Телерепортаж как составная часть информационных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 19:04, дипломная работа

Описание работы

Цель этой работы – проанализировать использование телерепортажа как составной части информационных программ на примере программы телеканала ОНТ «Наши новости».

Задачи, которые мы ставим перед собой: 1) исследовать особенности репортажа как ведущего информационного телевизионного жанра и охарактеризовать его разновидности; 2) рассмотреть особенности речевой композиции репортажа; 3) проанализировать использование жанра телерепортажа журналистами ОНТ.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Глава I. Теория жанра телерепортажа..............................................................6

I.1. Определение и виды жанра...........................................................6

I.2. Особенности работы журналиста над телерепортажем.
Изобразительно-выразительные средства .............................................13

I.3. Структурные элементы телевизионного репортажа………....21

Глава II. Использование телерепортажа в программе «Наши новости» ОНТ……………………………………………………………………………28

Глава III. Языковая композиция телерепортажа…………………………...37

Заключение……………………………………………………………………48

Использованная литература…………………………………………………77

Работа содержит 1 файл

ракицкая диплом.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

факультет журналистики 
 

              Кафедра телевидения и радиовещания 
               
               

ТЕЛЕРЕПОРТАЖ  
КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

(НА ПРИМЕРЕ  ПРОГРАММЫ «НАШИ НОВОСТИ» ОНТ) 
 
 

              Дипломная работа студентки

              5 курса

              Ракицкой  Павлины Антоновны 
               
               

              Научный руководитель – 

              кандидат  исторических наук, доцент

              В. Г. Булацкий 
               
               

Минск

2005

 

Оглавление

Введение..............................................................................................................3

Глава I. Теория жанра телерепортажа..............................................................6

    I.1. Определение и виды жанра...........................................................6

    I.2. Особенности работы журналиста над телерепортажем. 
    Изобразительно-выразительные средства .............................................13

    I.3.  Структурные элементы телевизионного репортажа………....21

Глава II. Использование  телерепортажа в программе «Наши  новости» ОНТ……………………………………………………………………………28

Глава III. Языковая композиция телерепортажа…………………………...37

Заключение……………………………………………………………………48

Приложение……………………………………………………………….….50

Использованная  литература…………………………………………………77

 

ВВЕДЕНИЕ 

   Репортаж  – один из основных жанров журналистики. И не только телевизионной. «В сущности, вся история журналистики – история становления и совершенствования репортажа», - считает Г. В. Кузнецов. У истоков журналистики стоит не что иное, как репортаж: это один из первых жанров печатной журналистики. Сегодня в печати репортаж – нечастый жанр, мало используется он и радиожурналистами. На телевидении же репортаж – жанр №1.

   В печати приоритет у аналитических  и художественно-публицистических жанров, а среди информационно-публицистических сегодня доминирует интервью. На телевидении же ситуация иная. Аналитические и художественно-публицистические жанры здесь тоже очень распространены, но не настолько, как информационные. Ежедневные выпуски новостей смотрят даже те телезрители, которых не интересуют другие передачи. И основой этих выпусков являются именно репортажи, без них не обходится ни одна программа новостей. «…Репортаж – основной, стержневой жанр любой информационной программы»1.

   Широкое использование репортажа в телевизионной  практике ведёт к постоянному  изменению его форм. И это изменение должно быть прогрессивным. А для этого, на наш взгляд, следует анализировать мировой опыт развития и совершенствования жанра. Поэтому мы обратимся к теории и практике не только отечественного, но и зарубежного телерепортажа.

   Цель  этой работы – проанализировать использование телерепортажа как составной части информационных программ на примере программы телеканала ОНТ «Наши новости».

    Задачи, которые мы ставим перед собой: 1) исследовать особенности репортажа  как ведущего информационного телевизионного жанра и охарактеризовать его разновидности; 2) рассмотреть особенности речевой композиции репортажа; 3) проанализировать использование жанра телерепортажа журналистами ОНТ.

