Состояние речевой культуры общества на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Русский язык является одним из восточнославянских языков, принадлежащих наряду с германскими, романскими, балтийскими, индийскими и другими к индоевропейской языковой семье.
Современный русский язык - это прежде всего язык русского народа, составляющего 80,85% населения Российской Федерации. Более 300 миллионов человек на нашей планете говорит по-русски и около 180 миллионов его изучает. Это язык народа, имеющего более чем тысячелетнюю историю, культуру и письменность, многовековой опыт государственного и культурного строительства, освоения новых земель и хозяйствования, огромные достижения в области науки и техники. Непременная составляющая национального самосознания человека - чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….4
2.СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………………………………………..6
3. ПРИЧИНЫ МАССОВЫХ ОШИБОК………………………………………………12
4. НЕОБХОДИМОСТЬ ЗАЩИТЫ ЯЗЫКА…………………………………………..13
5.МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………………..…15
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....17
7. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………....18

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 43.44 Кб (Скачать)

     Некоторые лица, особенно занимающие более высокое  положение, чем их собеседник, используют при деловом общении форму  обращения ты, нарочито подчеркивая, демонстрируя свое «демократическое», «дружеское», покровительственное отношение. Чаще всего это ставит в неловкое положение адресата, воспринимается как знак пренебрежительного отношения, посягательства на человеческое достоинство, как оскорбление личности.

     Также, в современном мире часты случаи нарушений этикета телефонного разговора. Это может привести к потере времени, имиджа и ненужным конфликтам.

     Многие  люди начинают телефонный разговор с  вопросов: «Кто это?», «Я куда попала?»  и т.д. Это совершенно недопустимо. Как правило, на такие вопросы  следуют контрвопросы: «А кто Вам нужен?», «А куда Вы звоните?».

     По  нормам этикета, начинать любой телефонный разговор нужно с приветствия: «Здравствуйте» или «Добрый день». Далее, сделав паузу, чтобы собеседник мог ответить на ваше приветствие, необходимо представиться, даже если вас узнали по голосу (во избежание ошибок и недоразумений).

     Говоря  о состоянии речевой культуры, нельзя не сказать о речевой культуре современной молодежи. Следует отметить, что речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области  речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой  культуры общества. Правильное пользование  языком предполагает собственное чувство  стиля, верный и достаточно развитый вкус.  
Но зачастую этот вкус и стремление к индивидуальности переходит все границы разумного. 

     По  данным исследований, большее влияние  на современного подростка оказывает  прежде всего окружающая культурная среда (семья, друзья, родственники, ровесники), а также телевидение, модные журналы, музыка и общество в целом.

     Каждое  новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно  выбирает наиболее подходящие слова  и обороты речи, берет из выработанного  предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое  видение мира. Естественно, новые  поколения отказываются от того, что  кажется архаичным, не созвучным  новой манере формулировать мысль, передавать свои чувства, отношение  к людям и событиям. Иногда они  возвращаются к архаичным формам, придавая им новое содержание, новые  ракурсы осмысления. 

     Таким образом, постоянное развитие языка  ведет к изменению языковых норм. Но, современная тенденция развития языка не сулит нам в будущем ничего хорошего, поколение next настолько ломает и видоизменяет привычные нормы, что трудно представить себе, каким будет язык к концу нашего прогрессивного столетия.

     Возьмем, к примеру, молодежные журналы «Молоток», «BRAVO», которыми зачитывается вся «продвинутая»  молодежь, и с первых же страниц  читаем (татуха, шмотки, туснуть, днюха, депрессовать, баскет, чел, Прива –  «привет», провафлил – «пропустил», шарится, движуха, поцик, слинял, по-любэ, врубились, уважуха, простебали, затарился, тачила, колбасеры, бабло, кидалово, и так можно перечислять до бесконечности). 

     Та  же ситуация и на телевидении (МУЗ  ТВ, ТНТ, МТV и т.д.). Одними из любимейших телепередач подрастающего поколения  являются «COMEDY CLUB», «Наша Раша», «Убойная лига», и т.п., которые ради высоких  рейтингов готовы пренебрегать любыми нормами, и не только языковыми, но и  нравственными.

     Но  особо стоит отметить музыкальные  композиции некоторых современных  групп, тексты их песен способны вызвать  шок у любого взрослого образованного  человека. Куда бы не поехал в автобусе или такси неизменно играет шансон, вызывающий патологическое привыкание к жаргонной «блатной» речи. 

     Большое влияние на культуру речи оказывают и информационные технологии. Язык чатов перенасыщен языковыми ошибками, его главная функция – быстрая и эффективная передача мысли, поэтому на грамотность здесь никто не обращает внимание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
3.Причины  массовых речевых  ошибок.

     К причинам отрицательных явлений  в речевой практике относятся:

- влияние неграмотной речи лиц, имеющих авторитет в обществе (политиков, артистов, спортсменов, телеведущих);

- доверие народа к печатному слову (привычка рассматривать всё напечатанное и сказанное по телевидению как образец нормы);

- снижение редакторской требовательности к журналистам в отношении соблюдения языковых норм;

- снижение качества корректорской работы;

- запутанность и нечеткость мысли авторов публицистических статей, политических заявлений и законов, и, как следствие, неясность языка их произведений;

- разрыв между усложнёнными требованиями новой школьной программы по русскому языку и реальными возможностями сегодняшней российской школы;

- снижение интереса школьников к классической литературе;

- проблемы в пополнении фонда библиотек;

- неуважение к гуманитарной науке;

- неуважение к адресатам речи;

- пренебрежение к родному языку. 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
4.Необходимость  защиты русского  языка

     Поскольку изменения в речи могут вести  не только к положительным, но и к  отрицательным изменениям в языке, стоит задуматься над тем, как  защищать язык от нежелательных изменений. Конечно, развитием языка невозможно управлять административными методами. С помощью приказов не сделаешь слово более выразительным, невозможно приписать слову другое значение, невозможно заставить людей говорить грамотно, если они этого не умеют.В защите языка главная роль принадлежит не административным органам, а гражданскому обществу и личности.

