Влияние традиций политической культуры на отечественную журналистику XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются традиции отечественной политической культуры и их влияние на журналистику в течении XX века.
Работа посвящена проблеме взаимосвязи и взаимовлияния политики и журналистики.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении определены цель и задачи исследования, раскрывается актуальность и значимость выбранной темы, формулируется объект и предмет, степень разработанности в литературе, методы исследования.

Содержание

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ..................................................................
РЕФЕРАТ.................................................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
I. ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ В ТЕЧЕНИЕ XX ВЕКА……….....
1.1. Развитие отечественной журналистики в дореволюционный период …….….. .…………..……….………………….........................................6
1.2. Особенности становления отечественной журналистики в годы советской власти ………..…………....................................................................10
1.3. Тенденции развития отечественной журналистики в постсоветский период ……………………………………………………………………………14
II. ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ЖУРНАЛИСТИКУ XX ВЕКА…………………………….
2.1. Взаимосвязь политики и журналистики…………...................................18
2.2. Влияние политической культуры на отечественную журналистику XX века……………………………………………………………………………..…..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…................................................................................................... 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………...........................................................................29
ПРИЛОЖЕНИЕ …..……………………………………………………….……....30

Работа содержит 1 файл

е я курсовая работа.doc

— 942.00 Кб (Скачать)

     Малые», или массовые газеты, ориентировались  на своего читателя, нового для традиционной русской прессы, на широкие демократические  слои, которые вовлекались в общественную и культурную жизнь страны. Репутация этих газет была весьма сомнительной, их не принимали всерьез современники, ими не занимались исследователи русской журналистики. 

     Первая  российская буржуазно-демократическая  революция разразилась 9 января 1905 года и привела в движение все слои общества. Расстрел мирной демонстрации потряс всю Россию. Сентябрьская забастовка 1905 года, а затем Всероссийская политическая стачка вынудили правительство пойти на уступки бастующим. Все шло к тому, что царское правительство должно было дать свободу печати, собраний, союзов.

     Одним из ключевых моментов для развития журналистики в начале XX века является принятие Манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка». Он предопределил развитие легальной многопартийной печати, была даже разрешена политическая полемика в газетах. Но «медовый месяц свободы печати» длился недолго. 24 ноября 1905 года правительство приняло Временные правила «О повременных изданиях», где обещанные свободы не получили законного подтверждения, но остался и положительный момент – был узаконен явочный порядок выхода новых изданий.

     Большие изменения произошли в структуре  русской журналистики. Они были обусловлены  наличием различных политических партий. По типологическим признакам исследователи  выделяют три направления в прессе России: монархическую, либеральную и социалистическую журналистику.

     1909-1913 годы, как отмечают исследователи,  были периодом цивилизованной  гласности и расцвета российской  прессы.

     Первая  мировая империалистическая война, начавшаяся в 1914 году, а также тяжелая экономическая и политическая ситуация в стране внесли существенные коррективы в судьбу русской печати. С развитием хода военных действий, ряда неудач русской армии идея пораженчества проникает всё шире в солдатские массы. Развивается мысль о превращении империалистической войны в гражданскую.

     Всеобщее  недовольство положением страны, политикой  правительства, военные неудачи, разрушавшаяся  экономика – всё это привело  к Февральской революции 1917 года, которую с энтузиазмом встретили  все слои русского общества. Последний русский царь Николай II отрекся от престола 2 марта. В результате в стране стали функционировать два политических центра: Петроградский совет и Временное правительство. В стране установилось двоевластие, две политические диктатуры. Буквально с первых дней Февральской революции произошли изменения в системе отечественной журналистики. Близкие к правительству газеты («Земщина», «Русское знамя») были закрыты. После падения царизма «Правительственный вестник» становится «Вестником Временного правительства», «Сельский вестник» - «Народной газетой».

     После падения самодержавия в России обозначились три тенденции. Первую выражала буржуазная журналистика: она считала революцию  завершенной, был провозглашен дальнейший конституционный путь развития России. («Новая Русь», «Русская воля», «Новое время») Вторая тенденция была связана с деятельностью прессы меньшевиков, эсеров, анархистов – основной части социалистической журналистики, призывающей к сотрудничеству с Временным правительством и ратовавшей  за предотвращение возможных путей наступления на демократические свободы. («Рабочая газета», «Новая жизнь»). Однако самую большую активность в расширении периодических изданий, создании рабочей печати проявили большевики. Этому способствовало постановление Временного правительства «О печати», в котором были провозглашены беспрепятственный выпуск, распространение и торговля печатными изданиями всех политических направлений.