    При работе нами использовалась литература, прежде всего, по телевизионной журналистике, а также по более общим дисциплинам – «аудиовизуальная журналистика» и «журналистика». При работе над главой 3 «Языковая композиция телерепортажа» была также использована литература по современному русскому и белорусскому языкам, стилистике и таким её направлениям, как стилистика публицистических жанров и стилистика репортажа.

    Общая характеристика телевизионной журналистики даётся в учебнике под редакцией  Г. В. Кузнецова (Телевизионная журналистика. М., 2002.). Здесь рассматривается специфика и общественные функции телевидения, его место в системе средств массовой информации, изобразительно-выразительные средства, типология телевизионных программ. Обобщен зарубежный опыт, дана конкретная методика подготовки телепередач.

    Комплексное исследование проблем информационного телевидения, основой которого является жанр телерепортажа, находим в следующей книге: Цвик В. Л., Назарова Я. В. Телевизионные новости России. – М., 2002.

    Зарубежный  опыт, рекомендации практикующих журналистов  в доступной и интересной форме даются в уникальных переводных изданиях (Телевизионный репортаж: Практическое пособие для профессионалов. М., 2002; Теленовости: секреты журналистского мастерства: (Реферат книги И. Фэнга “Теленовости, радионовости”, Сент-Пол, 1985). М., 1997.).

   Особый  интерес представляет новая серия  книг «Телевизионный мастер-класс» и, в частности, пособие С. А. Муратова (Муратов С. А. Пристрастная камера. М., 2004). Поведение человека в «момент  неигры», «синхронная действительность»  и «заговорившая» история, драматургия неигрового действия, постоянный герой, документальная режиссура как практическая психология, методика «спровоцированных» ситуаций, морально-этические вопросы, связанные с техникой репортажной съемки, документальные драмы с открытым финалом – вот неполный перечень тем этой книги.

    О профессиональном общении журналистов талантливо написано в новых книгах: Лукина М. Технология интервью. М., 2003; Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2005. Пособие Марии Лукиной было задумано как практическое руководство для будущих журналистов. Автор опирается на опыт практикующих журналистов, а также зарубежных коллег. В книге Г. Мельник содержатся полезные советы, идеи и описание техник, которые можно применять в журналистской практике для установления контактов с людьми. Она посвящена личной эффективности. Данное издание помогает развить не только умения и навыки общения с людьми как источниками информации, но и способности анализировать сложные ситуации, научит самоанализу и объективной оценке действий партнёров по коммуникации.

   Стилистику  публицистических жанров, стилистические особенности репортажа исследовали  лингвисты Г. Солганик, Ю. Бельчиков, Л. Рахманова и В. Суздальцева, М. Тикоцкий, А. Юревич и другие.

   Данная  работа состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения, в которое вошли материалы автора в жанре телерепортажа, и библиографии.

 

    ГЛАВА I

    ТЕОРИЯ  ЖАНРА ТЕЛЕРЕПОРТАЖА 

   I.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ЖАНРА 

   Термин  «репортаж» происходит от французского «reportage» и английского «report», что означает «сообщать». Общий корень этих слов – латинский («reporto» – передавать).

   Дадим определение репортажа:

   Репортаж  – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о  каком-либо событии, очевидцем или  участником которого является корреспондент2.

   Репортаж  – самый оперативный жанр современной  журналистики. Его популярность объясняется  прежде всего максимальной приближенностью  к жизни, способностью передавать явления  реальной действительности, как ни один другой жанр. Характерной особенностью репортажа является то, что субъективное восприятие события репортером выходит на первый план, журналист в большинстве случаев выступает свидетелем, а иногда и участником отражаемого действия. Как исключение можно назвать трансляцию, при которой репортер ведет рассказ, сидя в студии и наблюдая за действием на экране монитора.

   Телерепортаж  объективен по своей природе, потому что видеокамера фиксирует только то, что происходит на самом деле. Однако в закадровом тексте репортера  всегда чувствуется субъективное восприятие автором происходящего, и оно нередко выходит на первый план. Поэтому можно говорить о том, что репортаж – это все-таки жанр субъективный.

