Репортаж: событие как переживание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:10, лекция

Описание работы

Начинающие журналисты любят поведать миру не только фактическую сторону событий, но и что они подумали в тот или иной момент, что почувствовали. Это и есть репортаж – информационный жанр, в котором факты подаются под приправой авторских наблюдений, ощущений, комментариев.

Работа содержит 1 файл

Новое про Репортаж.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

Репортаж: событие как переживание 

Начинающие журналисты любят поведать миру не только фактическую сторону  событий, но и что они подумали в тот или иной момент, что почувствовали. Это и есть репортаж – информационный жанр, в котором факты подаются под приправой авторских наблюдений, ощущений, комментариев.

Если хроника в основном отвечает на вопросы ЧТО? КТО? ГДЕ? КОГДА?, то репортаж – вдобавок еще и на вопрос КАК?

«Репортаж» происходит от латинского слова “reportare”, что значить “передавать”, “сообщать”. Досужие люди любят посмеяться над тем, как толпа репортеров давится вокруг места происшествия или знаменитости. Но журналисты просто честно делают свою работу! Ведь репортажа без личного присутствия репортера на месте события не бывает.

Хороший репортаж создает тройной эффект: присутствия + достоверности + сопереживания.

Чтобы добиться этого эффекта, репортеру  нужно:

  • побывать на месте (репортаж невозможно написать за письменным столом!)
  • увидеть как можно больше, включая детали и нюансы
  • услышать все возможные мнения (взять мини-интервью)
  • собрать факты, в том числе восстановить предысторию происшествия
  • записать все и сфотографировать

Задача репортера – дать аудитории  почувствовать атмосферу, в которой  разворачивалось событие, позволить  увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был свидетелем. В репортаже ничего не надо придумывать – надо только уметь видеть, слушать и анализировать.

Репортер не только сообщает, но и изображает. Он не инсценирует события, а воспроизводит их.

 

Хотя соблазн «подправить» действительность бывает велик. Вспомните бутылку коньяка возле убитого в театральном центре на Дубровке боевика: как выяснилось, ее поставили в кадр намеренно, когда уже все закончилось.


Объем газетного репортажа колеблется от 100 до 400-450 строк.

Отличительные черты репортажа:

1. Последовательное воспроизведение события. Хронология составляет основу повествования.

2. Наглядность, то есть создание образной «картинки» происходящего путем описания деталей, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц. Нужно помочь воображению читателя перенести его (читателя) на место события.

 

Как выразилась одна студентка, «Репортер – не только глаза читателя, но также его уши, нос, органы осязания и вкуса».


 

Л. Дзаридзе, корреспондент  ВГТРК: “Очень важно, чтобы радиорепортер умел видеть события глазами отсутствующего слушателя, а не присутствующего зрителя.” (Это относится и к пишущим.)


3. Оперативность. Важно не утонуть в деталях, а уметь выбирать самые яркие и эмоциональные моменты происходящего. Выход событийного репортажа всегда – в ближайшем номере, иначе репортаж «протухает».

4. Документальность. Репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне). Необходимо точно указывать место, время и действующих лиц.

5. Активная роль личности самого репортера. Эмоционально окрашенный стиль повествования придает рассказу дополнительную убедительность. Событие подается как переживание.

Виды репортажа:

«Классический» событийный:

  • спортивный
  • военный
  • криминальный
  • производственный
  • светский

Тематический (здесь часто нет «тирании» сроков, может готовиться долго):

  • специальный
  • познавательный
  • репортаж-комментарий
  • аналитический репортаж

Проблемный (к примеру, о пробках на дорогах)

«Журналист меняет профессию» (чтобы глубже вникнуть в суть происходящего в той или иной области человеческого бытия)

 

В начале 70-х годов, когда  Германия только начинала принимать  турецких рабочих, немецкий журналист  сменил внешность и нанялся на работу к немецким хозяевам как нелегальный гастарбайтер. Написал серию разоблачительных репортажей и книгу. Под влиянием его публикаций были усовершенствованы миграционные законы. Правда, автор все же заплатил за свой журналистский подвиг – его вынудили эмигрировать в Голландию. (К сожалению, забыл его имя и в Интернете не смог быстро найти. – И. Б.)


