Современное оформление газет

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Оформление газеты - важный участок журналистского творчества. От технического оформления газеты зависит влияние материалов на читателя. На протяжении столетий человечество выработало простые и четкие законы и принципы технического оформления, которые отвечают демократическому характеру печати.

Содержание

Введение

Глава 1. Структурные элементы газеты

1.1. Постоянные элементы газеты

1.2 Требования к газетным заголовкам

1.3 Разделительные средства

1.4 Размерные элементы газеты

Глава 2. Иллюстрационное оформление газеты

2.1 Иллюстрации в газете

2.2 Форма и размер иллюстраций

2.3 Особенности иллюстрирования газет разных типов

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Тпми.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

   Современное оформление газет 

   План

   Введение

   Глава 1. Структурные элементы газеты

      1.1. Постоянные элементы газеты

      1.2 Требования к газетным заголовкам

      1.3 Разделительные средства 

      1.4 Размерные элементы газеты 

   Глава 2. Иллюстрационное оформление газеты

      2.1 Иллюстрации в газете

      2.2 Форма и размер иллюстраций

      2.3 Особенности иллюстрирования газет  разных типов

   Заключение

   Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

   Оформление  газеты - важный участок журналистского творчества. От технического оформления газеты зависит влияние материалов на читателя. На протяжении столетий человечество выработало простые и четкие законы и принципы технического оформления, которые отвечают демократическому характеру печати.

   Эти общие черты и признаки оформления присущий газетам и журналам разного типа, но вместе с тем в каждой газете постепенно составляется собственный более или менее постоянный композиционно-графический тип. Поэтому актуальной оказывается проблема индивидуализации внешнего вида печатных изданий в пределах оформительских норм. В решении этой проблемы важную роль сыграет комплексное и рациональное использования всех художественно-полиграфических средств.

   Стойкая композиция номера - один из основных компонентов  долгодействующей модели газеты. Стабильность в оформлении связана с содержанием, тематикой и жанровой структурой газеты.

   Конечно, главное в газете - это содержание материалов. Именно оно определяет форму публикаций, характер и стиль верстки, способы и средства технического оформления. Содержание материалов номера обуславливает как отдельные элементы их оформления, так и взаимосвязь, организацию в единое целое. Между содержанием и формой газеты и журнала существует постоянная взаимосвязь.

   Стойкость тематической и жанровой композиции издания вырабатывает у читателя своеобразную модель ожидания, т.е. улучшает ознакомление с материалами номера, приучает искать материалы на обычном городе, вырабатывает готовность воспринимать публикации номера в хорошо знакомых и обычных формах. Стойкость композиции газеты еще не означает создания жесткой, стандартной ее схемы. Принцип тематической и жанровой структуры заключается в том, что каждая полоса, раздел, подборка должны быть содержательными, композиционно завершенными. Материалы номера нужно располагать в точно продуманном, организованном порядке. Не только содержание отдельных материалов, а и их соотношение, пропорции, расположение являются важными факторами и должны быть заранее продуманными.

   Цель  данной работы: рассмотреть основные составляющие современного оформления газет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1. Структурные элементы газеты

   1.1. Постоянные элементы газеты

   Структура любой газеты состоит из определенных постоянных элементов, которые переходят  из номера в номер без принципиальных изменений. К таким элементам можно отнести заглавие газеты, текст с заголовками и иллюстрациями. Для разделения текстовых материалов и иллюстраций используются различные разделительные средства: линейки, пробелы и т.д. К постоянным элементам номера относятся также служебные детали, то есть колонтитулы, выходные сведения. Компонуя и верстая номер, дизайнеру и верстальщику приходится учитывать целый комплекс постоянных элементов, поскольку все они являются обязательными элементами макета газеты.

   Заглавие (заголовочная часть) газеты состоит из нескольких основных элементов — это название газеты, слоган (или, как его называли в советское время, «постоянный призыв»), наименования издателя или/и указания, в чьих интересах издается газета, календарных сведений, порядкового номера, года начала издания, цены, которая, кстати, может и отсутствовать. Иногда здесь же указывают периодичность выхода газеты. Газеты, отмеченные правительственными наградами, помещают их изображения в заголовочной части.

