Виды репортажа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:52, реферат

Описание работы

Вот как определяет понятие «репортаж» Большая Советская энциклопедия: (франц. reportage, от англ. report – «сообщать») – информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В зависимости от канала массовой коммуникации (печать, радиовещание, телевидение), для которого предназначен репортаж, способы подачи материала имеют некоторые специфические особенности.

Работа содержит 1 файл

Виды репортажа.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

    Журналисты  – репортеры  меняют профессию уже давно. С тех пор кем только они не становились: униформистами в цирке, продавцами, бомжами, заключенными… И все же это очень опасный вид репортажа. Прежде всего, необходимо согласовать возможность включенного наблюдения с руководством редакции, затем обеспечить безопасность источникам информации или тем, кто оказывал помощь, и позаботиться о собственной безопасности. Наконец, надо проконсультироваться с юристом. Но репортер часто работает на грани "фола", а то и прямо нарушает закон. Между тем конституция Российской Федерации провозглашает право каждого (в том числе и журналиста) искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. 

    18. Новость как продукт  информационной деятельности  репортера.

    Новость – это оперативное сообщение о новых событиях; творчески преобразованные факты с расчетом на их восприятие аудиторией, где неожиданное, сенсационное сочетается со значимым, помогающим в социальной ориентации. До сих пор журналисты всего мира пользуются простой, но очень емкой «информационной формулой», выведенной еще римским оратором Марком Фабием Квинтилианом, (I в.): что именно произошло, кто, где, когда, как и по какой причине совершил действие или оказался в плену обстоятельств?

    Событие, пригодное для освещения в  прессе, отличают следующие свойства (или, хотя бы, одно из них):

    - «своевременность» происшествия, ощутимая  важность его оперативной подачи; - близость ситуации читателям  конкретного издания; сплетение  ее тематики со специфическим  интересом аудитории (возрастным, профессиональным и пр.); - явная  значимость события для всех безотносительно к специфическим интересам («Тема преодолевает все границы»); - эффект «эмоционального толчка» при необычайном происшествии. (Иной вариант «темы, преодолевающей границы»).

    Желательно  также: - конфликтность происшествия или его особая яркость (причудливость события); - связь происшествия с «известным именем» (или влиятельным человеком); - «человеческий интерес»: какие-то обстоятельства события, к которым, изначально, каждый лично неравнодушен («жизнь», «смерть», «любовь», «дети», «исцеления» и пр.). 

    20. Оперативность и  точность как важнейшие  требования к работе  репортера.

    Оперативность – динамика повествования связана с протяженностью действия во времени и пространстве: «Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием» [1, с. 87].

    Чтобы показать события в динамике, репортеру  необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты и коллизии.

    Точность – репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне). Создание образной картины происходящего путем использования точного, предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц. Читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в тексте репортажа деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности: «А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на читателей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему». 

    22. Роль репортажа  на радио.

    Живая человеческая речь с ее бесчисленными  нюансами – величайшее преимущество радио перед печатью. С “живым словом” слушатель соприкасается постоянно. Живое слово рождается одновременно с мыслью, неповторимо по своей выразительности и интонационной свежести. Поэтому, вполне естественно, что в радиожурналистике, особенно в одной из самых важных ее форм – репортаже - должно господствовать живое слово. Особенность радио в том, что ни репортера, ни участников события напрямую увидеть невозможно – к радиослушателю доходит лишь голос. Посему было бы правильным считать голос одним из выразительных средств радиорепортажа. Итак, голос - один из факторов воздействия на слушателя, тонкий и одновременно могущественный инструмент, который в состоянии влиять  на восприятие текста.