Почему репортаж «король жанров»? Потому что он объединяет в себе элементы других жанров прессы: аналитических, зарисовки, комментария (авторских отступлений или комментариев со стороны компетентных специалистов в виде мини-интервью, короткой фразы).

 

Высокая творческая свобода  автора в репортаже помогла многим репортерам состояться как писателям. Вот лишь самые известные имена: Владимир Гиляровский, Эрнест Хемингуэй, Джон Рид, Юлиус Фучик, Юрий Трифонов, из ныне живущих – Василий Песков.


Не умирает ли газетный репортаж в век телевидения, которое прямо показывает событие?

Не  умирает, как минимум, по трем причинам:

  1. Большая аналитичность. ТВ и радио передают сюжетную канву, на анализ у них нет времени. Газеты и журналы отстают в оперативности, зато могут качественно проанализировать события.
  2. ТВ в России сегодня под жестким контролем. Газеты чувствуют себя свободнее. В газетах можно прочитать о том, что по телевизору не покажут.
  3. Газеты остаются удобным каналом информации для миллионов, кто едет в электричках, метро. Свежую газету просто приятно взять в руки и развернуть – чистая эстетика.

Распространенные ошибки начинающих репортеров:

  1. Выдают за репортаж что-то другое, например, зарисовку или интервью с людьми на месте события – для репортажа этого мало.
  2. Злоупотребление авторским «я». Желая добиться «эффекта присутствия» неопытные журналисты иногда теряют чувство меры и считают необходимым познакомить читателя со всеми подробностями своего поведения. Однако читатель желает знать, что репортер увидел и что обнаружил, а не то, что он ел и пил, пока разбирался с историей.
  3. Повышенный интерес к «чернухе». Дадим слово Михаилу Дегтярю, лауреату премии «Тэфи» в номинации «Репортер»: «Рейтинг журналиста легче поднять на негативных материалах. Очень просто сделать материал, используя какую-то негативную информацию, намного сложнее сделать материал красивый о какой-нибудь человеческой истории, показать позитивно ту или иную проблему. Поэтому все студенты начинают, как правило, с чернухи, с каких-то невероятных гадостей. Но чем старше становишься, тем больше понимаешь, что все – просто».

Совет: 
Молодым журналистам проще всего напечатать репортаж в молодежной рубрике, которую имеют многие местные газеты. Взрослый корреспондент не пойдет на дискотеку, рок-фестиваль, к сноубордистам и роллерам. А если и пойдет, то ничего не поймет или поймет неправильно. 
Взрослому не придет в голову написать репортаж о «засилье» красных штанов на девичьих попах в отдельно взятом сезоне. Или о персональных способах изгнания «зеленого змия», разработанных для себя некими молодыми людьми. (Я перечислил по памяти темы репортажей, опубликованных в разное время в молодежном разделе «Кипяток» сергиевопосадской муниципальной газеты «Вперед».) 
Но даже если молодежной рубрики нет, редактор все равно наверняка благосклонно примет репортаж из среды юношества, поскольку таких материалов у него нет. И без вас не будет.

Консультация

Вопрос: 
Я студент первого курса факультета журналистики Уральского государственного университета. Недавно подписался на вашу рассылку и понял – в ней те знания, которые нужны любому начинающему журналисту, да и подано все в простой форме, приятно читать. 
Мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу образования журналиста, каким оно должно быть? (Нам в университете дали задание взять интервью на эту тему.) 
С уважением, Дашкин Никита

Ответ: 
Образование успешного журналиста состоит из трех уровней:

  1. Фундаментального
  2. Профессионального
  3. Ситуативного

Проще всего с последним, которое  я называю «ситуативным». Это подготовка к выполнению конкретного задания, например, подготовка к интервью, о чем мы подробно говорили в прошлом выпуске.

