования и интервью работников.

Количество  законов и инструкций, регламентирующих управление трудом, весьма велико. Предполагается, что предприятия (организации) в  соответствии с ними разрабатывают  собственные программы и методики. Высшее руководство предприятия  может в результате аудиторской  проверки еще раз уточнить, насколько  следуют законам и инструкциям  управляющие различных уровней. Равные возможности занятости, техника  безопасности и охрана здоровья, пенсионные программы- вот те основные макроэкономические проблемы, реализация которых на микроуровне может быть проверена в процессе ревизии в трудовой сфере. Оценку состояния этой работы на фирме можно дать не только на основе проверки документации и отчетности, но и на базе анализа анкет, опросных листов, в результате бесед с сотрудниками.

Руководители  предприятий должны активно работать над соответствием деятельности организации законам и инструкциям, причем важно не только разработать  эффективные правила и методики, но и убедиться, что подчиненные  их полностью понимают. Очень часто  принимается как данность, что  работники знают все инструкции, касающиеся их прав и обязанностей, однако опытные аудиторы полагают, что проверка знания работниками своих должностных инструкций, трудового законодательства, так же необходима, как проверка знаний техники безопасности и охраны труда.

Специфическая цель аудиторской проверки заключается в том, что она не только определяет, насколько соблюдаются в организации законы, правила и инструкции, но и одновременно в ходе индивидуальных и групповых бесед и встреч с сотрудниками, анализа материалов анкет и опросных листов дает возможность выявить устаревшие инструкции и требования, которые не были своевременно обновлены или отменены. Выход с законотворческой инициативой в вышестоящие органы и последующее устранение таких ограничений может само по себе стать источником роста производительности труда или по крайней мере облегчить и упростить работу менеджеров и персонала.

Рассматривая  анализ трудовых показателей предприятия  как элемент ревизионной проверки, следует осуществить научно обоснованную выборку из общего массива показателей  наиболее репрезентативных с точки  зрения воздействия на эффективность  и прибыльность предприятия. Анализ показателей может быть технически упрощен и содержательно обогащен, если изначально структурировать их по крупным блокам типа:

Информация о работе Аудит в трудовой сфере