     О защите русского языка должны заботиться политические партии (если, конечно, их руководители сами владеют родным языком в достаточной мере, общественные и научные организации, журналистские  союзы, другие объединения граждан. Сегодня ещё не так много общественных организаций, которые бы уделяли внимание вопросам культуры речи. Полезную роль в этом деле играют такие организации, как Общество любителей российской словесности, Российская гильдия лингвистов-экспертов, Фонд защиты гласности.

     Большую пользу приносит научно-популярный журнал "Русская речь", пропагандирующий научные знания о русском языке, постоянно публикующий статьи по культуре речи. Очень важно, чтобы проблемы культуры речи обсуждались с участием специалистов по русскому языку. Субъективный или идеологический подход к вопросам культуры речи может привести к неверному толкованию языковых явлений, ошибочной оценке состояния речи.

     В конечном счете судьбы русского языка  зависят от каждого человека. Государство  не может проверить каждое сказанное  слово и поставить на нем печать "грамотно". Человек сам должен заботиться о том, чтобы передать следующим поколениям русский язык в неискаженном виде. С другой стороны, общество должно всячески помочь каждому гражданину совершенствовать знание русского языка. В этом деле может оказаться полезной и государственная поддержка русского языка.

     В качестве мер такой поддержки  можно рекомендовать следующее:

- обеспечение научных, массовых и школьных библиотек новыми словарями русского языка и современными учебниками;

- финансирование научных и научно-популярных журналов по русскому языку;

организацию научно-популярных передач по русскому языку на радио и телевидении;

- повышение квалификации работников телевидения и радио в области культуры речи;

- официальное издание новой редакции свода правил орфографии и пунктуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
4.Методы  самостоятельного  совершенствования  речевой культуры

     Как уже говорилось выше, главная роль в деле сохранения родного языка  принадлежит самому человеку.

     Для того чтобы состояние языка не вызывало тревоги, каждый человек должен постоянно думать над тем, что  он говорит.

     Никакие комиссии и федеральные программы  ничего не изменят, если сами люди не начнут уважать родной язык, чувствовать  свою ответственность за каждое сказанное  слово, вдумываться в смысл своих  слов.

     Даже  самый полный курс культуры речи не может дать ответы на все вопросы. Язык настолько богат, что его  невозможно описать в одном учебнике. Значит, необходимо постоянно заниматься развитием своей речевой культуры, постижением глубин русского языка.

Для этого  можно использовать следующие методы:

- чтение классической художественной литературы

- внимательное изучение нужных разделов в грамматических справочниках;

- использование словарей;

- обращение за консультацией к филологам;

- использование ресурсов интернета.

     Для того, чтобы запомнить раз и  навсегда, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово, такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Дальше, как обычно, из запоминаемого и вспомогательного слова нужно составить сюжет. Теперь, когда вы снова столкнетесь с этим словом и засомневаетесь, где же поставить ударение, вам достаточно будет вспомнить свой сюжет или рифму, и все сомнения благополучно разрешатся. 
Например, чтобы запомнить, что в слове "туфля" ударение падает на "У" можно составить такой сюжет: "ТУфля выпала из самолета "ТУ". Или представить такую картинку: "ТУча, похожая наТУфлю". Или: "ТУшью измазали ТУфлю". Для запоминания того, что в слове "торты" ударение падает на "О", можно составить коротенький сюжет: "ТОлстый, потому, что любит ТОрты", — или придумать Рифму: "Долго ели тОрты — не налезли шОрты". Другой вариант: "Не пошли на кОрты — стали кушать тОрты".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
заключение

     В ходе данной курсовой работы мы обозначили особенности современной речевой  культуры, проанализировали употребление ошибок в речи людей. Можно сказать, что общество имеет такой язык, какой обществом  создан,

и использует язык  так,  как  умеет  и  может.  Влияние  языка  на  общество и общества на язык,

усиливается вместе с развитием самого общества - это влияние  возрастает  по

мере  развития производства, техники, науки,  культуры  и  государства.

Одной из важнейших задач воспитания современной  культуры

речи  является  овладение  умениями  и  навыками  анализа  сложных  ситуаций

общения,  прежде   всего   применительно   к   практически   непосредственно

актуальным  сферам и ситуациям. На  этой  базе  соответствующие  продуктивные

умения  и навыки могут приобретаться  самовоспитанием в  естественной  речевой

практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический спИсок

1. Социальная психология и этика делового общения. Лавриненко В. Н. М., 1995

2. Оганесян  С.С. Культура речевого общения  // Русский язык в школе. №  5 - 1998г.

3. Скворцов  Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. №  1 - 1994г.

4. Формановская  Н.И. Культура общения и речевой  этикет // Русский язык в школе.  № 5 - 1993г

5. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М., 2001.

6. Русский язык и культура речи / под ред. Черняк В.Д. – М., 2002.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Состояние речевой культуры общества на современном этапе