   Как и другие жанры журналистики, репортаж сообщает о новостях. Но существенным его отличием является факт обязательного присутствия на месте действия автора – репортера, то есть человека со своей точкой зрения.

   Все эти качества, конечно, в равной степени  присущи и репортажу на радио, и в газете. Но зрелищная природа  телевидения, возможность с помощью телекамер непосредственно наблюдать событие и без промедлений передавать о нем зрителю, позволили репортажу стать репортажем.

   Специфика телевизионного репортажа. Телерепортаж, в отличие от репортажа на радио или в газете, не только рассказывает, но и показывает зрителю происшедшее. Если «газетчики» и «радийщики» вынуждены «рисовать» событие словами, то за журналиста–телевизионщика описательную функцию выполняет видеоряд, «картинка». С одной стороны, это позволяет сконцентрировать информацию: телерепортер рассказывает не что происходило, а почему, к чему все привело или может привести. С другой стороны, телевизионщики более зависимы от события. Необходимо попасть на место действия до его завершения и успеть отснять видеоматериал. Этот фактор существенен в решении вопроса о том, что может явиться информационным поводом для телерепортажа. Радийные и газетные журналисты думают, насколько интересен тот или иной факт читателю, слушателю. «Телевизионщик», помимо этого, оценивает ещё и какую «картинку» он сможет показать зрителю. Зрелищность видеоряда – один из основных условий «смотрибельности» репортажа. Это сказывается и на выборе тем, о которых стоит делать телевизионный репортаж. Если газетчик думает, что по этому поводу написать, а радиожурналист – что об этом можно рассказать, то телевизионщик оценивает, что можно рассказать и что показать. Например, рассказ о судебных тяжбах интересен на газетных полосах, но о них редко делают телерепортажи (только если процесс очень скандален или неординарен). Причина – сидящие судьи и сменяющие друг друга планы сидящих людей и лежащих бумаг навевают смертную тоску.

   Так как телерепортаж способен показать, что происходило в реальном времени, то зритель как бы становится очевидцем  события. Репортер в закадровом тексте может рассказывать о подробностях события – причинах и последствиях (реальных или возможных), проводить аналогии, показывать связь с другими событиями. Словом, говорить о неочевидном, но важном.

   Стоит отметить и тот факт, что телевизионный  сюжет создает целая команда. Если газетчик может один побывать на месте события и подготовить материал, то создание телерепортажа требует привлечения значительных сил службы новостей: оператора, режиссера, монтажеров.

   Разновидности телерепортажа Существует несколько классификаций этого жанра.

   По  способу трансляции различают прямой и фиксированный репортажи.

     Прямой репортаж транслируется  в эфир в момент совершения  действия и осуществляется при  помощи передвижной телевизионной  станции (ПТС). Невозможность показать событие в момент его совершения или в его реальном временном объеме (проще говоря, если действие затягивается, а его информационная ценность уступает цене эфирного времени) требует его фиксации.

   По  способу фиксации репортажи называются видео-, кино- и фоторепортажами.

   По  типу звукового сопровождения репортажи делятся на синхронные и немые.

   Синхронный  репортаж (термин возник во время появления  на телевидении синхронных камер, позволяющих  одновременно фиксировать изображение  и звук) содержит естественные шумы события и речь его участников.

   Немой репортаж лишен естественных шумов, слышен лишь голос диктора, читающего  закадровый текст. Немой репортаж все  реже появляется в эфире.

   По  способу подачи репортажи делятся на комментированные и некомментированные.

   Некомментированный  репортаж, или трансляция, - это простейшая разновидность репортажа. Он полностью  лишен закадрового авторского текста и используется в прямом эфире  при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, где зрителям все понятно без комментариев.

   Но  когда событие непонятно без  пояснений репортера, применяется  комментированный репортаж, где репортер поясняет происходящее на экране с  помощью закадрового текста.

Информация о работе Телерепортаж как составная часть информационных программ