Жанр "новость"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:18, реферат

Описание работы

Новость относится к информационным жанрам, также как и заметка, интервью, беседа, репортаж, отчет. Вообще В.В.Ворошилов жанр «новость» выделяет как краткую форму заметки, то есть если, изучив какое-то важное явление, событие, факт, журналист ставит своей целью сообщить о них, проинформировать общественность, то именно этот жанр подходит для этого.

Работа содержит 1 файл

Жанр новость.docx

— 39.57 Кб (Скачать)

Жанр  «новость»

     Новость относится к информационным жанрам, также как и заметка, интервью, беседа, репортаж, отчет. Вообще В.В.Ворошилов жанр «новость» выделяет как краткую форму заметки, то есть если, изучив какое-то важное явление, событие, факт, журналист ставит своей целью сообщить о них, проинформировать общественность, то именно этот жанр подходит для этого.

     Требование к этому жанру –  новизна, актуальность факта,  оперативность, релевантность (соответствие  интересам аудитории), фактическая  точность, декорируемость (понятность  для аудитории сути сообщения), очищенность сущности от «шумов»  (дополнительных сведений, деталей  и подробностей, отвлекающих от  смысла основной темы), краткость  информации.

     Различают два способа подачи новости: жёсткий, когда идёт информация о событии, сенсации, и мягкий, когда информация оживлена подробностями и деталями. Главное для подачи новости – это ответить на шесть важнейших вопросов: кто? , что? , где? , когда? , почему? , зачем? (иногда этот список дополняют вопросами: что значит? , кому выгодно? , что будет?) в предельно ограниченном газетном пространстве(35-40 слов!). С этой целью прибегают к «перевёрнутой пирамиде», или «опрокинутому треугольнику», когда начинают с наиболее значимого факта (с основания пирамиды), а остальные факты располагают по степени убывания значимости и интереса. Ещё в новости обязательно указывается источник информации – даётся ответ на вопрос: «Откуда мы знаем?»

А чтобы  привлечь читателя, вызвать любопытство  и интерес начинать следует с  лида (lead), освещающего главную тему. Для подачи «жёсткой» новости следует применять следующие виды лидов: лид «одного элемента», лид – обобщение, лид - «вешалка», лид -немедленная идентификация, лид - затянутая идентификация, лид - одиночный выстрел, лид - комментарий, лид - каламбур или игровой лид, лид - рассказ.

    Для «мягких» новостей – занимательных  и не особо оперативных, со  спокойным течением событий рекомендуются  иные лиды, не столь чёткие, но  зато интригующие, дразнящие воображение  читателя, подготавливающие восприятие: повествовательный лид или лид  - «рассказ», конкретный лид («лид - контраст»), лид «стаккато», лид  - вопрос, лид - цитата, лид - «каприз».

     В журналистике существует два  определения новостей. Новость – это:

  1. информация, необходимая людям для принятия решения, которое касается их жизни;
  2. отклонения от естественного хода событий.

Отбор новостей для публикации происходит по двум критериям – значению события и наличию в нём элементов читательского интереса. Значение события определяется его масштабностью (сумма сделки, количество участников мероприятия, число жертв катастрофы) либо возможными последствиями для всего населения или определённых групп.

    В зависимости от информационного  повода различают новость-факт, новость – событие и новость-цитату.

Новость-факт – сообщение о ситуации, например о принятии нового закона, о решении суда, о результатах переговоров. Новостное сообщение начинается с самого важного аспекта этой ситуации.

Новость-событие – сообщение о действии, например о покорении горной вершины или об ограблении банка. При этом соблюдать хронологию действия не нужно. Новостное сообщение начинается с результата этого действия или его кульминационной точки.

Новость-цитата – это сообщение о выступлении какого-то важного человека. Обычно новости-цитаты располагаются в разделах политики и экономики и посвящены тому, что политические лидеры и бизнесмены что-то обещают, к чему-то призывают или чего-то не исключают. Начинается такое новостное сообщение с центрального высказывания и ни в коем случае не с упоминания о том, что кто-то где-то держал речь.

История жанра «новость»

     История СМИ и в частности жанра «новость» уходит своими корнями в глубь веков. Исследователи примитивных культур поражаются, насколько быстро могли в те далекие времена распространяться новости. В некоторых обществах новости передавались звуками барабанного боя; в других – сигналами дыма. Среди китайцев и перуанцев сообщения передавались при помощи так называемой узелковой грамоты: разнообразие форм и способов подготовки узлов, их цвет предоставляли широчайшие возможности для передачи и распространения информации.

