Заголовки СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:10, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в попытке нахождения наиболее действенных методов привлечения читательского внимания, а также проследить, какие заголовки наиболее привлекательны (и почему), какие методы дают долговременный результат, либо недостаточно эффективны в этом плане.
Задачи исследования таковы:
• определить набор выразительных средств, используемых при составлении заголовков
• проследить использование выразительных средств на конкретных примерах

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 80.77 Кб (Скачать)

  Газеты XVIII в. еще мало походили на современные  как внешне, так и внутренне. Они  скорее напоминают информационные обзоры, с изложением сухой придворной хроники, новостей без комментариев, статей, переведенных из иностранных газет, слухов всевозможного уровня. Экспрессивно-эмоционального, «авторского» начала здесь практически  нет.

  Заметим, что и в XVIII, и в начале XIX в. тексты в газетах печатались без заголовков. В начале каждого сообщения обычно указывали лишь географический пункт  – название города, откуда оно пришло, и дату его направления в редакцию. Впервые заголовки стали обозначать на первой странице номера в своеобразной афишке-указателе, где сообщали о  его материалах. Постепенно некоторые  из этих заголовков переходили и на другие страницы номера, где ставились  над важнейшими сообщениями и  статьями. заголовок газетный печатный издание

  На  рубеже веков содержание газет принципиально  не меняется. Но после восстания  декабристов усиливается цензура, контроль за содержанием газет. Николай I учредил особую полицию – жандармов («вооруженная инквизиция» по Герцену). Появилась государственная тайная полиция – Третье отделение. Его  возглавил А.Х. Бенкендорф. Было предписано, чтобы ни в одной из газет не содержалось «суждения о политических видах его величества».

  После революции в 1917 году начинается создание печати, предназначенной для разных слоев (газеты рабочие, профсоюзные, молодежные, солдатские). Выдвигается лозунг «свободы печати» - основное требование русской  прессы. Организация Союза русской  печати.

  В газетных текстах советского периода  подчеркивались объективность и  убежденность, что отражалось ив заголовках. Здесь отмечаем преобладания номинативного  оформления заголовков в языке СМИ  советского периода. Так, «Комсомольская правда» от 25.05.1981 года предложила читателям  свой материал по стандартам газеты «Правда» с надзаголовочными комментариями: Почести иностранным гостям; По пути героизма и славы; Назначение генералом, цветы у обелиска.

  Система средств массовой информации на этапе  перестройки существует как единый информационно-пропагандистский комплекс. Идет курс на обновление страны и задачи журналистики, активизация работы социологических  служб редакций - анализ читательской почты, выявление предпочтений радиослушателей  и телезрителей, учет и прогнозирование  общественного мнения, выработка  рекомендаций для работы редакции. Происходит дальнейшее развитие жанров: расцвет жанра политического  портрета, трансформация жанра передовой  статьи, видоизменение жанра очерка. Освещаются социальные проблемы, ранее  «закрытые» темы (дедовщина, проституция, наркомания, льготы партработникам). Особенности  деятельности СМИ на этапе перестройки: гласность, плюрализм мнений, острота  постановки проблем и конструктивная критика недостатков, показ жизни  с ее достижениями и противоречиями. Заголовок начинает трансформироваться, теперь его задача не только дать представление  о материале статьи, но и «зацепить» читателя, то есть привлечь его внимание и оказать на него эмоциональное  воздействие.

  Журналистика  России сегодня - это огромный набор  тем и приемов для их освещения. В прессе отражаются информации о  внутренней политике либерализация  цен, приватизация торгово-промышленных предприятий; финансовый кризис; усиление социальной напряженности; обострение борьбы между исполнительной и законодательной  властью; освещаются события в зонах  обострений национальных конфликтов, в «горячих точках» ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Огромное значение приобретает реклама в  СМИ, характеризующаяся простотой  и образностью, дающая новые принципы финансирования журналистики.

  Рассмотрим  на примере газеты «Комсомольская правда», как менялся характер заголовков на протяжении нескольких десятилетий.