     Временное правительство было свергнуто в  ходе вооружённого восстания 25—26 октября, главными организаторами которого были В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Я. М. Свердлов и др. В итоге страна перешла от демократического пути развития к диктатуре пролетариата, что коренным образом изменило систему, цели и задачи прессы России. 

     1.2. Особенности становления отечественной журналистики в годы советской власти

      Сразу же после свершения революции  состоялся II съезд Советов, на котором произошло образование новой государственной власти. Эсеровские и меньшевистские издания на следующий же день после переворота обнародовали воззвание Комитета спасения Родины и приказ А. Керенского, с призывом сохранить верность Временному правительству, не признавать власти «насильников» и не исполнять их распоряжений. Эти призывы заставили советское правительство принять соответствующие меры: десять крупных буржуазных газет были закрыты (в их числе – «Русское слово», «Утро России»), а их полиграфическая база была конфискована. Благодаря этому ведущие партийно-советские издания получили в свое распоряжение лучшие типографии страны с огромными запасами бумаги. 26 октября Совет народных комиссаров принял «Декрет о печати», в результате которого конфискация частных типографий стала обычным делом.

      В период революции и Гражданской  войны шел активный поиск приемлемых форм цензуры. В итоге 6 июня 1922 года было принято «Положение о Главном управлении по делам литературы и издательств». Оно осуществляло контроль над издательской деятельностью в целом.

      Постепенно  складывается типология изданий  Советской власти: печать партийных  комитетов, издания Советов рабочих  и крестьянских депутатов, профсоюзных и молодежных организаций, крестьянская и военная печать.

      Журналистика  в начале 20-х годов активно  развивалась. Советское правительство  понимало, что без хорошо поставленной службы информации, без оперативного распространения важной информации по всей стране журналистика не могла в полной мере выполнять свои задачи укрепления власти большевиков. В итоге в 1918 году создается Российское телеграфное агентство (РОСТА) и принимается «Декрет о децентрализации радиотехнического дела РСФСР».

      Конец 20-х годов представлял собой рубеж, за которым всё отчетливее проявлялся крах демократических начал в жизни советского общества. На смену им пришли лозунги официальной пропаганды, далекие от правды жизни.

      Журналистика  постепенно превращалась в орудие партийной пропаганды. Был установлен тотальный контроль над СМИ – газетами, журналами, радио, типографиями, библиотеками.

      И.В. Сталин получил всю полноту власти в свои руки и, используя ленинские  идеи социалистического строительства, выдвинул собственную модель строительства социализма в СССР. Был взят курс на ускоренную модернизацию и в 1929 году был утвержден первый пятилетний план.

      Основной  темой для журналистики на тот  период стало освещение выполнения пятилеток. Также в прессе широко освещались политические процессы, личность Сталина благодаря журналистским материалам стала культовой, его считали «отцом» русского народа. Общая атмосфера приверженности идеологии сталинизма сохраняла доверие масс к журналистике. К ее голосу прислушивались, за ней шли. Стремление к усилению идеологического воздействия объясняет рост числа газет и их тиражей. В 1937 году в стране выходила 8521 газета с разовым тиражом 96,2 миллиона экземпляров.

      В начале 40-х годов каждая газетная строка говорила о надвигающейся  беде. Мир стоял на грани новой мировой войны, которая началась 22 июня 1941 года. Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала перестройки печати на военный лад. Проблематика советской журналистики периода 1941-1945 годов чрезвычайно многообразна, однако центральными направлениями можно назвать освещение военного положения страны и боевых действий Советской армии; всесторонний показ героизма и мужества советских людей на фронте и в тылу, тема единства фронта и тыла.

      К концу 1942 года сформировалась система  печати в соответствии с требованиями военной поры: выходило 4 центральных газеты («Красная звезда», «Красный флот», «Сталинский сокол», «Красный сокол»), Тыловые газеты – «Труд», «Правда». Подпольная и партизанская пресса – «Коммунист», «Красный партизан». Стали выходить военные журналы: «Война и рабочий класс», «Фронтовая иллюстрация»; сатирические издания: «Фронтовой юмор». Также газеты издавались на языках народов СССР: «Суворовец», «Советский воин». На заключительном этапе войны был создан еще один вид печати: газеты для населения, освобожденного от захватчиков – «Свободная Польша», «Венгерская газета».