     С древнейших времен информация сообщалась посредством камня. Археологи отмечают наскальные надписи в Бразилии и кельтские храмы Новой Англии, каменные головы, которым поклоняются ацтеки и майены в Центральной Америке. Во Франции первобытные люди разрисовывали стены пещер сценами охоты, причем пиктограммы сопровождались идеограммами, разъясняющими идеи или эмоции автора.

     В странах Востока караваны верблюдов стали своеобразными «длинными телефонными проводами», поскольку торговцы по пути следования передавали новости. Клинопись и специальные керамические символы из Южного Ирака и Ирана с 6200 года до новой эры – самая известная система регистрации информации на Ближнем Востоке.

     Приблизительно за 1900 лет до новой эры египтяне сокращают число символов до 25 в соответствии со звуками устной речи, что было весьма важно для развития письменности.

     Поскольку письменный язык развивался, используя керамические плитки, материал весьма хрупкий и ненадежный, то шли поиски другого носителя информации. Египтяне стали создавать материал для письма из папируса. Позднее появился пергамент, выделывавшийся из кож животных. Китайцы стали производить бумагу из коры деревьев и тряпья. Со временем люди стали писать длинные письма и сообщения, чтобы уведомить других людей о событиях и новостях.

     Рукописная новость была неотъемлемой составляющей жизни Древнего Рима. Историк журналистики Джеймс Мелвин Ли обращает внимание на древнеримские послания и рукописи, которые наставляли рабов и сообщали об оплате услуг писцов. Эти послания распространялись среди римской элиты. B.C. Соколов и С.М. Виноградова, ссылаясь на авторитет швейцарского историка масс-медиа Р. де Ливуа, утверждают, что европейская журналистика, вернее «протожурналистика», берет свое начало в древнеримских «Анналах», так называемых понтифекс максимус (анналах жрецов), которые существовали почти с самого основания Рима. Они воскрешали картину происшедших событий и являлись чем-то вроде «газеты-ежегодника». Впоследствии, в I веке до новой эры, наряду с правительственной публикацией «Акта сенатус» («Дела сената») появились «Акта публика» («Общественные дела»), имевшие более частую периодичность. Они освещали работу римского сената и были своего рода письменным отчетом о парламентских дебатах. В «Анналах» фиксировались имена консулов, других выборных особ, освещались основные политические события и государственные церемонии, помещались новые законы, печаталась военная хроника. Долгое время «Анналы» являлись единственной письменной историей Рима. По свидетельству того же Джеймса Мелвина Ли, авторам вручали верительные грамоты (нечто вроде удостоверения аккредитованного представителя прессы), чтобы посещать сенат и освещать проходящие там дебаты. Публикации были на удивление современны: некоторые публикации были подготовлены специальными и собственными корреспондентами представителей элиты, освещали «истории человеческого интереса» и сенсации.

     «Прототипом современной газеты» (по выражению С. Энтони Гиффарда) и вершиной рукописной журналистики стала «Акта публика», превратившаяся при Юлии Цезаре в ежедневную публикацию «Акта дьюрна попули романи» («Ежедневные дела римского народа»). Данные археологических раскопок, широкое и разностороннее исследование обнаруженных в Помпее документов позволяют восстановить содержание этого древнеримского издания, уже имевшего довольно широкое распространение.

     Широко читаемую «Акта дьюрна» повсеместно продавали и расклеивали, наподобие афиш, на стенах домов, в местах скопления публики. «Акта дьюрна» предлагала римлянам разнообразные сведения о жизни государства, событиях дня, войнах или играх, отводя место подробностям, способным вызвать какой-либо общественный интерес. По инициативе и требованию Цезаря в Риме выпускалась также еженедельная газета «Комментариус рерум новарум» («Записки о новых событиях»), которую тиражировали 300 рабов-переписчиков. Каждый из них должен был ежедневно делать пять экземпляров копий. Суммарный тираж этого издания достигал 10,5 тысяч – величина, немыслимая даже для печатного периодического издания вплоть до второй половины XVIII века.

     В древнем Риме заинтересованные  люди стремились использовать  новости в своих интересах.

Но в 15г.д.н.э. – император Тиберий  запретил издавать «Акта сенатус» из-за критики в свой адрес, а «Акта  диурна» просуществовала еще  много лет.