    Общие требования, которые предъявляются  к голосу радирепортера: Во-первых, радиослушатель не должен напрягаться, пытаясь расслышать, что за слова сказал человек. Голос не должен отвлекать от содержания репортажа. Поэтому, репортер должен иметь нормальный среднестатистический голос обычного человека, что вызывает доверие. Во-вторых, голос говорящего не должен быть излишне персонифицирован. Однако специфический тембр иногда служит некой визитной карточкой репортера (скажем, голос Сергея Доренко невозможно спутать ни с кем другим), сам по себе узнаваем и служит гарантией качества репортажа для слушателя. И, наконец, голосу репортера должна сопутствовать полная бесстрастность даже тогда, когда ситуация сама подсказывает эмоциональный настрой – осуждение, иронию, глубокое презрение или удивление. Таким образом, искусство репортера заключается в том, чтобы по возможности не привлекать внимания радиослушателей к своей особе и создать у них представление, будто бы они сами без его помощи принимают участие в происходящем. Л. Дзаридзе, корреспондент Всероссийской Государственной телерадиокомпании, четко подметил: “Очень важно, чтобы радиорепортер умел видеть события глазами отсутствующего слушателя, а не присутствующего зрителя”.

    23. Имидж телевизионного  репортера.

    Мобильность и оперативность сопровождают ее ежедневно. Исходя из моего собственного опыта, могу сказать, что главное в работе телевизионного репортёра – это внутренне чутьё, мобильность, определённые моральные принципы, хватка, и, конечно же, желание работать. Новости делаются в авральном режиме – вот что я могу сказать! За день делается столько звонков и перелопачивается такое количество информации, что в голове не уместишь. Новости – это, в первую очередь, командная работа. Только сообща можно чего-то добиться. Я не могу сказать, что есть какие-то приоритетные темы. Нас учили – что новости это дыхание дня. 

    24 Изобразительно-выразительные  средства репортажа  на радио и телевидении. – НЕТ О ТВ!!!

    Репортаж – звуковая документальность события, позволяющая слушателю утолить любознательность и поверить происходящему. Но человеку мало узнать, мало поверить в событие. Ему непременно хочется самому побывать на месте события. Репортаж позволяет человеку сделать это. Документальные шумы и живые голоса участников репортажа составляют “эффект присутствия”, помогает слушателю совершить путешествие на место события. Звуковые эффекты, обычно используемые в репортаже, делятся на: фоны, не требующие пояснений (цоканье лошадиных копыт, шум трамвая, поезда и тому подобное), фоны, требующие пояснения. К ним относится большинство производственных шумов. Звуковой фон в репортаже нельзя считать второстепенной иллюстрацией к рассказу репортера. Он способен оказывать сильное психологическое воздействие на слушателя. Например, звук сирены скорой помощи – порой красноречивее длинного вступления репортера. Тиканье часов в психологически напряженные моменты впечатляет больше, чем отлично написанный текст. Подобные фоны исполняют не иллюстрированную, а эмоциональную функцию: могут вызвать гамму самых разнообразных чувств у слушателя.

    Как одно из изобразительных средств  на радио в информационных радиопередачах и, в частности, в репортажах музыка не играет самостоятельной роли. Чаще всего музыка в репортаже используется для переходов, которыми связываются отдельные части, тематические куски, подчеркивая переход из одного времени в другое. 

    Событийный  репортаж

    Это могут быть репортажи о какой-то торжественной церемонии или  военной операции, о катастрофе или  забастовке, о внезапном обвале курса  доллара или о массовых отставках  в правительстве. Главное - в таком  репортаже определяющим становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно . Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним.

    Проблема  информационного  повода

    Проблема, на какую тему можно сделать событийный репортаж, совсем не так проста, как кажется. Современный мир переполнен информацией. Каждую минуту происходит множество событий, о которых можно рассказать в репортаже. Как определить, какое событие достойно того, чтобы попасть в выпуск новостей, а какое - нет. Проблема отбора самых важных и самых интересных – тех, о которых расскажут в теленовостях, - и есть проблема информационного повода. Иначе ее называют проблемой отбора новостей. Дэвид Рэндалл дает такое определение новости: “Это свежая и необычная информация на тему, представляющую всеобщий интерес, и ранее неизвестная”. А значит и материал для событийного репортажа должен быть свеж, необычен и должен представлять интерес для зрителя. Выбрать такой информационный повод для будущего репортажа из сотен и тысяч других - самое важное. В книге Эверетта Дэнниса “Беседы о масс-медиа” приведен список информационных поводов, наиболее интересных телезрителю:

    1. Конфликт, столкновение интересов  людей, стран, организаций (здесь  же теракты, митинги, военные  действия)

