Журналистика как сложная социальная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 12:29, доклад

Описание работы

Все то, что имеет, чем богатое общество, что необходимо для его жизни и развития, люди создают своим трудом. Они вступают друг с другом в разного рода отношения, образуют социальные общности, руководствуются в своей деятельности определенными идеями, нормами, принципами.

Содержание

Введение
Система СМИ
Структура и особенности СМИ
Массовая информация и СМИ
Тенденции развития СМИ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат - АХМАД.docx

— 35.58 Кб (Скачать)

      Федеральное агентство по образованию.

      Южный федеральный университет.

      Факультет филологии и журналистики.

      Кафедра теории журналистики. 
 
 
 

      Реферат на тему:

      «Журналистика как сложная социальная система» 
 

      Выполнил:

      студентка 3 курса 3 группы

      Даниленко Ольга

      Проверил:

      зав. каф. теории журналистики

      Ахмадулин Е.В. 
 
 
 

Ростов  – на – Дону

2011

План

  1. Введение
  2. Система СМИ
  3. Структура и особенности СМИ
  4. Массовая информация и СМИ
  5. Тенденции развития СМИ
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Все то, что имеет, чем богатое общество, что необходимо для его жизни  и развития, люди создают своим трудом. Они вступают друг с другом в разного рода отношения, образуют социальные общности, руководствуются в своей деятельности определенными идеями, нормами, принципами.

Человек в обществе не только субъект, но и  объект управления. Функционирование и развитие общества состоят, по сути, из сознательных творческих действий миллионов людей. Отсюда необыкновенная сложность, ответственность управление людьми, особенно в условиях переходного периода. Оно включает рациональную организацию их труда, их экономического, социально-политического и духовной жизни, политической культуры, соблюдения норм права и морали.

Человек в обществе одновременно является субъектом  и объектом воспитания. Воспитательный влияние на человека осуществляется и в рамках всей социальной системы, и в рамках духовной сферы общества.

Речь  идет о том, чтобы раскрыть перед  человеком смысл ее собственного бытия, основные тенденции исторического процесса, научить его самостоятельно мыслить, принимать правильные решения.

Властные  структуры могут рассчитывать на стабильное положение лишь в том случае, когда они будут уделять достаточное внимание не только экономической, но и духовному развитию общества. Для реализации этой цели любой общество создает соответствующие организации, службы и центры. Появляются и специальные каналы, по которым ценностные установки могут быть донесены до широких слоев населения. Таких каналов немало: политические партии, общественные, организации и движения, учреждения культуры, первичные формальные и неформальные группы, школа и церковь, пресса и телевидение, радиовещание и кинематограф и т.д.

В различных общественных систем разный и набор средств, каналов и методов духовного влияния на сознание человека. Выбор их зависит от целей, направленности и сути общественного воспитания. Но, несомненно, наиболее оперативным, доходчивы и действенным каналом формирования общественного мнения (как фундамента духовного воздействия на сознание масс) является система средств массовой информации - пресса, телевидение, радио, документальное кино, новые виды аудиовизуальных коммуникаций и др. 
 

Система СМИ

Массово-информационный поток, как и лицо, функционируют  в определенном социальном среде, где решающими являются производственные отношения. Они влияют не только на человека, но и на все составные части феномена, каким является массово-информационный поток.

В схеме  выделены значение и роль системы  средств массовой информации.

Социальный  смысл прессы, телевидения, радио  и других средств массовой информации не только прямо формирует общественное мнение, но и оказывает большое воздействие на другие компоненты потока, так и на социальную действительность. Вся система СМИ - это средство осуществления единого процесса распространения идей, учений, теорий, общественно значимой информации, воспитание социальных чувств, привычек.

Попробуем установить характер, общие черты, внутреннюю структуру системы СМИ, взаимоотношения ее составных частей.

Критерием определения любой системы служит наличие ряда существенных признаков, присущих именно данной системе. Система средств массовой информации - это единство соответствующих компонентов, которые возникают в различные исторические периоды (сначала пресса, потом кино и радио, и, наконец, телевидение). 
 

Структура и особенности СМИ

Следовательно, средства массовой информации (СМИ) - это  своеобразная система, охватывающая периодические печатные издания, радио-, теле-, видео-программы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации.

Согласно законодательству, печатными средствами массовой информации является периодические печатные издания (пресса) - газеты, журналы, бюллетени и др. разовые издания с определенным тиражом; аудиовизуальными средствами массовой информации являются: радиовещание, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и т.д.

В эпоху  информационного потребления происходит бурное развитие системы СМИ. При этом ее ядро составляют газетные и журнальные редакции, издательства, студии радио и телевидения с их разнообразной продукцией. Но к СМИ по праву принадлежат уже и информационные службы (телеграфные агентства, агентства прессы, рекламные бюро, пресс-службы, агентства паблик рилейшнз, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).

В последнее  время к системе СМИ входят социальные институты и лиц как учредителей изданий и программ, органы управления системой журналистики, а также организации, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров. В системе все больше меняются институт издания, службы связи (в том числе космического) и доставки информационной продукции, производителей средств, что используются в журналистике.