     Древняя римская газета представляет собой первый, но решительный шаг от частной переписки к опубликованию для общества сведений и суждений. Нужно отметить, что основным жанром в этих праобразах газет была «новость», причём новости были без заголовков и не имели автора, располагались в хаотичном порядке, дописывались по мере их поступления, сбором новостей занимались специальные люди, которых называли диурналистами.

     Важным этапом в развитии новости также был период христианской журналистики. Точкой отсчета считается 30 год от рождества Христова и длившийся 3 года. Хотя сам Христос ничего не написал, но он считается журналистом. Зато были его проповеди, которые записывали ученики, и которые тоже можно считать новостью, т.к. для людей язычников новая вера – это тоже своеобразная новость.

     Согласно упоминаниям в исследовательской литературе, первая  газета появилась в Китае, которая называлась «Кинг-Пао» («Столичный вестник») и вышла в свет в 811 году. Она появилась в то время, когда в Европе, пережившей падение Римской империи, наступил тяжелый период переселения народов. Здесь проводятся опыты книгопечатания, с которыми можно связать и появление первой газеты в Пекине.

     Содержанием газеты «Кинг-Пао» долгое время были только императорские декреты и придворные известия. (На рубеже XIX и XX вв. издание начинает выходить в трех выпусках. Первый выпуск под названием «Деловой листок» печатался на желтой бумаге и содержал известия из торгового и промышленного мира. Второй выпуск, печатаемый также на желтой бумаге, являлся собственно преемником древней газеты и носит название «Правительственный вестник». Третий выпуск, «Земский листок», был предназначен для провинции, печатался на красной бумаге и представлял собой сокращенное извлечение из первого и второго выпусков. Редакция всех трех выпусков была поручена шестерым членам Академии наук - «Han Lin»).

     Внешний вид первых китайских газет достаточно необычен. Они напечатаны на тонких и узких листках, так как китайцы пишут вертикально, ставя одно слово под другим. Ввиду того, что в Китае читают слова справа налево, на последней странице номера, состоявшего из восьми страниц, в правом углу, наверху помещается название газеты, а рядом год и число по китайскому и европейскому календарю. Остальная часть первой страницы часто заполнялась по образцу английских газет многочисленными объявлениями. На других страницах помещались политические известия, императорские указы, перепечатанные из английских и японских газет телеграммы, провинциальные корреспонденции и в заключение - передовая статья, в которой один из редакторов рассматривал вопросы внешней и внутренней политики (последние характеристики принадлежат к более поздним выпускам!!!).

         Появление печатного станка явилось несомненным качественным скачком в распространении новостей и мнений. Путь от рукописи до печатной публикации был продолжительным; возникновение печати и совершенствование средств передачи информации во много раз ускорило процесс модернизации журналистики.

     В 1040—1048 гг. кузнец Пи Шен изобрел наборный процесс, делая отдельные литеры из глины и затем обжигал их, и составлял из них текст на металлической пластине, прикрепляя смолой, но чёткого отпечатка не было (металлические литеры появились в ХIII в.). А в 1392г. идею подхватили в Корее достигли больших успехов – применяли медные литеры. В 1403г. император Тай Дзут приказал печатать все книги таким способом, но из-за плохого качества бумаги напечатанное было недолговечным.

     Затем 1445г.(1447г.) в Германии (Майнц и Страсбург) И.Гуттенберг изобрёл печатный станок. Это позволило получить доступ к информации тем, кто не принадлежал церковной элите. Первым делом были отпечатаны календари, листовки, учебники, Библия, но и эти работы были плохого качества. Затем подобные станки распространились по всей Европе. Но процесс появления печатных изданий в Европе растянулся на 1.5 века

 Усложнение  экономической и политической  жизни Европы в к16-н17 веков,  расширение торговых и культурных  отношений между странами требовали  новой системы обмена информацией.  Появилась государственная почтовая служба, дороги (сухопутные, морские, строительство каналов).

     Следующим этапом развития новости  можно назвать время появления  так называемых венецианских газет. Это листы сложенные в 2ое, заполнены от руки с 4х сторон. Новости здесь не были подписаны и были о различных событиях, происходящих в Италии и других странах – это было необходимо для торговли. Новостей из Венеции не было по цензурным причинам. Здесь были краткие новостные блоки (военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве «заголовка» выступали названия города или страны, дата события. Сборщиков новостей называли – авизаторы.

Информация о работе Жанр "новость"