      Это время характеризуется единством  всего советского народа ради достижения одной цели – победы над фашизмом. Писатели, публицисты, журналисты того времени вместе с советским народом встали за защиту своего Отечества, своим творчеством они тоже ковали победу.

      Послевоенный  период развития журналистики был достаточно сложным, так как многое нужно  было восстанавливать и создавать  заново разрушенное войной народное хозяйство.

      После войны произошли существенные изменения  в СМИ, были приняты меры по улучшению  качества  прессы. 20 июня 1945 года Центральный  Комитет Всесоюзной Коммунистической Партии большевиков принимает решение  «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет». Как и в довоенный период, продолжался количественный рост газетных изданий. В 1946 году выходило 7309 газет, их разовый тираж составлял 29,6 миллионов экземпляров.

      Главные темы в СМИ: восстановление народного хозяйства, борьба за досрочное выполнение пятилетки, вопросы международной жизни, патриотические начинания среди молодежи.

      В марте 1953 года умирает Сталин. Вскоре, хотя и очень сдержанно, впервые  начинают говорить о беззакониях, допущенных им и его ближайшим окружением. У СМИ появляется стремление в рамках дозволенного осмыслить настоящее. Тем не менее, после смерти «вождя народа» осталось немало единомышленников, которые поддерживали его взгляды на управление страной.

      В 1956 году партией был провозглашен новый курс. К руководству пришел Никита Сергеевич Хрущев и задал импульс движению советского общества к обновлению. Началась так называемая «хрущевская оттепель»: были реабилитированы известные деятели науки и искусства, на подъеме оказалась культурная жизнь страны. Открытое выражение собственного мнения казалось новым и непривычным.

     Хрущева сменил Леонид Ильич Брежнев. Период его властвования назван «эпохой застоя». Несмотря на экономические реформы, положение страны продолжало ухудшаться.

     Тридцатилетний период развития отечественной журналистики, включающей в себя и «оттепель», и «застой», наполнен противоречивыми тенденциями. Продолжали расти тиражи газет и их количество. К 1985 году стало выходить 8,5 тысяч газет, а их тирах превысил 180 миллионов экземпляров.

     Претерпела  определенные изменения структура  СМИ. К 1985 году в Советском Союзе  выходили всесоюзные, республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные, низовые издания, а также  издания автономных республик и  областей.

     С 1985 года начинается период предыстории российской системы СМИ. К власти приходит Михаил Сергеевич Горбачев, которым предпринимается смелая попытка по обновлению социализма. Период его правления получил название перестройки и гласности, он связан с демократическими преобразованиями во всех сферах общества, в том числе и в СМИ.

     В июне 1990 года был принят первый в  истории отечественных СМИ Закон  «О печати и других средствах массовой информации», который отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печатных изданий и других СМИ, ввел их регистрацию.

     Курс  на перестройку и демократизацию общества сделал невозможным существование  однопартийной системы, и страна перешла к многопартийности и  демократической системе.  
 

     1.3. Тенденции развития отечественной журналистики в постсоветский период

     На  рубеже тысячелетий роль средств  массовой информации в построении гражданского общества несоизмеримо возросла. Отечественная  журналистика в это время вступила в новый, постсоветский период своего развития. Принятый Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» (1990), а затем Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (1991) с отменой цензуры закрепили право на их издание не только общественными, партийными, коммерческими организациями, но и отдельными гражданами, что обусловило небывалый рост численности газетно-журнальной периодики.

     Вслед за Законом «О средствах массовой информации» в 1993 г. появились указы  и постановления Президента Российской Федерации Б.И. Ельцина «О защите свободы массовой информации», «О государственной телерадиокомпании «Петербург – 5 канал», «О Российском информационном агентстве «Новости», «О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации». В них неизменно отмечалось, что российские средства массовой информации находятся под защитой закона и Президента Российской Федерации, который «как гарант прав и свобод личности обеспечивает во взаимодействии с органами законодательной, исполнительной и судебной власти защиту свободы средств массовой информации в строгом соответствии с Законом «О средствах массовой информации».

Информация о работе Влияние традиций политической культуры на отечественную журналистику XX века