   Название  газеты обычно состоит из одного-двух слов и часто имеет символическое значение («Труд», «Звезда», «Молот» и др.) или указывает на характер издания и круг его читателей («Строительная газета», «Спортивный вестник» и др.).

   Название  газеты может быть наборным, но в  большинстве случаев его заказывают дизайнеру и затем помещают в виде векторной графики. Слишком сложный замысловатый рисунок шрифта, выбранный для названия, является моветоном, поскольку название должно быть ясным и четким, а оформление его не должно разительно отличаться от общего стиля дизайна газеты. Кроме того, название газеты как рисунком шрифта, так и размерами должно выделяться среди других заголовков первой полосы.

   Над названием или под ним размещают слоган, который в настоящее время уже может отсутствовать, хотя в недавнем социалистическом прошлом он был обязательным и в подавляющем большинстве газет верстался в одну строку. Слоган обычно набирают светлым строчным или прописным шрифтом простого четкого рисунка размером 10-12 пт. При использовании курсива в названии газеты слоган рекомендуется для контраста набирать прямым шрифтом, а при прямом начертании букв заголовка — курсивным. Слоган обычно подчеркивают тонкой прямой линейкой.

   Под названием газеты помещают информацию, чьим изданием она является или для  кого предназначена. Такие сведения обычно набирают в одну или две строки строчным или прописным шрифтом 8-10 пт, чаще всего прямого полужирного начертания.

   Календарные сведения — это указание даты выпуска: день недели, число, месяц, год. К ним  нередко присоединяют порядковый номер, год начала издания газеты и цену отдельного выпуска (необязательный элемент). Над этими сведениями ставят указание на год начала издания, под ним — цену отдельного выпуска. Эту информацию набирают строчным шрифтом светлого или полужирного начертания 8-10 пт. Под ценой иногда размещают данные о периодичности выхода издания (обычно это делают в ежедневных газетах).

   1.2 Требования к газетным заголовкам

     Размер и размещение заглавия газеты

   Обычно  заглавие газеты имеет постоянный размер. Иногда оно располагается по всей ширине первой полосы одной большой строкой. Такой заголовок весьма эффектен, ярок, хорошо смотрится. Однако в большинстве газет заголовок занимает лишь часть всего формата полосы, и этот вариант размещения заголовка обеспечивает дополнительные возможности для оформления первой страницы, позволяя более рационально использовать место рядом с заголовочной частью, а также перемещать ее на полосе. При необходимости можно менять и размер заглавия газеты, но обязательно с сохранением его рисунка.

   Традиционное  расположение заглавия газеты — вверху слева, над первыми колонками  первой страницы, хотя в некоторых  газетах, особенно ориентированных  на молодежную аудиторию, заглавие все  чаще помещается в другие места первой полосы.

   Порой заглавие сдвигают вниз, а на освободившемся месте, в начале номера, размещают важное сообщение или актуальную информационную подборку. Сдвигать заглавие слишком низко не рекомендуется, дабы не нарушить равновесие материалов на странице. Не следует сдвигать со своего обычного места заглавие, занимающее всю ширину полосы, — в этом случае оно может разделить первую страницу газеты на две части, нарушив ее целостность.

   Цвет  в заголовке

   Цвет  — сильное средство выделения  заголовка газетного материала. Поскольку цветные заголовки обладают, по сравнению с черными, гораздо большей выделительной силой, применение их в газете требует чувства меры и хорошего вкуса. Ошибку совершают те верстальщики, которые, получив в свое распоряжение дополнительный цвет, стремятся применить его для печатания чуть ли не всех заголовков. Это приводит не только к пестроте полос, но и к тому, что основные материалы не получают достаточного выделения и теряются на полосе.

   Для газетных заголовков можно взять  любую дополнительную краску. Предпочтение следует отдать прежде всего красному, затем зеленому цвету, а также  светлым оттенкам синего цвета. Вряд ли целесообразно применять темные цвета, мало отличающиеся от черного. Так, заголовки, напечатанные темно-синим цветом, почти не выделяются среди обычных черных заголовков.