Профессиональное или специальное образование журналиста – это то, чем на элементарном уровне занимается наша рассылка, и чему пять лет учат на журфаке.

Но вопрос остается. Что важнее для журналиста: умение писать или  резвые ноги? Начитанность или коммуникабельность? Усидчивость в раскапывании архивов или умение «просочиться» к эпицентру события?

На мой субъективный взгляд, факультеты журналистики дают хорошее фундаментальное  образование, но мало заботятся о  подготовке практических журналистов, умеющих завязывать знакомства и их поддерживать, знающих как добыть «закрытую» информацию, которая по закону должны быть открыта, подготовленных физически, наконец.

В идеале хороший журналист должен окончить два учебных заведения: университет и разведшколу (шутка).

Как сказано в одном американском руководстве, «Репортерам следует  быть ловкими людьми, знающими, как  делать дела».

Что касается фундаментального образования, то выбрать главное поможет ранняя специализация. Если вы планируете писать о бизнесе, вам нужна математика, если об автомобилях – физика, если о работе судов – право. Всем без исключения пишущим нужна литература, филология, история.

Однако  вернемся к письму. Вам, Никита, нужно  взять интервью на тему образования  журналиста – каким оно должно быть? Думаю, не стоит спрашивать педагогов: что хотели, они сказали на лекциях. Не стоит спрашивать известных в городе людей. Вы не получите ответа на вопрос, но получите кучу претензий к журналистам, справедливых и несправедливых.

На  мой взгляд, следует обратиться к действующим журналистам города и задать им два вопроса:

  1. Каких знаний им не хватает в работе? (Или: О каких пропущенных лекциях они сейчас жалеют?)
  2. Каких им не хватает в работе практических навыков?

Опросить следует человек 10-12, рядовых  корреспондентов и редакторов или завотделами, газетчиков, радийцев и телевизионщиков, 20-ти и 40-летних. Может получиться полезный, притом эксклюзивный материал. Если это случится, я с удовольствием опубликовал бы его в рассылке.

 

 

Репортаж – это текст, сообщающий о событии в момент его протекания, причем одновременность действия и рассказа о нем может быть реальной (радио- или теле- репортаж в прямо эфире) или имитированной (газетный репортаж). 
 
В репортаже обязательно должна присутствовать событийность, в нем репортер стремится рассказать о митинге, футбольном матче, спуске корабля на воду, о путешествии и так далее. Поэтому даже если автор желает в форме репортажа дать нам представление о предмете, этот предмет обязательно должен быть включен в некое событие, действие, которое  позволяет создать  особый эффект репортажного изображения. 
 
Репортаж пишется в форме настоящего времени, и передает действие, совершаемое и наблюдаемое репортером. 
 
Этот жанр требует яркости, броскости во всем, нужны необычные детали для зачина и выразительной концовки. Речь героя должна быть нестандартной и небанальной, должны быть переданы чувства репортера по поводу наблюдаемого события. 
Пример: http://proza.ru/2010/02/22/509  
 
Аналитический репортаж 
 
Эпизоды репортажного события дают автору возможность ввести рассуждение о проблеме, и в этих рассуждениях  используются уже известные нам способы аргументации – тезисы с обоснованием в виде объяснения причин, следствий, целей. 
 
Автору аналитического репортажа приходится решать очень сложный композиционный вопрос – как соединить событийные, наполненные живыми, конкретными деталями репортажные эпизоды с логически строгим рассуждением, причем так, чтобы не утрачивалась специфика жанра репортажа, его изобразительность, яркая эмоциональная окраска и динамичность. 
В качестве примера приведу путевой очерк, где прослеживаются репортажные моменты: http://proza.ru/2010/03/18/714

 


Информация о работе Репортаж: событие как переживание