«Комсомольская  правда»
февраль 1944 года январь 1960 года апрель 2004 года февраль 2004 года
  От  советского информбюро

  Что дали фронтовые вахты

  План  выполнен раньше срока

  Горный  мастер Усков

  О посадке картофеля

  Защитники Сталинграда

  Подруге, боевому товарищу

  На  разгром врага

  Грязь, антисанитария

  Извещение

  В будущее  смотрим смело

  Лес идёт

  Эшелонов  всё больше

  Год великих побед

  Обмен письмами

  Награда за труд

  Вперёд  и выше

  Устремлённость

  С огоньком

  Семилетку – за шесть лет

  Второй  человек в Абакане

  Где нервы, там и рвётся

  Теракты раскрыты

  «Мир  молодых»

  Бюджет  – дело тонкое

  «Банкомат для воров»

  Летят «утки»...

  «Умом и молотком»

  Есть  порог!

  А пока – отказы

  Хорошо  погрел руки

  Отец  отцу рознь...

  Рвутся  в бой кандидаты...

  Есть  одно «но»...

  Сделано в России

  Старость  и радость

  Судимся-рядимся...

  Что ждёт село?

  А если бы рвануло?


  По  сравнению с текстами советских  газет кардинально изменилась направленность современного газетного текста, коммуникативная  установка пишущего. Если в газетных текстах советского периода подчеркивались объективность и убежденность, то для современной газеты характерно иное: полемичность, высокая степень  оценочности и убедительность (персуазивный аспект). Немаловажное значение имеет  и привлечение читателя, аттрактивность газеты и отдельной газетной статьи, что отражается на всей структуре  газетного текста и на синтаксических структурах предложений, включенных в  данный текст. И прежде всего изменилась роль и композиционное соотношение  частей газетного текста: основной части, заголовка и подзаголовка - последние в языке современной  газеты приобретают все большее  значение. Возрастает и объем этих частей текста. Кроме того, интересно  также отметить, что в 1944, 1960 годах  экспрессия была присуща заголовкам, содержащим призывы:

  «Комсомольская  правда» 1944 год.

  Усилим  помощь семьям фронтовиков (11.02.1944)

  Предупредить  распространение гриппа (12.02.1944) и  т.д.

  «Комсомольская  правда» 1960 год

  Семилетку – за шесть лет (01.01.1960)

  Будем соревноваться, Ярослав Семенович (06.01.1960)

  По 170 яиц от каждой курицы-несушки (08.01.1960) и т.д.

  «Комсомольская  правда» в 2004 году

  призывы сменились рекламными лозунгами:

  Лучшие  ремонтники японских авто (02.04.2004)

  Деньги  в карман трудящихся (03.04.2004)

  В общем, приемов создания экспрессии в 40-е – 60-е годы не так уж много. Можно назвать эмоционально окрашенную лексику, оценочные слова, компрессию, обращения, и то эти языковые средства встречаются крайне редко, зато очень  много газетных штампов, поэтому  мнение ученых о том, что язык этих лет, который называют «новоязом», лишен  личностного начала, стилистически  неинтересен, бюрократичен, подтверждает анализ заголовков газет.

  Совершенно  очевидны и тенденция к преодолению  былой жесткой предопределенности, стандартизации лексического состава, отказ от использования традиционных оценочныхгазетизмов и клише. Заметим, что еще в газетах десятилетней давности газетные клише типаПуть прогресса; Светлое будущее; Атмосфера сплоченности; Политика консолидации и подобныезанимали в системе оценочных средств газетного языка практически довольно большой объем.

  Освобождаясь  от стандартизации речи, публицисты обращаются к поиску новых, более действенных, экспрессивных средств выражения  оценочности. К числу таких средств  относятся различные стилистические фигуры и приемы. Их значимость в системе оценочных средств газетного языка все возрастает. Таким образом, средства прямой оценки, очень часто клишированные, и экспрессивные средства оценки, основанные на использовании различных стилистических фигур и приемов, оказались как бы на двух противоположных полюсах в системе оценочных средств газетного языка двух исторических периодов – доперестроечного и постперестроечного. Активное использование экспрессивных оценочных средств соответствует общей тенденции современной газеты к усилению эмоциональности изложения, к «оживлению», демократизации языка.