Таким образом, система СМИ в структурном  плане представлена несколькими  группами средств информации: пресса, аудиовизуальные СМИ, информационные службы, разного рода "периферические образования" журналистики.

В связи  с информационными потребностями  общества стремительно расширяется  сеть рекламных компаний, пресс-служб при государственных, коммерческих, общественных, конфессиональных организациях. Все больше утверждается новая отрасль информационной деятельности - паблик рилейшнз (связи с общественностью).

Во многих странах получили распространение клубы и ассоциации журналистов, которые способствуют обмену и распространению важных сообщений, социальное значимой информации. За пример может править деятельность клуба рыночных реформ при киевской журналистской организации.

По мнению ряда ученых, в последние годы технические  средства социальной коммуникации очерчивают три большие группы: средства массовой информации, телекоммуникация, информатика. Объединение этих отраслей под общим термином "массовая коммуникация" не нивелирует их принципиальные различия как в концептуальном, так и в антропологическому планах.

В недрах СМИ намечается еще один, пока окончательно не оформлен сектор, который, очевидно, в ближайшее время будет автономно выделен - это "коммуникативный менеджмент", что включает в себя, кроме отношений с общественностью, рекламе, внутренние коммуникационные и информационные службы.

По прогнозам  специалистов, домашние СМИ - видеомагнитофоны, лазерные видеодиски, проигрыватели, телевизоры высокой четкости, микро ЭВМ со встроенным модемом, телематические терминалы, видеофоны и т.д. - будут объединены в новую совокупность, причем некоторые из них смогут подключаться к поливалентных и взаимодействующих общественных сетей, что позволит им выход одновременно на классические каналы ТВ, на подписные телевизионные и музыкальные программы, на службы видеотексу и на банки данных, а также на просмотры программ, передаваемых по спутниковой связи.

Все эти  достижения домашней техники в корне  меняют сферу распределения товаров и услуг, создавая принципиально новую коммуникационную парадигму, в которой сливаются воедино маркетинг, менеджмент, дистрибуция в области информации. При этих условиях потребители, кроме чисто экономических фактов покупки, с помощью средств массовой информации стремятся обеспечивать рынок сообщениями о свои вкусы, привычки и образ жизни, а своего рода "взаимодействующий" маркетинг отражает новые отношения и новые цели, которые возникают в период, который уже очертили на Западе (да и у нас) как заключительную фазу в развитии "общества потребления" - "общества массовой коммуникации".

Разнообразие  о типологических характеристик, с  помощью которых определяется каждое издание или программа, средства массовой информации в совокупности создают целостную систему журналистики. Они взаимодействуют между собой, координируют усилия, конкурируют, обмениваются достижениями и опытом.

В то же время жизнь постоянно вносит изменения в развитие и совершенствование  системы СМИ. Еще недавно речь шла о традиционности понятия этой системы со своей координацией и субординацией совокупность изданий и программ, информационных агентств и центров, а также служб, средств доставки и других организаций, обеспечивающих их функционирование.

А сегодня  уже речь идет о зависимость структурных  отношений, о конкуренции в пределах системы, борьбу за выживание в условиях рынка отдельных ее элементов.  
 

Массовая  информация и СМИ

Создание  системы общественно-правовых средств  массовой информации – важный средство влияния на процессы демократизации общества, гарант обеспечения права на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Как записано в Конституции, каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или в другой способ - на свой выбор.

Осуществление этих прав может быть ограничено законом  в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности правосудия.

Не допускается  использование средств массовой информации для пропаганды войны, разжигание расовой, национальной, религиозной вражды, а также для распространение передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Основное  назначение системы СМИ - непрерывное  отображение общественной жизни во всех его диалектических связях и взаимообязанностях, противоречиях и конфликтах. Таким образом, система средств массовой информации входит как составная часть в систему более широкого порядка - социального управления обществом.

СМИ составляют подавляющую часть социальной коммуникации, приняв на себя ее устные, письменные и визуальные функции, сфера использования которых имеет постоянную тенденцию к расширению. Эта отрасль унаследовала все богатство культуры "аргументации", корни которой теряются далеко в истории человечества. К примеру, реклама, которая черпает свои творческие ресурсы в умелом использовании навыков классической риторики, свидетельствует о больших возможностях концепции аргументации, ключевым словом в которой есть "убеждение". Своей популярностью СМИ обязаны древней традиции, поддержанной демократическим стремлением привлечь как можно больше тех, кто участвует в передаче информации.

В нашу эпоху происходит сложная эволюция каждой из трех отраслей коммуникации, Которые, с одной стороны, имеют тенденцию к гомогенизации, в основном под влиянием "цифровой парадигмы", а с другой сохраняют прежние различия. Эти тенденции обозначены взаимному игрой, частично гармоничной, частично конфликтной, между культурой аргументации и культурой очевидности.

Информация о работе Журналистика как сложная социальная система