    2. Катастрофа, авария, стихийное бедствие, другие чрезвычайные происшествия

    3. Последствия какого-то значимого  события, новые факты какого-то  громкого происшествия 

    4. Новости политики и экономики  (о принятии новых законов,  встречах на высшем уровне, заключении  политических договоров, итогах выборов)

    5. Новости культуры, спорта (открытие  выставки, кинофестиваля, чемпоината)

    6. Значимые события из жизни  известных людей (юбилей какого-либо  артиста)

    На  все эти темы часто создаются  событийные репортажи, потому что все  они, независимо от свое важности привязаны к какому-то конкретному событию, информационные поводы другого характера чаще служат для создания тематического репортажа. Поэтому журналисту, выбирающему тему для событийного репортажа, необходимо обращать свое внимание только на конкретные события, произошедшие в последнее время. Конечно же приведенный список не исчерпывает все возможные информационные поводы. Событийные репортажи могут быть и на другие темы, главное -чтобы они были непосредственно о событии, представляющем большой интерес для зрителя.

    Это другой важный принцип выбора информационного  повода: новость должна представлять всеобщий интерес. Другими словами  новость - это не только то, что людям  необходимо знать, но и  то, что им интересно знать.

    Поэтому выбирая информационный повод для репортажа, нужно прежде всего учитывать эти критерии. Для примера такой информационный повод, как забастовка сантехников, недовольных заработной платой. Да, этот повод отвечает первому критерию - новость привязана к событию. Но интересна ли она зрителю? Должны ли зрители знать об этом? Необходимо ли им это знать, испытывают ли они в этом потребность? Многие из них и так никогда сантехников в своем доме не видели. Хотят ли люди об этом знать? Большинству зрителей (если они не сантехники) эта тема просто интересна. А некоторые сюжеты, наоборот, могут попадать сразу в несколько категорий: они и интересны, и необходимы. Например, репортаж о принятии нового закона, повышающего зарплату бюджетникам привлечет намного больше зрителей.

    В зависимости от информационного повода событийный репортаж может быть:

    Ситуативным (незапланированным). Обычно такие репортажи  готовят о неожиданных событиях. Это, например, ограбление банка, террористический акт или отставка президента накануне Нового года.

    Твердым (запланированным). О том, что такой репортаж будет подготовлен, известно заранее, т. к. заранее известно о самом событии, оно уже запланировано. Этим событием может быть, например, какая-либо выставка, судебное заседание, пресс-конференция президента.

    Предыстория. Такие репортажи содержат рассказ не только о самом событии, но и о его причинах, о событиях, ему предшествующих. Репортаж должен содержать несколько точек зрения, чтобы не потерять объективности. Если же посвятить репортаж только разбору причин какого-либо события, уже всем известного и не нового, то событийный репортаж перерастет в тематический.

    Комплект  – репортаж. Такие репортажи каким  – то образом дополняют материал, идущий в выпуске до них. Такого типа репортажи позволяют зрителю  лучше понять и оценить весь комплекс обстоятельств, связанных с конфликтом, взглянуть на него с разных сторон. Например, если ситуативный репортаж о предпринятых сейчас военных действиях против Ясира Арафата в Рамалле раскроет некоторые их подробности, то идущий следом репортаж-предыстория укажет также на причины (противостояние Палестины и Израиля и т.д.).

    Независимо  от информационного повода работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Его задача - прежде всего точно и достаточно подробно проинформировать о событии. При этом подготовка к репортажу сводится всего лишь к предварительному сбору данных о предстоящем событии и написанию каких-то заготовок, а выуживать всю информацию приходится уже на месте. Это в том случае, когда событие запланировано. Но чаще всего репортеру приходится делать репортаж о событиях случайных, экстренных. Иногда делать это  нужно в прямом эфире, и тогда телерепортер не имеет возможности, как газетчик, размышлять над каждым словом, каждой фразой, а потом перечитать свой материал, отредактировать его, исправить. Ведя репортаж, он часто сталкивается с неожиданными ситуациями и нередко находится при этом в том же положении, что и зритель, который впервые видит материал. Такие репортажи являются одними из сложнейших жанров новостей и называются экстренными новостями. В выпуске новостей они, как правило, идут первыми.

Информация о работе Виды репортажа