  Сейчас  почти все тексты и многие иллюстрации  публикуют с заголовками. Исключение составляют небольшие информационные сообщения и заметки, сгруппированные  в подборку. Тогда над ней ставят общий заголовок – рубрику, обозначающую главную тему этих публикаций или  другой общий для них признак.

  Таким образом, заголовок сейчас представляет собой органичный первый элемент  текстовой публикации, неразрывно с  ней связанный, более того – вытекающий из ее содержания. В.Г. Короленко в  одном из своих писем подчеркивал: «Заглавие должно до известной степени  предупреждать о содержании». Поэтому  заголовок требует к себе постоянного  внимания – как авторов публикаций, так и особо сотрудников газетного  секретариата и других журналистов, занятых подготовкой очередных  номеров газеты.

  3. Виды и функции  заголовков публицистических  текстов

  Слово «газетность» отсутствует в толковых словарях современного русского языка. Но оно употребляется учёными-лингвистами  для определения языка и стиля  газеты. Это определённые способы  создания публицистичности, экспрессивности  газетной речи, обусловленное назначением  газеты как средства массовой коммуникации.[6] Отличительные черты газетности: информативно насыщенный, предельно сжатый текст; тщательный отбор фактов и их социальная типизация, предполагающая оценочный подход; воздействующая роль газетного слова; преодоление стереотипа, заключающееся в выработке особых форм выражения экспрессии. Г.Я. Солганик также отмечает в качестве отличительных черт языка газеты социальную оценочность, коммуникативную общезначимость, особый характер экспрессивности.[7]

  Газетный  текст - это своеобразное явление, которое  стоит несколько особняком в  ряду других видов текстов. Даже на поверхностный взгляд специфика  языка газеты совершенно очевидна. Она связана с тем, что в  газете есть особые речевые образования - заголовки, подзаголовки, рубрики. Таким  образом, газетный текст является специфическим  типом текста, занимающим особое место  в сложной иерархической системе  текста. При этом заголовок - это  обязательная структурно-композиционная категория любого газетного текста. Он несёт на себе важнейшую коммуникативную  нагрузку.

  В газете подбор заголовков имеет свои особенности и сложности. Журналисты незамедлительно откликаются на текущие события. Им приходится каждодневно  изобретать, придумывать всё новые  и новые названия. Ведь для каждого  номера газеты нужно подобрать несколько  десятков заголовков. И не случайно в процессе подготовки номера столь  часто меняют заголовки некоторых  материалов, которые дали им их авторы, – руководители редакции стремятся  найти самые удачные варианты заголовков, которые должны привлечь внимание читателей. Многим публицистам известны «муки заголовка», связанные с поиском названия для статьи, репортажа или другого журналистского произведения. Каждый находит заголовок по-своему: одни определяют его, лишь завершив текст; другие предпочитают сначала дать своему будущему выступлению заголовок – иногда условный, который как бы дает направление всей работе, и затем уточняют его в соответствии с завершенным материалом; третьи ищут его в течение многих часов, а то и дней, советуясь с коллегами по редакции...

  Профессиональное  мастерство работы с заголовками  включает и выбор различных их видов при размещении и оформлении текстовых и иллюстрационных  материалов на полосах номера. К  этим видам относятся обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка  и рубрика. Каждый из них играет определенную роль в номере. Обыкновенный заголовок  дает первичное представление о  теме и содержании публикации. Подзаголовок – чаще всего тематический –  уточняет, поясняет, иногда развивает  стоящий над ним заголовок. Он может указывать и характер газетного  выступления, источник получения информации (например, от нашего собственного корреспондента) и др. Внутренний подзаголовок –  название раздела, части крупного текста.

  Важную  роль играет рубрика, которую обычно размещают над основным заголовком (тогда ее иногда называют надзаголовком) или сбоку от него. Обычно она  указывает на раздел или тематический блок газеты, где помещают текст  или иллюстрацию (тематическая рубрика). Но рубрику используют и для уточнения  жанра публикации.

Информация о работе Заголовки СМИ