Влияние средств массовой информации на сознание людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

Бурно развивающиеся процессы в современном обществе затрагивают все стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного сознания людей, их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности. Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять

Работа содержит 1 файл

Влияние СМИ на сознание людей.doc

— 292.00 Кб (Скачать)
Глава 2. Практическая часть исследования
2.1. Материалы и методы практической части исследования
 

    В данном исследовании использован метод опроса с помощью анкетирования. В опросе участвовало 63 студента разных курсов (с I по IV). В анкету входит четыре вопроса, ответы на которые определяют:

1. Источники получения информации;

2. Интересы молодежной аудитории;

3. Восприятие молодежной аудиторией информации;

4. Использование молодежной аудиторией информации рекламного характера.

2.2. Результаты практической части исследования

    В первом вопросе данного исследования определяются основные источники получения информации для студентов.

    Результаты ответов на данный вопрос в количественном соотношении приведены в таблице:

Ответ/Курс I II III IV
A 7 7 7 8
Б 5 8 6 7
В 1 0 0 0
Г 2 2 2 1
         
         

    На  основании полученных данных, возможно, построить график основных источников информации в зависимости от курса:

    Основным  источником информации является телевидение, но хорошо прослеживается тенденция, возрастания  потребления Интернета. Предпочтение радио и прессы по сравнению с  Интернетом и телевидением незначительно.

    Второй  вопрос исследования рассказывает нам о наиболее предпочитаемой студентами информации.

    Результаты  ответов на данный вопрос в количественном соотношении приведены в таблице:

Ответ/Курс I II III IV
А 3 3 2 1
Б 1 2 2 4
В 3 4 6 7
Г 2 4 3 3
Д 3 3 1 1
Е 3 1 1 0

    На  основании полученных данных, возможно, построить график предпочтения информации в зависимости от курса:

    На  данном графике хорошо прослеживается тенденция возрастания интереса к политической тематике. Также наблюдается рост интереса к молодежным проблемам. Почти постоянен интерес к криминальной хронике. По остальным показателям мы наблюдаем спад.

    Третий  вопрос показывает насколько часто  студенты анализируют информацию полученную из СМИ.

    Результаты  ответов на данный вопрос в количественном соотношении приведены в таблице.

Ответ/Курс I II III IV
A 3 4 3 6
Б 5 8 6 8
В 6 5 5 2
Г 1 0 1 0

    На  основании полученных данных, возможно, построить график анализа информации в зависимости от курса:

    На  данном графике прослеживается рост анализа информации, а именно кривых “всегда” и “часто”. Две оставшиеся кривые стабильно падают. Для более  объективного анализа данного вопроса, мы будем использовать одно усредненное  значение, вместо показателей “всегда” и “часто”.

    Четвертый вопрос показывает уровень использования  студентами информации рекламного характера  полученной из СМИ в повседневной жизни.

    Результаты  ответов на данный вопрос в количественном соотношении приведены в таблице:

Ответ/Курс I II III IV
A 3 3 1 2
Б 7 10 9 10
В 5 4 5 4
Г 0 0 0 0

    На  основании полученных данных, возможно, построить использования анализа  информации рекламного характера в  зависимости от курса:

    На  графике мы наблюдаем достаточно высокие значения кривой показывающей частое использование рекламной информации, но в тоже время наблюдается небольшой рост тех, кто старается использовать рекламу как можно реже. Тех, кто не вообще, не использует рекламу, среди опрошенных студентов не оказалось. Для объективного анализа данного графика мы возьмем усредненное значение вариантов “часто” и “редко”.

    На  основании полученных результатов  можно сделать следующие выводы:

1. Основным источником информации для молодежи является телевидение, в тоже время все большее значение приобретает Интернет;

2. У студентов растет интерес к информации связанной с политикой, финансами и экономикой;

3. Студенты старших курсов чаще анализируют информацию, полученную из источников СМИ;

4. Наблюдается достаточно высокий уровень влияния рекламы на студентов всех курсов.

Заключение
 

    В данной курсовой работе были рассмотрены  психологические аспекты влияния  средств массовой информации на сознание людей, их поведение, организацию досуга.

    Исследование  показало, что средства массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, интернет, реклама стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня совсем не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости с другой стороны планеты, незачем выходить из дома для общения с людьми.

    Выдвинутая нами цель достигается последовательным решением задач:

    1. Нашли и рассмотрели зарубежные и отечественные источники по проблеме влияния средств массовой информации на отдельного человека и общество в целом.

    2. В процессе проделанной нами работы выяснилось, что средств массовой информации имеют как положительное, так и негативное влияние, т.е. все перечисленные выше СМИ имеют двоякую структуру.

    3. В ходе практической части исследования мы выяснили, что молодежь почти ежедневно использует СМИ в качестве главного источника информации. Причем основным источником является телевидение. Однако все большее значение приобретает Интернет. СМИ оказывают огромное влияние на молодежь, во многом формируя их жизненную позицию и мировоззрение.

Литература
 
  1. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2004. – 264 с.
  2. Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: Принуждение личности; Слухи и провокации; Технологии обмана; Алгоритмы самозащиты. – М.: Алгоритм-книга, 2005. – 384 с.
  3. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М.: УРСС, 2006. – 310 с.
  4. Проневская И. В. Образ семьи в средствах массовой информации. – М.: Эксмо, 2006. – 108 с.
  5. Сергеев В. К. Молодёжная культура и СМИ. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. – 188 с.
  6. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
  7. Шейнов В. П. Скрытое управление человеком: Психология мани-пулирования. – М.: АСТ, 2005. – 154 с.
Приложение

Анкета  исследования 

1. Какие источники  информации Вы обычно предпочитаете?

    А. ТВ

    Б. Интернет

    В. Радио

    Г. Печатные СМИ 

2. Какая информация, передаваемая по СМИ Вам наиболее  интересна?

    А. Отдых, досуг, развлечения, спорт

    Б. Молодежные проблемы

    В. Политика, экономика, финансы

    Г. Криминал, катастрофы

    Д. Интимные отношения, эротика

    Е.  Стиль, мода 

3. Как часто  Вы анализируете информацию, полученную  через СМИ?

    А. Всегда

    Б. Часто

    В. Не часто

    Г. Никогда 

4. Как часто вы используете рекламную информацию, полученную через СМИ?

    А. Всегда

    Б. Часто

    В. Не часто

    Г. Никогда 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние средств массовой информации на сознание людей