   Для успешного оформления цветных заголовков немалое значение имеет подбор титульных  шрифтов. Опыт показывает, что такие  заголовки лучше набирать прописными литерами полужирного или жирного  начертания. Это обеспечит более  яркий, интенсивный цветовой тон. 

   Некоторые ошибки в оформлении заголовков

   Несмотря  на различия между газетами, при  выборе и оформлении их заголовков часто допускаются одни и те же типичные ошибки. Одна из них — повторы  в заголовках. Нередко в одном  и том же номере, не говоря уже о нескольких номерах одной газеты, встречаются заголовки, повторяющиеся почти дословно. Еще чаще на полосах появляются заголовки с повтором одного или нескольких слов.

   Подобные  ошибки свидетельствуют об ограниченности словарного запаса редакционных работников или о крайней их невнимательности. Достаточно просмотреть сверстанные полосы газетного номера, чтобы заметить и удалить все повторы в заголовках.

   Другая  ошибка связана с неправильным размещением  газетного заголовка, особенно многострочного. Строки нередко устанавливают над разными частями одной и той же статьи. В результате она словно распадается на две внешне самостоятельные статьи, каждая со своим заголовком. Иногда такой заголовок приходится даже читать как бы по диагонали.

   Только невнимательностью можно объяснить смысловое слияние соседних заголовков. Если к тому же они расположены на одном уровне и набраны схожими шрифтами, то читаются как одно предложение, иногда неожиданно приобретающее двусмысленный характер.

   Нежелательных слияний соседних заголовков легко избежать, подняв или опустив один из них либо хотя бы набрав их разными шрифтами и разделив текстовой оборкой.

   Двусмысленные сочетания могут возникать и  в результате слияния заголовка, подзаголовка или рубрики и заголовка  стоящего под ним материала, которые иногда также читаются как одно предложение. Не меньшего внимания требует и постановка заголовка рядом с иллюстрацией - фотоснимком, карикатурой и др., поскольку может возникнуть их неудачное сочетание. 

   Процесс оформления заголовка

   Процесс оформления заголовка разделяется  на несколько этапов. Вначале в  редакции проверяют, соответствует  ли предложенный вариант заголовка  содержанию материала, и одновременно уточняют вид заголовка, его роль на полосе. Если заголовок состоит  из нескольких слов, то при необходимости его разбивают, соблюдая правила смыслового деления на строки. Уточняют постановку каждой строки — симметрично, по центральной оси или с выключкой. Затем приступают к шрифтовому оформлению заголовка. При этом выбор  шрифта для него часто определяется уже на стадии разработки макета и сетки. 

   1.3 Разделительные средства

   К разделительным средствам относятся  рамки, линейки, концовки, пробелы и  различные фигурные элементы (звездочки, ромбики и т.п.). Они используются для разделения текстовых и иллюстрационных материалов и для выделения важнейших из них.

   Линейки

   В газете используют линейки разных типов. Текстовые колонки на газетной странице раньше всегда разделяли с помощью  шестипунктовых (около 2,25 мм) прямых межколонных линеек. Такие линейки позволяют выровнять текстовые колонки.

   Но  нередко межколонные линейки  заменяют межколонными пробелами. Газетная страница с межколонными пробелами  выглядит привлекательнее и смотрится  чище, чем с линейками. Без межколонных  линеек наборная строка, как говорится, «свободнее дышит», поскольку ограничение ее пробелом облегчает чтение. Кроме того, удаление межколонных линеек позволяет яснее выделять важнейшие материалы номера, четче разграничивать основные рубрики и разделы газеты: тогда на полосе видны только разграничительные и выделяющие линейки. Ширина пробела обычно 812 пт. (примерно 34,5 мм), но более широкие пробелы полосу отнюдь не украшают. Пытаясь устранить этот недостаток, неопытные верстальщики устанавливают двойные разделительные линейки, но положения это не спасает. В подобном случае рекомендуется несколько увеличить формат текстовых колонок.

Информация о работе Современное оформление газет